Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Искусствоведческие работы, Изобразительное искусство / Научные публикации, Медицина
© Руппель В.Ф., 2007. Все права защищены
Произведение публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 24 мая 2010 года

Валерий Федорович РУППЕЛЬ

Куурдак, т.е. новый киргизский орнамент

Иллюстрированное «пособие», цель которого – показать, что происходит с человеческим организмом при переедании куурдака (жареного мяса). Тонкая ирония художника… Книга издана малым тиражом в 2007 году.

Один местный художник, хотя о том, какой он художник, разговор отдельный, да и не разговор вовсе, а так, коротенькое замечание. Так вот, этот художник при каждом удобном случае любит похвастаться, какой замечательный плов он готовит. Как правило, подобное замечание следует в разговорах о сложностях-превратностях сегодняшней художнической жизни – ни продать, ни показать, ни выставить. А Болот, назовем его так, тут же ввернет свое слово о плове и о том, что даже объем казана не имеет для него большого значения, что немаловажно в поварском деле. Говоря это он подчеркивает, мол, в случае чего он не пропадет, и семью, благодаря этому своему умению, обеспечит. Однажды мне довелось отведать его плова. Вкусно, но масла многовато и рис в этом случае становится слишком жирным. Вспомнил я о плове к тому, что сегодня мог бы тоже поддержать кулинарную тему и с полной ответственностью заявить: «А я могу приготовить куурдак!»

Итак, куурдак. Блюдо это является, как бы сказали у нас в Гамбурге – Vorspeise, т.е. закуской, поскольку основные ингредиенты: бараньи почки, легкое, сердце, желудок, ливер, одним словом. Готовится куурдак довольно быстро — все компоненты покрошить и поджарить с луком, без него никуда и с картошкой, если она есть. Подают куурдак в ожидании-предвкушении главного блюда, того же плова или кесме, бешбармака, и т.д.

Мой куурдак также не более чем Vorspeise и представляет собой скульптурное изображение внутренних органов человека. Две доли легких с углублением для сердца в левой доли, ребристый отрезок трахеи с раздваивающимся нижним концом, сердце с четырьмя главными венами, нагнетающими кровь в артериальную систему, выразительный по форме желудок с энергично загибающимся к позвоночнику входом в двенадцатиперстную кишку, левую и правую почки, действительно бобововидной формы, многострадальную печень, где я с удивлением обнаружил, что зеленый грушевидно-вытянутый желчный пузырь находится в аккуратной ложбинке изнутри снизу печени, а желчные протоки поднимаются вверх, проникая в желудок и поджелудочную железу, в отличие от мочеточников, исходящих из почек вниз к мочевому пузырю и, наконец, человеческие яички с фрагментами желез-семенников. Кстати, эти органы, самые маленькие по размеру, в сравнении с другими, оказались и самым важным элементом в композиционном решении нового киргизского орнамента. Здесь я перехожу к главной части этого текста, к моменту появления счастливой мысли о возможности рождения нового киргизского орнамента. Как-то, беседуя с врачом гастроэнтерологом, я обратил внимание на вскользь брошенное замечание о причинах гастрозаболеваний у местного населения. И первая среди них – традиционно чрезмерное и беспорядочное питание, проще говоря, обжорство. Процессом поглощения пищи сопровождаются не только массовые и общественные мероприятия, но и сугубо частные, например посещение бани, где поесть и выпить оказывается делом гораздо более важным, чем сам процесс мытья. Это особенно заметно в женских отделениях, манты, самсы, остропряные салаты под стопятьдесят-двести граммов водки обычный ритуал между парилкой и душем. Нетрудно представить себе состояние печени, селезенки и поджелудочной железы после таких трех-, четырехчасовых нагрузок. Мне показалось достаточно актуальным рассказать об этом художественно-пластическими средствами. Тем более, что в традиционном киргизском орнаменте существует большое количество мотивов связанных с добыванием и приготовлением пищи с подробным описанием застолий. Интересующихся могу отослать к замечательной работе М.В. Рындина «Киргизский повествовательный узор» Академия наук СССР, Ленинград, 1948 г.

Приступив к работе, я был приятно удивлен эстетической гармонией и функциональной целесообразностью внутренних органов организма его композиционной слаженностью и логическим соответствием друг с другом. В целом все содержание грудной клетки, брюшной полости, мочеполовая система представляют собой мощный двух, трехслойный орнаментальный узел. За передним слоем, состоящим из темного красно-коричневого пятна печени и прихотливого орнамента тонкого кишечника в крупно-волнистой изысканного серо-зелено-голубого цвета раме толстой кишки лежит второй слой в центре которого, почти вертикально расположен светлый охристо-розовый желудок с мраморными прожилками мелких сосудов. Справа и чуть позади селезенка, непарный орган один из основных резервуаров крови участвующий в кроветворении, обмене веществ и выполняющий защитную иммунобиологическую функции. По обе стороны позвоночника парные органы, выполняющие очень важную функцию в работе организма и наряду с печенью являющиеся основным компонентом в приготовлении куурдака – почки. Почки же являются и основополагающими органами женской и мужской мочеполовой системы. Несмотря на существенную разницу между ними, трудно переоценить эстетическую красоту мужских и женских гениталий, а вид матки в разрезе ничем не уступает величию картины мироздания. Совершенно особый художественный интерес представляет изображение стадиального развития плода в женском организме, но это другая тема и в круг сегодняшнего разговора не входит.

Вернемся к новому киргизскому орнаменту. Все вышеперечисленные доводы, мотивы, аргументы и факты дали мне достаточно оснований обратится к проблеме обжорства с аналитической жесткостью и критическим пафосом. Конечно, в задачу не входило имитировать восковыми слепками сердца, почек или желудка композиционные узлы или ряды традиционного орнамента. Рога барана они и есть рога, а два слепка желудка расположенные так же образуют не менее выразительный элемент стилистически полностью соответствующий логике орнамента. К тому же саркастический юмор, парадоксальная интонация неожиданной находки и способность не вылететь ненароком за горизонт предсказуемости, что важно в работе с социальной парадигмой, является задачей более достойной, чем подозрительно-ревнивое, с ксенофобским душком отношение к любому, кто пытается новаторски оперировать традиционными средствами. Далеко не политкорректный довод «…как смеешь ты своим нечистым рылом здесь чистое питье мутить мое…» мракобесы и ретрограды всегда держат наготове.

Я не случайно назвал свой куурдак в соответствии с кулинарным – закуской; главное блюдо и главные события в художественной жизни Киргизии впереди, я надеюсь.

Валерий Руппель
    19 января 2007 года

 

Смотреть иллюстрированное "пособие" в формате PDF

 


Количество просмотров: 3937