Главная / Документальная и биографическая литература, Биографии, мемуары; очерки, интервью о жизни и творчестве / Документальная и биографическая литература, Серия "Жизнь замечательных людей Кыргызстана" / Научные публикации, Экономика и финансы
© Издательство "ЖЗЛК", 2004. Все права защищены
Произведение публикуется с письменного разрешения автора и издателя
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 2 марта 2009 года
Алиаскар Токтоналиев
(повесть)
Эта книга продолжает серию «Жизнь замечательных людей Кыргызстана» и посвящена жизни и деятельности известного финансиста Алиаскара Токтоналиева, чей вклад в развитие экономики республики, благосостояние ее людей поистине значителен, чья судьба интересна и поучительна
Публикуется по книге: В. Тимирбаев. Алиаскар Токтоналиев. – Б.: 2004. – 274 с. – (Жизнь замечательных людей Кыргызстана).
ББК 84 Ки 7-4
Т-41
ISBN 9967-02-328-7
Т 4702300100-04
Главный редактор ИВАНОВ Александр
Шеф-редактор РЯБОВ Олег
Редакционная коллегия:
АКМАТОВ Казат
БАЗАРОВ Геннадий
КОЙЧУЕВ Турар
ПЛОСКИХ Владимир
РУДОВ Михаил
К ЧИТАТЕЛЯМ
Жизнь щедра на непредсказуемые сюрпризы и удивительные коленца, которые порой радуют, нередко огорчают, а иногда кому-то круто ломают линию судьбы.
Одним из таких неожиданных сюрпризов стало для меня предложение поучаствовать в создании документально-биографической книги о бессменном в течение без малого 26 лет министре финансов Киргизской ССР Алиаскаре Токтоналиеве.
Народ – творец собственной истории. При этом на каждом этапе развития он выдвигает из своей среды личности, которые играют особую роль в становлении и жизни общества. Немало выдающихся личностей в разное время вышло из глубин кыргызского народа. К их числу, несомненно, принадлежит Алиаскар Токтоналиев, которому в мае 2004 года исполнилось бы 75 лет, и который, к сожалению, слишком рано ушел из жизни.
Но, как отметил в свое время бывший руководитель Киргизской ССР Турдакун Усубалиев, с кем Алиаскар Токтоналиевич работал в одной упряжке практически четверть века, такие люди, как Токтоналиев, должны навечно остаться в истории Кыргызстана. О них должны знать и помнить потомки, поскольку такие личности являются цветом и гордостью нации.
Данной книгой мы хотим хоть как-то воздать должное этому человеку и таким образом отметить юбилей ярко одаренной и многогранной личности, отдать дань глубокого уважения светлой и доброй памяти славного сына кыргызского народа.
Чуть более восьми лет понадобилось наделенному незаурядными способностями сыну земли, чтобы пройти путь от выпускника финансово-экономического института до министра. 30 лет отроду было Токтоналиеву, когда его назначили на этот пост. Тем самым он вошел в историю Кыргызстана как самый молодой министр.
Наиболее активный и продуктивный период его жизни и деятельности пришелся на начало 50-х и середину 80-х годов ХХ века. Время, когда Советский Союз, еще не залечив до конца раны небывалой в истории человечества по масштабам разрушений и людских потерь войны, стремительно развивался, уверенно входя в число могучих держав планеты. Именно на этот период приходятся наивысшие достижения и свершения Киргизской ССР в экономике, культуре, социальной и других сферах. И немалый вклад во многие из этих побед и свершений внес А.Токтоналиев.
Мне посчастливилось лично знать этого человека. Правда, тут надо учесть вот что. Когда я впервые увидел его, ему было 27 лет, а мне – 14. В таком возрасте подобная разница в годах – почти в два раза – большая пропасть. Еще внушительнее разрыв был в социальном положении. Он – авторитетный и уважаемый заведующий областным финансовым отделом, я – школьник, ученик седьмого класса. Тем не менее мне довелось неоднократно общаться с ним. А все благодаря тому, что мой отец работал в ту пору заместителем заведующего Джалал-Абадским облфинотделом. Проще говоря, был правой рукой Токтоналиева.
К моему великому сожалению (о чем я, впрочем, понял слишком поздно), через три года наше даже такое редкое, от случая к случаю, общение прервалось. В связи с объединением Джалал-Абадской и Ошской областей Токтоналиева перевели в г.Ош, а еще через некоторое время в г.Фрунзе.
Знал бы, где упасть, соломки бы заранее подстелил, — гласит народная мудрость. Знай я тогда, догадывайся о масштабности этого человека, а тем более о том, что едва ли не полвека спустя придется писать о нем, конечно же, вел бы дневник, записывал бы все наши редкие беседы и личные наблюдения, заставил бы отца и его сослуживцев, с кем доводилось время от времени общаться, побольше рассказать об их шефе. Увы, как говорится, если бы, да кабы...
В юности я прочитал у Самуила Маршака удивительное по точности и проникновению в суть человеческих отношений четверостишие:
Мы принимаем все, что получаем,
За медную монету, а потом –
Порою поздно – пробу различаем
На ободке чеканно-золотом.
А позже я обнаружил в кыргызском фольклоре смысловой эквивалент данного наблюдения. Оказывается много раньше у кыргызского народа существовала поговорка: «Золото в руках не кажется золотом».
В справедливости этих наблюдений мне доводилось убеждаться не раз и не два. Впрочем, думаю, не только мне. Жаль только, что произошло это прозрение слишком поздно.
Беру на себя смелость утверждать, что всю масштабность и значимость Алиаскара Токтоналиева многие кыргызстанцы по-настоящему осознали и поняли со значительным опозданием, и особенно после того, как он покинул сей бренный мир.
Потому считаю долгом сказать, что издание этой книги вряд ли было возможно, если бы не подвижничество и чувство глубокой благодарности к Учителю человека, который считает себя учеником Токтоналиева. Речь идет о председателе правления Кыргызпромстройбанка, депутате Собрания народных представителей Жогорку Кенеша, человеке удивительной, неординарной судьбы Муратбеке Осмоналиевиче Мукашеве.
После окончания Института народного хозяйства им.Плеханова в Москве Мукашев начал работать в Министерстве финансов республики. Чем-то молодой специалист приглянулся министру. Может быть, напомнил он Токтоналиеву его молодость, возможно, узрел министр в нем перспективного работника, только взял он 21-летнего Муратбека под личную опеку, принимал в его дальнейшей судьбе и становлении самое непосредственное участие.
В свою очередь Мукашев пронес чувство глубокого уважения и искренней благодарности к Учителю через всю свою жизнь. Согласитесь, качество в современной действительности довольное редкое, можно даже сказать, музейное.
Что же касается автора этих строк, то он должен быть признательным М. Мукашеву за предоставленную возможность, хотя бы таким вот образом вспомнить былое и вновь пообщаться с коллегой и другом его отца, рассказать новым и грядущим поколениям кыргызстанцев о замечательном и не-обыкновенном человеке – Алиаскаре Токтоналиеве.
ГЛАВА ПЕРВАЯ
С чего начинается Родина?
Найти ответ на этот вопрос пытались и пытаются многие. Даже песня на этот счет существует. И все же, думается, ответить на него вот так, сразу и однозначно, вряд ли возможно. Наверное, для каждого она начинается по-своему. Однако есть (во всяком случае должно быть) у этого начала нечто общее для всех. Разве можно осознать и ощутить начало Родины без любви к отчей земле, к дому, где родился и вырос, к родителям, без привязанности к друзьям и близким?
Любовь к отчему дому, конечно же, важная составляющая в осознании Родины, но далеко не единственная. Быть может, то, что скажу, кому-то покажется сегодня смешным и нелепым, давно отжившим анахронизмом. Но ведь из песни слов не выкинешь, прошлое не перечеркнешь и историю набело не перепишешь. Да и стоит ли спешить перечеркивать и переписывать то, что для людей поколения, к которому принадлежал Токтоналиев, Родина, помимо всего прочего, начиналась с любви и гордости за нее, за великую и могучую державу со звучным именем – СССР, Союз Советских Социалистических Республик.
К огорчению, с распадом этой мощной страны, который, кстати, произошел вопреки воле и чаяниям большинства ее граждан, с внезапно возникшим парадом суверенитетов, стало модным охаивать и чернить все, что делалось и было достигнуто за семь с небольшим десятилетий Советской власти. И как-то стали забываться, затушевываться, уменьшаться в размере исторической значимости победы и достижения – все то, чем по праву гордились советские люди.
Кое-кто из сегодняшних молодых да ранних любит порассуждать по поводу «недалекости» отцов и дедов. Мол, и строили невесть что, и шли не тем путем и не туда, куда следовало бы. Но так уж безнадежно слепы и непроходимо глупы были те, кто создавали и строили страну, которая первой в мире провозгласила и начала претворять в жизнь принципы социальной защищенности обыкновенного рядового гражданина и обеспечения его прав. Неужели наивны и слепы были Герберт Уэллс, Джон Рид, Альберт Рис Вильямс, Лион Фейхтвангер, Ромэн Роллан, которые, побывав в Советской России в 20-30-е годы, отмечали и приветствовали ее социальные завоевания? Бесплатное и всем гарантированное среднее и высшее образование, такое же медицинское обслуживание, вполне доступные путевки на отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, на курортах. Кстати, даже сами западные социологи и политологи признают, что корни всех сегодняшних достижений развитых стран Запада и Востока в социальной сфере следует искать в российской революции октября 1917 года.
Победа в самой кровопролитной за всю историю человечества войне – это тоже заслуга и достижение, главным образом, советского народа. Какова цена этой победы, вопрос другой. Мы говорим в данном случае о результате.
Прорыв человечества в космос был достигнут также благодаря прежде всего научной мысли и техническим достижениям СССР.
О безошибочности изначально выбранного пути говорит то, что за полвека существования Страны Советов ее национальный доход возрос в сто с лишним раз, ее доля в мировом промышленном производстве увеличилась в двадцать раз. И тут ни прибавить, ни убавить – так это было.
К сожалению, на определенном этапе поступательного движения вперед правящая и руководящая сила страны КПСС, а точнее ее малочисленная верхушка, уверовав в свою исключительность и непогрешимость, узурпировала не только право на власть, но и на роль истины в последней инстанции, утратила способность воспринимать мир во всем его многообразии и противоречивой реальности. А потому как-то незаметно свернула с большака и повела общество в тупик.
Но может ли это служить поводом для перечеркивания жизни целых поколений и считать их труд и деяния, достижения и промахи, победы и поражения никчемными и пустыми?
Вообще говоря, в истории не бывает чистых потерь времени, как не бывает и «пустых» эпох. Вопреки всему, общества продолжают развиваться, набираться опыта, учиться на ошибках. Правда, плоды этого учения зачастую бывают горьки, но никакие периоды, никакие годы, какими бы они ни были мрачными и трагичными, не могут быть вычеркнуты из истории.
Если называть вещи своими именами, распад Союза стал серьезной трагедией для подавляющего большинства совет-
ских людей. Миллионы граждан, связанных между собой родственными, дружескими, деловыми, творческими связями, в одночасье, вдруг оказались в разных государствах, по разную сторону границ.
В выигрыше оказались те, кто вознесся к вершинам власти. Предположим, разве мог первый секретарь ЦК компартии Туркменистана Сапармурат Ниязов мечтать, разве мог предвидеть в самом сладком сне, что его лик украсит национальную валюту, что его именем будут названы город, улицы, площади, скверы, что его грандиозные портреты украсят все населенные пункты, а колоссальная статуя, воздвигнутая в его честь еще при жизни в столице страны, будет озарять путь всего туркменского народа?
Или кто бы в советское время позволил, скажем, Гейдару Алиеву вопреки воле значительной части населения Азербайджана практически «назначить» родного сына своим преемником на посту главы государства.
А разве мог предположить научный сотрудник и преподаватель Фрунзенского политехнического института Аскар Акаев, что его будут принимать в США и Японии, Германии и Турции, Норвегии и Китае, Франции и Индии, во многих других странах Европы и Азии как президента суверенного государства?
В выигрыше оказались и те, кто был не очень обременен такими людскими «рудиментами», как совестливость, деликатность, порядочность, а потому в эпоху безвременья, всеобщей растерянности, развала и хаоса постарался урвать от общественного пирога кусок покрупнее и пожирнее, став владельцем и полновластным хозяином завода, фабрики, а то и целого промышленного комплекса или отрасли.
Но, повторимся, таких людей наберутся считанные сотни, ну тысячи. Миллионы же граждан Страны Советов оказались в результате развала великой державы в огромном проигрыше, буквально на руинах, утратив не только материальные блага, но и (что гораздо хуже) веру в нравственные идеалы и в светлое будущее.
Между прочим, те, кому довелось общаться с Токтоналиевым в тот период, говорят, что такой финал Союза он предвидел еще на заре перестройки и не раз с горечью говорил, что страсть и жажда власти некоторых лидеров союзных республик, их стремление порулить суверенным государством может привести к распаду Страны Советов. К сожалению, его предвидение стало явью.
Хотя под конец жизни Токтоналиев, быть может, излишне самокритично и пессимистично подходил к оценке ее итогов и несколько преувеличивал промахи и ошибки, которые он совершал в разные ее периоды.
Если справедливо наблюдение, что каждый из нас родом из детства, что именно в детстве и отрочестве закладывается и формируется характер человека, то юные годы Алиаскара представляют в этом плане большой интерес.
Алиаскар Токтоналиев, как он сам писал в автобиографии, родился 24 мая 1929 года в селе Эпкин (ныне село Алиаскар Токтоналиево) Иссык-Атинского района Чуйской области. Отец Токтоналы Байбориев был потомственным заргером, темир-уста, ювелиром, мастером по металлу и кузнецом. Мать, Айнаке Байбориева – свекловичницей.
Правда, с датой появления нашего героя на свет вышла небольшая неувязка. Когда настало время выписывать ребенку свидетельство о рождении, в семье возникли разногласия по поводу точного дня его рождения. Мать утверждала, что Алиаскар родился 29 апреля, а более грамотный, а потому и более авторитетный старший брат матери настаивал на том, что родился ребенок 24 мая, поскольку, в тот день, когда ему сообщили об этом суюнчу, он вел сев в подгорной зоне. Раньше второй половины мая в тех местах никогда не сеяли.
Вот так и получилось, хотя по документам и значилось, что Токтоналиев родился 24 мая, друзья и родственники поздравляли его с днем рождения 29 апреля, полагая, что матери лучше знать, когда она произвела на свет своего сына.
Хотя семья и не была богатой, но и не терпела нужду, не переносила лишения, как большинство односельчан. Во все времена у всех народов человек, имеющий дело с металлом, был весьма уважаемым и достаточно обеспеченным. В его услугах нуждались все. Подковать коня, выковать серп или кетмень, смастерить дверные петли или скобы для связки деревянных перекрытий при строительстве дома, изготовить стремена для всадника, втулки для телеги, да обыкновенный штырь для привязи на подворье лошади или коровы – без кузнеца Токтоналы не обойтись. Да и смастерить для сельской красавицы незамысловатые сережки из серебряной монеты, доставшейся в наследство от бабушек, кольцо или браслет заргер мог не хуже иного профессионального ювелира.
Никому Токтоналы никогда не отказывал, не чурался никакого дела, все просьбы и заказы старался выполнить наилучшим образом. И хотя ремесло железных дел мастера гарантировало его обладателю в общем-то безбедную жизнь, однако передавать его по наследству единственному сыну Токтоналы не торопился и к работе в кузне Алиаскара не привлекал. Видел отец, что растет сын не по годам рассудительным, легко, как бы играючи, овладевает премудростями школьных наук, очень любит читать и хорошо запоминает прочитанное. Учителя в один голос прочат ему большое будущее.
Тут следует сказать, что вообще-то говоря, у Токтоналы и Айнаке Байбориевых было пять детей. Но троих еще в раннем возрасте призвал на небеса Всевышний. Остались старшая дочь Кулбаран и сын Алиаскар, продолжатель рода и надежда семьи. Он призван скрасить старость родителей, стать им опорой и поддержкой в будущем. А потому не жалели они для него ничего. Среди эпкинских сверстников он выделялся тем, что всегда был одет заметно лучше других.
Следует признать, что при многих минусах сельские дети имеют перед своими городскими сверстниками то преимущество, что с ранних лет не ограждены от жизни частоколом запретов и одергиваний с бесконечными «не»: не бегай, не прыгай, не вертись, не шуми, не приставай, не стучи, не кричи, не рви, не трогай, не влезай, не свисти, не поднимай, не гримасничай и т.д. и т.п.
Возможно, по причине большей вольницы, сельские мальчишки набивают больше синяков и шишек, больше подвержены риску пораниться, порезаться, сорваться с дерева. Но зато они уже с раннего детства набираются больше житейского опыта. Сельская ребятня не доставляет взрослым столько проблем со своим воспитанием, как городская.
Алиаскар рос в меру балованным, озорным, шаловливым мальчишкой. Правда, драчуном никогда не был. Зато был заводилой среди сверстников в детских играх и забавах. А это значило в ту пору в Эпкине немало. Ведь среди участников этих игр и забав были такие мальчишки, как Айдаркан Молдокулов, будущий крупный ученый-экономист, вице-президент республиканской Академии наук, Асанбек Токомбаев, которому было суждено стать секретарем ЦК компартии Киргизии по идеологии, а позже – многолетним председателем Киргизского гостелерадиокомитета, Самаркул Рыспаев, который, став взрослым, дослужится до звания полковника внутренних дел, будет продолжительное время возглавлять Управление исправительно