Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Публицистика / Документальная и биографическая литература, Биографии, мемуары; очерки, интервью о жизни и творчестве
© Тимирбаев В.Р., 2008.
© «Моя столица – Новости (МСН)», 2008.
Статья публикуется с разрешения автора и редакции
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 16 марта 2010 года

Вячеслав Равилевич ТИМИРБАЕВ

Личность крупного калибра

Статья о жизни и творчестве академика Салморбека Табышалиева (1928-1993), видного ученого-историка, ректора Киргосуниверситета, крупного общественного деятеля, председателя Верховного Совета Киргизской ССР в 1975-1980 годах.

Опубликована в газете «Моя столица – Новости (МСН)» 14 марта 2008 года.
    Первоисточник: http://www.msn.kg/ru/news/22179/

 

15 марта исполнилось бы 80 лет академику Салморбеку Табышалиеву. Говоря о личности такого масштаба, поневоле приходится повторять невеселую, но, увы, непреложную истину: время быстротечно. И уже выросло новое поколение, для которого имя этого человека мало о чем говорит. Ведь прошло 15 лет, как ушел из жизни этот видный ученый-историк и крупный общественный деятель.

Его ученики и коллеги вспоминают, что на пике своей научной и общественной деятельности Салморбек Табышалиев держал на рабочем столе для памяти перечень из порядка 20 организаций и обществ, членом которых он состоял.

Окончив истфак Киргизского пединститута и аспирантуру, последующие более 30 лет он работал зам. директора и завсектором Киргизского филиала Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, секретарем ЦК комсомола республики, директором Института истории АН Киргизской ССР, завотделом науки, школ и культуры ЦК Компартии Киргизии, первым секретарем Первомайского райкома партии, директором Института истории партии при ЦК КП Киргизии, ректором Киргосуниверситета, вице-президентом и председателем бюро отделения общественных наук АН республики.

Его перу принадлежит более ста научных работ, в том числе 20 монографий и брошюр. Круг его научных интересов простирался от происхождения кыргызского этноса, места и роли Кыргызстана на Великом Шелковом пути до присоединения Киргизии к России и истории республики советского периода.

Заслуги Табышалиева перед страной отмечены орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, двумя "Знак Почета", медалями, в том числе и тремя Монгольской Народной Республики за вклад в укрепление дружбы между двумя народами в бытность на протяжении длительного времени председателем общества Киргизия — Монголия.

Современники называли Табышалиева человеком удивительной и счастливой судьбы. И в этом определении была большая доля правды. Начать хотя бы с того, что первые три года жизни Салморбека многие односельчане и даже близкие родственники считали его девочкой. Мать из-за страха потерять сына в раннем возрасте, чтобы обмануть злых духов, наряжала его девочкой и даже украсила уши сережками. Только после ее смерти родственники вдруг обнаружили, что трехлетняя девочка с сережками в ушах в действительности мальчик.

Видимо, материнская любовь даже и после ее смерти стала тем ангелом-хранителем, который вел Салморбека по жизни, оберегая от невзгод и опрометчивых шагов.

После смерти жены отец Салморбека, рядовой дехканин, женился вторично. Пошли дети. Мачехе стало не до пасынка. Рос мальчик практически без материнского и отцовского пригляда. Но уже с первых школьных лет жила в нем неуемная жажда знаний. Маленького роста, в классе он был по успеваемости на голову выше всех. Учился так, что после третьего класса его перевели сразу в пятый, из шестого — в восьмой. Словом, среднюю школу он окончил в 14 лет и в многотрудном военном 1942 году отправился пешком из своего родного села Кызыл-Туу Сокулукского района в столицу поступать в Киргизский пединститут. Выбор мальчишки почему-то пал на исторический факультет.

Пройдет четыре года, и 18-летний Салморбек Табышалиев окажется в числе преподавателей этого института. Движимый страстью к познанию, он поступает в заочную аспирантуру и в 1951 году защищает кандидатскую диссертацию. Таким образом, 14-летнему мальчишке, пешком пришедшему из села в столицу за знаниями, понадобилось девять лет, чтобы дойти до диплома кандидата исторических наук.

Естественно, незаурядная одаренность и целеустремленность молодого ученого не могли остаться незамеченными. Через два года его избирают секретарем ЦК ЛКСМ Киргизии, а еще через год его назначают директором Института истории Академии наук.

В 1960 году 32 лет от роду Табышалиев становится ректором Киргосуниверситета, единственного в ту пору университета в республике, которым он руководил бессменно 17 лет. Никто ни до, ни после него не проработал столько в данной должности. Но главное не это. Главное то, что ему удалось собрать под одной крышей лучшие на тот период профессорско-преподавательские кадры высшей школы, создать коллектив единомышленников. При нем КГУ по праву был вузом № 1 республики. Университет стал не только крупной кузницей педагогических и научных кадров, но и отвечающим требованиям времени научно-исследовательским центром.

В годы, далекие от идей перестройки и демократии, Табышалиев внедрил в вузе действительно демократические отношения, был прост и доступен для общения с каждым, за что был искренне почитаем преподавателями, студентами, техническим персоналом.

И в кругу коллег авторитет ректора КГУ был непререкаем. Вполне закономерно, что именно его они избрали председателем Совета ректоров вузов республики.

Ленинградский ученый, академик В. Масон, хорошо знавший Табышалиева лично, говорил, что он был одним из самых прогрессивных организаторов образования и науки в тогдашней Средней Азии. А одна из современниц, продолжительное время проработавшая с Табышалиевым, назвала его "кыргызским львом". Так она оценивала его ответственность и смелость при принятии важных решений.

Во всякой проблеме он всегда вычленял главное, определял, от кого и от чего может зависеть ее эффективное решение, не позволял ни себе, ни другим отвлекаться на частное и второстепенное. Тут, видимо, сказывалось его глубокое проникновение в шахматное искусство. В кругу друзей и коллег соперничать с ним на равных за 64-клеточной доской не мог никто.

Как ученый-историк Табышалиев уделял особое внимание культурному наследию и ошибкам прошлого, был одним из первых, кто публично заговорил о необходимости кардинального переосмысления отечественной истории, реабилитации безвинно репрессированных государственных и общественных деятелей, политиков, ученых, поэтов, восстановления их добрых имен, возвращения народу их творческого наследия. Достаточно назвать Шабдан баатыра, Курманджан датку, Молдо Кылыча, А. Орозбекова, И. Исакеева, М. Амосова, К. Тыныстанова, И. Раззакова, С. Абрамзона...

По тем временам это был акт большого мужества. Некоторые ученые из России, республик Средней Азии, разделявшие его взгляды на историю, нередко обращались к нему за поддержкой. Имевший большой вес в обществе, бывший 17 лет депутатом Верховного Совета Киргизской ССР, из них пять лет его председателем, прирожденный дипломат, он умел поддерживать "вольнодумцев", сохраняя хорошие отношения с властью. Именно он стоял у истоков восстановления справедливости по отношению к одному из ярчайших государственных и партийных деятелей республики Исхаку Раззакову, он был организатором первой научно-практической конференции о роли Раззакова в истории Кыргызстана.

С. Табышалиев последовательно выступал против антиисторизма в вопросах происхождения кыргызского народа, серьезное внимание уделял изучению места и значения Кыргызстана на Великом Шелковом пути. Однако эти два чрезвычайно важных исторических аспекта составляют лишь вершину айсберга изысканий и трудов историка. В целом же за выдающийся вклад в отечественную историографию Салморбек Табышалиев был удостоен Государственной премии Киргизской ССР в области науки и техники.

После развала Союза Табышалиев ратовал за возвращение вывезенных из Кыргызстана памятников истории, этнографии и археологии. Он писал о том, что во время полевых и археологических исследований на территории республики учеными и краеведами России, республик Средней Азии были найдены и в некотором роде спасены исторические реликвии. Все находки были отправлены в музеи Москвы, Ленинграда, Ташкента, Алма-Аты, Омска и Томска. Многие материалы вывозились с условием возвращения их в республику после соответствующего изучения и камеральной обработки. Однако эти условия, как правило, не соблюдались.

Многие находки из Кыргызстана, подчеркивал ученый, не выставлены в экспозициях, а находятся в запасниках. Уже хотя бы поэтому они должны быть возвращены в республику. Нельзя не учитывать и то, что они имеют важное значение для изучения и освещения истории и культуры Кыргызстана. Эти экспонаты могли бы существенно обогатить экспозиции исторических музеев Бишкека, Оша, Каракола, Чолпон-Аты.

Одной из закрытых для печати и широкого обсуждения тем было в советское время изучение и распространение кыргызского языка. Так вот, еще в 1957 году Табышалиев внес в бюро ЦК КП Киргизии записку о необходимости преподавания языка титульной нации в русских школах. Однако добиться этого в тех условиях не удалось.

В первой половине 80-х годов прошлого века за критику линии тогдашнего партийного руководства, отказ участвовать в научных фальсификациях Табышалиев был освобожден от должности вице-президента Академии наук, редактора очередного тома истории Киргизии, отстранен от многих общественных нагрузок. Но, оказавшись в опале, он продолжает много и напряженно трудиться, даже несмотря на запрет публиковать научные работы и статьи. В эти годы он записывает в своем дневнике: "Надо уметь и проигрывать, терпеть поражения" или "Достойно перенести удар — это тоже победа".

Ему удалось достойно выдержать удары судьбы. Во многом благодаря тому, что рядом с ним всегда была умная, все понимающая и преданная жена, были хорошие дети и верные друзья. Его женой была дочь известного языковеда Джапара Шукурова, бывшего в свое время наркомом просвещения и первым вице-президентом Киргизского филиала АН СССР, Лилия Шукурова. Окончив химфак МГУ и аспирантуру, она защитила кандидатскую диссертацию и большую часть жизни проработала доцентом Кыргызского женского педагогического института. Студенты прозвали ее за доброту и светлый ум Алтын эже.

Старшая дочь Анара пошла по стопам отца. Кандидат исторических наук, сегодня она работает в одном из университетов США. Вторая дочь Алтын — врач-терапевт, кандидат медицинских наук, работает в Бишкеке. Кандидатом наук стала и третья дочь, Джаныл. Вот только стезю она выбрала весьма далекую от родительской — строительно-архитектурную. Зато единственный сын и самый младший ребенок в семье Сыргак продолжил дело отца. Он тоже историк. Работает в Институте региональных исследований.

С началом перестройки и демократизации общества была восстановлена справедливость по отношению к Табышалиеву. Было признано, что гонениям и опале он подвергся незаслуженно. Его избирают директором Института истории и академиком АН республики. На этом посту он проработал более четырех лет. К сожалению, тяжелая болезнь и преждевременная смерть не позволили этому яркому и незаурядному человеку в полной мере реализовать недюжинный потенциал ученого и политика.

Вячеслав ТИМИРБАЕВ

 


Количество просмотров: 2727