Загрузка...
Загрузка...
[X]

ВНИМАНИЕ!

Материал является объектом авторского права и защищен Законом об авторских правах.

Его использование в коммерческих целях не разрешается без письменного согласия автора (издателя).

Я соглашаюсь / Я не соглашаюсь

В Бишкеке 21 октября 2019,
на кыргызском / на русском

Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости
Загрузка...

Кто есть кто


Арон Абрамович БРУДНЫЙ

— Автор

Направление творчества: Научные публикации

Биографические данные:

(1932-2011)

Спец. по филос. антропологии, общей семантике и психолингвистике; д-р филос. наук, проф. Окончил Киргизский мед. ин-т (1954), ист. ф-т Киргизского ун-та (1953, экстерном), асп. по филос. (в ИФ АН СССР, 1957). Работал в АН Киргизии (1959 — 1998), где защитил докт. дисс. (1970) на тему "Язык, сознание и действительность". В 1974 — 1978 читал спецкурсы по соц. психол. на ф-те психол. МГУ. Заведовал отделом комплексного иссл. человека ИФ АН Киргизии (1984 — 1998), в дальн. работал зав. кафедрой психол. и филос. Киргизско-Росс. Славянского ун-та (с 1994). В наст. время преподает в Американском университете Центральной Азии (АУЦА).

Заслуженный деятель науки (с 1996). Чл.-корр. Нац. АН. Действ. чл. АН (Москва), Калифорнийской АН, Нью-Йоркской АН.

Развивает филос. понимание, в к-ром выделяется триада гл. филос. вопросов: 1) действителен ли мир, 2) есть ли смысл или существование абсурдно, 3) является ли феномен человека случайным в масштабах Вселенной (реален ли антропный принцип). Основополагающая филос. категория — возможность. Развитие есть движение в пространстве возможностей, порождающее события и вещи. Возможность в принципе неистинна; время превращает ее либо в истину, либо в ложь. Вещь — реализованная возможность, события — реализуемая. Свойства вещи сокращают расстояние между тем, какой она является и что она значит для субъекта. В идеальном случае вещь является прекрасной и в этом заключено ее значение для субъекта. Фундам. феномен дух. существования человека составляет понимание. Трагедия человека есть проявление и следствие непонимания роковых (объективных) сил. Процесс понимания протекает в трех когнитивных полях: в поле 1 фрагментарно представлен действительный мир (в смысловом восприятии субъекта), в поле 2 — доказательные суждения, включая счетные операции, в поле 3 — повествования о действительных и возможных событиях. Для поля 1 определяющим является противопоставление есть — нет; для поля 2: доказано — не доказано; для поля 3: добро — зло (должно — не должно). Функционированию полей понимания соответствует соотнесение фактического, логического и аксиол. в актах мышления. Понимание мира, людей и самого себя есть условие свободного существования человека в об-ве. Человек есть продукт полового отбора, общ-во — воспроизводимый результат человеч. труда. Социогенезу свойственно постоянное опережение антропогенеза, к-рый не завершен, ибо действие полового отбора продолжается. Гл. влияние на человека оказывает эффективное использование продуктов труда, осн. же для общ-ва является эффективная организация производственного цикла. Собственность есть средство и условие независимости индивида от давления об-ва.

Соч.:

  • Знак и сигнал // ВФ. 1961. № 4;
  • Коммуникация и семантика // Там же. 1972. № 4;
  • Семантика языка и психология человека. — Фрунзе, 1972;
  • Понимание как философско-психологическая проблема // ВФ. 1976. № 10;
  • Мир общения. [В соавт.]. — Фрунзе, 1978;
  • Экополис. Введение и проблемы. [В соавт.]. — Пущино, 1981;
  • Новое мышление. — Фрунзе, 1988;
  • Понимание и общение. — М., 1989;
  • Другому как понять тебя. — М., 1990;
  • Метафизика игры // Апокриф. 1993. № 2;
  • Наука понимать. — Бишкек, 1996;
  • Психологическая герменевтика. — М., 1998.

 

Опубликованные на сайте произведения:
  1. Наука понимать
     
  2. Персонетика-2
     
  3. Над городом туман
     

Внимание! Приглашаем авторов к сотрудничеству