Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Критика и литературоведение, Критика
© Койчуев Б.Т., 2008

Бахтияр Турарович КОЙЧУЕВ

Силуэты в окне

Статья литературоведа о книге Эмиля Ибрагимова "Стук в окно".

 

Удивительное все-таки явление – язык. Стихия, вбирающая историко-культурные миры и человеческий опыт, существующая по своим закономерностям и случайностям. Начал писать статью, и сразу сделал опечатку: «Жизнь в огне литературы». Заменена всего лишь одна буква, а насколько трансформируются смысловые контексты». Литература – горнило, в котором в сполохах пламени истории высвечиваются историко-культурные эпохи, пламенеют человеческие судьбы, закаляется день грядущий. Вместе с тем, литература – окно в котором видится жизнь сквозь призму видения смотрящего. Всё верно, литература – это огонь в окне жизни.

К прозе Эмиля Ибрагимова это относится в полной мере, в ней в испепеляющем огне человеческих страстей мерцают силуэты людей, исполняющих танец жизни.

Человеку свойственно смотреть в чужие окна. Там неведомая, запретная, скрываемая жизнь. Не случайно, в разных цивилизационных культурах окна прикрывали: ставнями, шторами, а на мусульманском Востоке дома строили окнами во внутрь двора. Есть жизнь, которая не для чужих глаз. Не случайно, прежде чем войти в чужой дом, люди стучат, предупреждая о своём приходе. Стук – сигнал-предупреждение о том, что пришли «чужие» – извне. Лишь потом выясняется, с какими намерениями: добром или злом, на помощь, либо на беду.

Книга Эмиля Ибрагимова «Стук в окно» представляет лирико-драматические рассказы. Перед читателем предстаёт именно единая книга, а не просто сборник художественных произведений. Это своеобразная исповедь лирического героя, выражающая процесс формирования личности, надлома и стоического существования в мире зла и насилия.

Форма исповеди имеет свою традицию в истории мировой литературы, уходя своими корнями в религиозную литературу. Она нашла своё яркое воплощение в творчестве Ж.Ж.Руссо и Л.Н.Толстого. Из писателей XX века, прямо провозглашавших, что в своих дневниках следуют традициям «Исповеди» Ж.Ж.Руссо можно вспомнить Ю. Нагибина и А. Михалкова-Кончаловского.

Книгу Э.Ибрагимова, если следовать строгим литературоведческим канонам, вряд ли можно отнести к жанру исповеди. Однако стремление к правдивости изображения поступков, невзирая на общественное мнение и этические требования общества, приближают прозу Эмиля к данному жанру.

Герой книги «Стук в окно» находится в постоянном борении с окружающей средой, а самое главное, с противоречивыми импульсами своей души. Психея – Душа в центре повествования Эмиля Ибрагимова. Проза писателя отличается особым психологизмом, в котором нашли своё выражение как социально-психологическая детерминация, так и бессознательные тайники человеческой сути. Для творчества Эмиля Ибрагимова характерно стремление к психологической глубине выражения характеров, полифонизм звучания человеческих индивидуальностей.

Отсюда и своеобразие художественной речи книги «Стук в окно». Она проста и в тоже время импульсивна, сбивчива, порой дисгармонична как сам мир отражаемый в произведениях.

Эмиль Ибрагимов   Эмиль Исраилович Ибрагимов, творческий псевдоним Камиль Момун (1961-2007)

Видимо, Эмиль был человеком поступков. Художественное творчество его свидетельство того, что, несмотря на короткую жизнь, он смог совершить самый главный поступок: остаться человеком, там, где в сумерках мерцающего пламени правит бал бессознательное, таинственно-мистическое «Оно».

Автор книги строит художественную картину мира исходя не из абстрактных идей и знаний, а изображает среду частицей, которой, пусть и чужеродной являлся сам. Он шёл от самой жизни.

Возможно, как профессиональному кинематографисту, ему не хватало в его прозе изобразительного ряда, а может он, просто, в творческих порывах искал спасение и утешении. Наверное, поэтому обращался он к графике, в которой ярко, как и в прозе, представлен драматизм человеческого существования (см. книгу Эмиля Ибрагимова “Сияние” — Б.Т.К.). Вновь, в центре внимания художника глубинная жизнь человеческого бытования. Рисунки придают особую стереоскопичность книге Эмиля Ибрагимова – безусловному акту мужества и воли, стремления к достоинству и чести, там, где царство произвола и абсурда.

Б.Т. Койчуев, канд. филол. наук, доцент

 

Читать книгу "Стук в окно"

 

Читать также статью Б. Койчуева "Кода — вступление к жизни" об авторе книги, иллюстрированную картинами Эмиля Ибрагимова

 


Количество просмотров: 2193