Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Научные публикации, Политические науки; управление; идеология / Научные публикации, Экономика и финансы
© Президиум НАН КР, 2009
Книга публикуется с разрешения Президиума НАН КР
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 17 сентября 2009 года

Турар Койчуевич КОЙЧУЕВ

Теория и идеология общественного развития

Под научным руководством академика Т. Койчуева

В работе обосновываются новые теоретические и методологические подходы к анализу общественных явлений, прослеживается политическая история постсоветского Кыргызстана, анализируется формирование общественно-политического и государственно-правового устройства республики с политической демократией, отражены основоопределяющие компоненты идеологии социальной рыночной экономики, рассматриваются пути достижения устойчивой, динамичной самодостаточной экономики, как фундамента стабильности политического развития, благополучия жизни народа и национальной безопасности.

Публикуется по книге: Теория и идеология общественного развития / Под научн. рук. акад. Т. Койчуева. – Б.: Илим, 2009. – 246 с. Тираж (уточненный) 200 экз.

УДК 30
    ББК 60
    Т 34
    ISBN 078-9967-25-570-8
    Т 0201000000-09

НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
    ОТДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

Центр методологии науки и социальных исследований

Рекомендована к изданию решением Бюро Отделения общественных наук НАН КР

Рецензенты: акад. НАН КР, докт. филос. наук, проф. А.Ч. Какеев, докт. экон. наук, проф. Т. Койчуманов

Редколлегия изданий по теоретическим и методологическим проблемам исследований общественного развития суверенного Кыргызстана:

Т. Койчуев – акад. НАН КР (председатель),
    Т. Аскаров – чл.-корр. НАН КР, А. Акматалиев– чл.-корр. НАН КР,
    Т.С. Дыйканбаева – докт. экон. наук, Д. Джунушалиев– чл.-корр. НАН КР,
    М. Имазов – чл.-корр. НАН КР, А. Какеев – акад. НАН КР,
    В. Плоских – акад. НАН КР, О. Тогусаков – докт. филос. наук,
    Н. Омуралиев – канд. филос. наук (отв. секретарь)

 

Содержание

Предисловие 
    Глава 1. Новое время – новые подходы 
    1.1. Человечество в системе мироздания 
    1.2. Синергетический и ноосферный подходы к социальным системам 
    1.3. К идеологии, модели и концепции развития 
    1.4. От революции к эволюции 
    1.5. Методологические подходы к исследованию 
    Глава 2. Формирование правового государства и демократического гражданского общества в Кыргызстане 
    2.1. Зарождение политической истории суверенного Кыргызстана 
    2.2. К разработке новой государственной идеологии 
    2.3. Государство и общество: позитивное партнерство
    2.4. В парламент не ради корысти 
    2.5. Жизнеспособность политических партий 
    2.6. Независимые общественные движения 
    Глава 3. Демография, уровень жизни и социальная политика в Кыргызстане 
    3.1. Демографические тенденции и рынок труда 
    3.2. Социальные процессы и социальная политика 
    3.3. Обеспечение продовольственной безопасности 
    Глава 4. К идеологии экономики 
    4.1. Современное состояние развития Кыргызстана 
    4.2. Рынок и государственный план совместимы 
    4.3. Изъяны в сознании и психологии населения 
    4.4. Экономика должна быть нравственной 
    4.5. Социальность развития – верховенство общечеловеческих ценностей 
    4.6. Государственно-предпринимательско-общественное партнерство 
    Глава 5. Самодостаточная экономика – главная стратегическая задача развития 
    5.1. Путь к устойчивому экономическому росту 
    5.2. Борьба с инфляцией 
    5.3. Борьба с коррупцией – важнейшая политическая, экономическая, нравственная задача
    Заключение
    Литература

 

Предисловие

Отход от коммунистической идеологии и распад Союза ознаменовался появлением новых государств. Бывшие союзные республики приобрели подлинный государственно-правовой и политический суверенитет. Выбранный демократический путь развития государственного устройства, открытого политического и мировоззренческого плюрализма, социально-ориентированной рыночной экономики с целью построения гуманного, нравственного и процветающего общества вызвал коренные и глубокие изменения в общественных отношениях. Идет системная переоценка общественных и нравственных ценностей. Все эти изменения ставят перед гуманитарными науками новые теоретические и методологические задачи, успешное решение которых зависит от теоретической правильности анализа, оценки происходящих общественных событий и верности определения тенденций и закономерностей их развития. От эффективности работы ученыхобществоведов в значительной степени зависит выбор обоснованного и точно выверенного, реалистичного пути развития.

Сегодня многообразные общественные явления настолько тесно взаимосвязаны, что тенденции одних оказывают влияние на другие. Нужно найти закономерность в этих взаимосвязях. Общественные явления жизни не разделены, не носят двусторонний характер. Как правило, это многосторонний процесс. Многоструктурность отражает целостность общественного развития при всем многообразии внутреннего мира явления. Комплексные междисциплинарные исследования, с участием всех общественных наук, сегодня приобретают особую актуальность.

Поскольку проблемы национальной истории, конкретной экономики, философии и литературы, национального культурного наследия, языкознания, манасоведения приоритетно исследуются только в научно-исследовательских учреждениях Национальной академии наук и вузах Кыргызстана, мы понимаем свою ответственность.

Общественные науки в суверенных государствах это особая область знаний.
Нисколько не умаляя значения и роли других наук – технических, физико-математических, горных, сельскохозяйственных, химико-биологических, медицинских, следует сказать, что в условиях суверенизации государства особое значение приобретают именно общественно-гуманитарные науки. Общественные науки только в каждом отдельном государстве имеют свою специфику.

Национальные проблемы, а под ними понимаются общенародные, общегосударственные, идеологические, разрабатываются конкретно в каждом конкретном государстве. В частности, в Кыргызстане гуманитарные науки направлены на изучение закономерностей развития человеческого общества во всем многообразии и на формирование общественного сознания именно народа Кыргызстана. Республикой перед научной интеллигенцией поставлены задачи разработки гуманитарной политики и идеологии разумного баланса, задачи глубокого изучения с целью ответить конкретно на вопросы: «кто мы, как нация» и «что такое национальные интересы». При этом обществоведы призваны вести научные исследования по наиболее приоритетным государственным направлениям.

Новая идеология должна основываться на сохранении культурных ценностей и традиций, опираться на людей, пользующихся подлинным уважением в народе, – на интеллектуальную элиту нации.

Что такое национальные интересы, что представляет собой политика разумного баланса, в чем роль политических партий и какими должны быть взаимоотношения власти и общества, власти и оппозиции и т.д. – вот предмет размышлений и дискуссий политиков и деятелей культуры, студентов и чиновников, оппозиционеров и активистов неправительственного сектора. Свою активность проявляет здесь и научная элита общества – ученые.

Дефиниция «нация» приобрела сегодня новое значение – это политическая общность людей, проживающих в границах одного государства. То есть это слово стало синонимом понятия «государство». В Кыргызстане сегодня только идет процесс формирования нации в современном понимании слова. И нужно заботиться о сохранении национального своеобразия не только государствообразующей нации, но и всех народов, проживающих в нашей стране, чтобы не произошло нивелирования их национальной самобытности. Единство – в разнообразии. Таков лейтмотив многонациональных государств.

У всех нас, живущих в Кыргызстане, есть общая история, которая нас объединяет. Поэтому очень важно сохранить эту историческую память. Наше поколение вышло из Советского Союза. Еще два десятилетия назад у всех нас была общая родина – и этот объединяющий фактор нужно использовать.

Дело в том, что кризис ценностей влечет за собой другие кризисы. Сегодня многие ценностные ориентиры утрачены, наблюдается острейший кризис культуры, кризис морали. А это – не менее опасно, чем экономический кризис. Каждое государство имеет свои национальные интересы. И если они сформулированы неправильно, государство может утратить свою геополитическую ориентацию и в конечном итоге распасться.

Основная задача ученых на ближайшую перспективу определяется в участии всеми силами, опытом и знаниями в создании разумного баланса между инновациями и сохранением национального своеобразия (в ракурсе культурной самобытности и постоянно развивающегося интеллекта нации); в создании разумного баланса между рынком и государственным регулированием (в ракурсе экономической самостоятельности и достойной жизни); в создании разумного баланса между идеями демократии и управляемостью страной (в ракурсе территориальной целостности и системы управления, соответствующей мировой и локальной ситуации).

В конечном итоге важно активное творческое соучастие ученых во всех проявлениях жизни на благо государства и счастья народа.

В рамках выбора привлекательного и научно выверенного курса развития страны необходимо вносить ясность в конечные цели, которые могут быть достигнуты в результате модернизации и инновационной деятельности. И это – долг ученых-обществоведов. И это – конкретная задача Центра методологии и социальных исследований, возглавляемого известным кыргызским ученым-экономистом академиком Т.К. Койчуевым. Настоящая коллективная монография – «первая ласточка» в этом направлении.

Проблемы развития современного суверенного Кыргызстана, в продолжение начатого, будут исследоваться по проектам на комплексной междисциплинарной теоретико-методологической основе.

Авторский коллектив:
Предисловие написал акад. НАН КР В. Плоских; глава 1 – акад. Т. Койчуев (1.1, 1.3–1.5), акад. А. Бакиров (1.2); глава 2 – докт. ист. наук А. Жуманалиев, канд. ист. наук В. Яньшин (2.1), акад. Т. Койчуев (2.3, 2.4), докт. филос. наук О. Тогусаков (2.2, 2.5, 2.6); глава 3 – Л. Кузнецова (3.1), докт. филос. наук О. Тогусаков (3.2), докт. экон. наук К. Абдымаликов (3.3); глава 4 – акад. Т. Койчуев, докт. экон. наук М. Койчуева; глава 5 – акад. Т. Койчуев (5.1), проф. Ж. Пиримбаев, Ж. Ганиев (5.2), докт. филос. наук О. Тогусаков (5.3); заключение – акад. Т. Койчуев.

Коллектив авторов будет благодарен за отзывы и замечания, которые окажутся весьма полезны в дальнейших творческих поисках.

 

Глава 1. НОВОЕ ВРЕМЯ – НОВЫЕ ПОДХОДЫ

 

1.1. Человечество в системе мироздания

Удивительно создание Вселенной! Образование планет, галактик, физические и химические процессы, возникновение жизни в виде растительного и животного мира, разумного существа, обладающего речью и мыслью – все это объясняется естественными процессами развития, которые ведут от простейших к сложнейшим изменениям, от низших к высшим уровням.

Если все это происходило вне воли и сознания, желания и участия каких-то сил, то почему все эти процессы развития Вселенной происходили именно так, как мы «видим и представляем», а не иначе? А может быть, есть иначе? И почему, скажем, из «вокругсолнечных» планет только на Земле существует развитая биологическая жизнь и почему единственным разумным существом на ней является только человек?! Чем это объяснить?!

Если на Земле – планете солнечной системы – есть разумная жизнь, то почему ее не может быть в других галактиках?! Предположим, что есть. Тогда почему мироздание устроено таким образом, что галактики так далеко «расположены» друг от друга, что до сих пор не могут установить контакт с Землей? Если нет, то чем заслужила Земля к себе особое внимание и занимает привилегированное положение?!

Устроено так, чтобы не «мешать» друг другу? Вполне вероятно, что истоки возникновения, формы биологической жизни и разумные существа в других галактиках абсолютно другие и практически невозможен, либо труден межгалактический контакт?!

Приемлема ли такая гипотеза, что уровень развития галактик и их возраст не совпадают и несовместимы из-за разности временных измерений?!

О Вселенной, законах и закономерностях ее развития у человечества накоплено много информации. Но достаточно ли ее?!..

Найдется ли ответ на «вселенский» вопрос: вечно ли существование галактик или нет? Или одни исчезают, а другие появляются? Или в одной галактике одни планеты стареют и исчезают, другие с признаками жизни возникают? Конечно, прежде всего, землян интересует судьба Солнца и Земли. Жизнь на Земле вечна или нет?!..

Сама планета Земля не была раз и навсегда «заданной», а возникла в определенное «галактическое» время, исторически знаковое для Человечества. Земля обладает возобновляемыми и невозобновляемыми природными ресурсами, обеспечивающими жизнедеятельность человечества. И человек ведет их интенсивное освоение. Невозобновляемые ресурсы уменьшаются. На процесс «восстановления» возобновляемых ресурсов влияют происходящие природно-климатические изменения. Процесс возобновления может стать «ограниченным». Планета стареет. Время «прощания» ее с галактикой, естественно, дело времени… Вписываются ли движения, происходящие в различных галактиках, в какие-то вселенские законы, присущие всем галактикам и планетам, или это исключение? Тогда чем оно объясняется?!..

Накопленная человечеством информация и ее изучение позволяют ли устанавливать наиболее общие законы и закономерности развития, присущие всем законам галактики Вселенной?!...

Что характерно для всех галактик без исключения? Они все существуют во времени. Галактики, звезды и планеты (вечные, если таковые есть, и невечные) проходят определенный этап эволюционного развития. Значит, продолжительность существования галактик и планет измеряется временем, эволюционными изменениями, которым присущи начало, молодость, зрелость, старость, конец?!..

Там, где нет разумной жизни, эволюция не имеет значения. Там, где существует разум, рождение новой жизни – радость, уход из жизни – трагедия, разумное существо боится своего конца и стремится продлить жизнь. Даже глубокий-глубокий старик и тяжело больной человек надеются, что судьба подарит им долголетие, таков фактор разумного существа, так устроены мысль, психика и чувства человека.

Может быть, нельзя судить категорично о взаимосвязи человеческого воображения с взаимодействием галактик и Вселенной, но, пожалуй, с большей уверенностью можно предположить об определенной взаимосвязи самих планет Солнечной системы. Трудно себе представить, что может произойти на Земле, если одна из ее планет сойдет с орбиты или на ней начнут происходить изменения, масштабно меняющие ее «галактическое» значение.

На Земле все происходящие природные изменения связаны между собой, и техногенные процессы человеческой жизнедеятельности влияют на все природные процессы.

То свойство, что характерно для одной планеты, не может не быть характерным для всех планет Солнечной системы, когда речь идет об общих «принципах» или схемах построения системы. Иначе не смогла бы сформироваться Единая Солнечная система. Другое дело, в силу своего расположения планет вокруг Солнца, есть различия по времени и расстоянию, содержанию материи, из которой она состоит, и окружающему «воздуху». Каждая из них имеет свои особенности формирования и развития, которые как бы показывают «лицо» той или иной планеты, но «плывут» в общем пространстве Солнечной системы, следуя общей схеме построения.

Можно, конечно, предположить, что «принципы» движения других звезд, планет, галактик являются идентичными принципам движения Солнечной системы. Но, по мнению специалистов, существуют разнородные – дисковидные, крабовидные, спиральные и другие виды движения. Значит, у каждой галактики свои «принципы» построения системы. И Вселенную можно представлять не как стройно «построенную» систему, а как хаотичный, не поддающийся «логике» набор систем, не связанных между собой и двигающихся сами по себе. Поэтому случаются столкновения планет и происходят вселенские и галактические катастрофы.

Тем не менее, существует общий принцип существования Галактик – это их взаимосвязанность, подчинение определенным «единым правилам» существования. И это единое правило естественным образом переходит в область жизнедеятельности не только каждой планеты, но и каждого проявления той или иной формы жизнедеятельности, в том числе и разумной формы на Земле.

Существуют общие законы, в соответствии с которыми происходят «естественные» процессы в жизнедеятельности общества. Эти законы отражают диалектику и «технику» взаимодействия «участников» вышеотмеченных процессов (условий, факторов, ресурсов, предпосылок), независимо от того, идет ли размышление о природном процессе или о живом мире, как диком, так и разумном.

Есть законы, которые присущи только природным процессам, как в диком животном мире, так и в человеческом обществе. Эти законы обусловлены особенностями протекания стихийных естественных процессов в природе – инстинктами выживания в диком животном мире и осознанной общественно регулируемой жизнедеятельностью в человеческом обществе. Объективность этих особых законов обусловлена особенностями протекания жизненных процессов в соответствующей среде: природе, животном мире и человеческом обществе.

Законы природы, можно сказать, вечны, пока она (природа) существует в таком виде, какова она есть, и нет глобальных катаклизмов, разрушающих установленные связи между природными элементами и процессами. Тогда и сама Земля подвергается глобальным изменениям.

В диком животном мире законы подчинены инстинктам выживания и определяют стихийную интуитивную агрессивность животных, которые адаптируют свое «поведение», добывают пищу для существования и природа «дает» им эти средства.

Сознательная деятельность человеческого общества по устройству своей жизни и обеспечению своего существования приводит к формированию определенного общественного устройства со своими целевыми установками, традициями, правилами и нормами поведения. В рамках выбранного жизнеустройства возникают законы развития человеческого общества, которые объективно отражают общественные процессы. Изменится общественное устройство – появятся новые законы взамен «ушедших», т.е. особые объективные законы носят временный, исторический характер. Объективность общественных законов заключается в том, что в рамках функционирующего общественного устройства они не зависят от воли и сознания отдельных групп людей, а исходят из сути существующей модели развития и «реагируют» на ее процессы. Сама общественная практика и выбор жизненного пути порождают законы, которые приобретают объективный характер. Обществам присуще всеобще принятое «правило» – становиться «неподвластным» воле и сознанию отдельной личности. Пока данное объективное устройство существует, существуют и особые временные объективные законы.

Человеческому обществу приходится не только приспосабливаться к окружающей природе, но и в строго ограниченных пределах «переделывать» ее, приспосабливать к своим потребностям. В допустимых пределах, иначе можно нанести непоправимый вред и ущерб природе.

Есть и законы общественного развития, которые обусловлены не тем или иным выбором общественного устройства, а самой особенностью человечества, как разумного, мыслящего и говорящего. Они характерны для всех этапов развития общества.

Можно различать законы, связанные с расширением и углублением знаний, их техническим и технологическим применением, а отсюда, интенсивным освоением природных ресурсов и интенсификацией хозяйственной деятельности. Одни законы связаны с человеческими потребностями, их структурными и качественными изменениями. Другие – с природой возникновения ресурсов, их ограниченностью или их воспроизводимостью, возможностью их замещения «синтезированными» – искусственными заменителями, созданными технологически. Все эти законы, безусловно, влияют на динамику и объемы производства, на уровень насыщенности рынка определенными товарами и на уровень удовлетворения потребностей населения в необходимых благах и услугах.

Разумное существо на планете является мощным фактором формирования осознанной жизнедеятельности, освоения и использования природных ресурсов, позитивного влияния на сохранение и улучшение природной среды, но порой отрицательного, с разрушающим воздействием. Это, конечно, зависит от развитости разумного существа: зрелости ума, глубины его знаний, положительного опыта. Человечество, которое нам известно как разумное общество – единственное, владеющее огромной созидательной силой и, вместе с тем, оно неосознанно подталкивает самое себя к самоуничтожению. Это выражается и в «неудержимости» потребностей, и в неумении обеспечить универсальную гармонию между собой и окружающей природной средой.

Наука все глубже проникает в тайны природы и человека. Нанотехнология открывает возможности улучшить генетику. Становится возможным «по своему желанию и хотению», «видению и построению», «образу и подобию» биотехнологически клонировать человека и любое другое живое существо. Действительно ли такое вмешательство человеческого ума, квалификации, профессионализма и опыта способствует улучшению личностных качеств человека и приведет, в конечном счете, к созданию идеального человеческого общества? Но сохранится ли при этом естественность развития человека? А не получится ли так, что появятся люди, одинаково думающие, чувствующие, имеющие одинаковое желание, т.е. произойдет «клонирование» человека под определенный стандарт? Зачем? Стоит ли вмешиваться в тайны частной жизни? Нравственно ли такое вмешательство, какими бы благородными порывами оно не сопровождалось. Не воспользуются ли достижениями генной инженерии и нанотехнологии те, которых интересуют не личностные качества человека, а созданные, усовершенствованные «роботы», чтобы использовать их в своих целях для извлечения прибыли. Способных по приказу пойти на жестокость, убийство и разрушение? Будут ли установлены какие-то границы «дозволенности», вестись контроль и определенное отслеживание открытых действий антиобщественных сил?!...

Каждый человек имеет «право» на самовыражение, самосовершенствование. Имеет ли право другой человек, общество или государство «переделывать» человека по какой-то выбранной, «оптимальной» модели?! Кто имеет право лишить его уникальности, исключительности и возможности думать и мыслить, любить и чувствовать, проявлять нежность и доброту, уважение и дружбу, страсть и радость по-своему, лишать «тонкостей», данных природой только ему? Кого мы тогда получим? Обезличенные ум, любовь, эмоции и чувства?! Кому нужны такие «хорошие» идеалы?!..

Обезличенными не могут быть модели общественного развития и устройства! Даже при выборе одной, исторически признанной модели общественного развития и внешнем сходстве структур, они в каждой стране имеют свои особенности и черты, характеризующие историческую уникальность развития данного народа. Проявляются в культуре, национальных особенностях, образе жизни, поведении в обществе и т.д.

Определенный подход к государственно-правовому, общественно-политическому и социально-экономическому устройству и укладам, исходя из долговременного исторического опыта, может, и будет приобретать всеобщее и универсальное значение для большинства стран как направление, по которому надо идти. Вместе с тем, в рамках этого направления, для многих стран, территориально близких и исторически связанных в своем развитии, характерной будет своеобразная «интерпретация», адаптация всеобщего подхода к возникшим ситуациям. Эта адаптация имеет общий характер. Но в этой общности каждая страна определяет свою национальную модель, свою форму реализации общей и всеобщей тенденции.

Принципиально особое отличие общественных процессов от природных явлений заключается в том, что природные изменения измеряются миллионами лет и столетиями, а общественные – годами и десятилетиями. Природные изменения носят естественный характер, тогда как общественные изменения происходят под воздействием, связанным с деятельностью людей. И архиважно, чтобы общество верно предугадывало момент, когда уже необходимо производить изменения.

Каким образом Земля образовалась как планета? Это результат мощных катаклизмов во Вселенной? Происхождение жизни на Земле связано с эволюционным развитием или предначертано свыше – Богом? Сложившиеся климатические условия, водное пространство, происходящие биологические процессы «формируют» круговорот природных ресурсов жизнеобеспечения на Земле, которые считаются воспроизводимыми. Но будут ли они воспроизводимы вечно? Изменение климатических условий под влиянием не щадящей, интенсивной эксплуатации ресурсов и отрицательных техногенных факторов, связанных с увеличением выбрасываемых экологически грязных и радиоактивных отходов, нарушает естественный порядок воспроизводимости природных ресурсов. Воспроизводимость уменьшается, а главное – со временем может прекратиться вовсе. Существует ли такая опасность на самом деле и возможно ли предсказать ее масштабы?

В недрах земли есть месторождения топливно-энергетических ресурсов (угля, нефти, природного газа), урана, черных и цветных металлов, редкоземельных элементов и других природных веществ, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человеческого общества.

Как возникли эти месторождения? Один раз и навсегда случившийся процесс преобразования земной коры, который не возникнет больше нигде и никогда? Геологи утверждают, что процесс преобразований идет, но слишком медленно, незаметно для живущих в настоящем. Значит, это многовековой биохимический процесс в земной коре и на земле, включающий влияние биологической жизни, экзогенных факторов на Землю? География размещений месторождений меняется. Если исчерпаны запасы тех или иных металлов и топливно-энергетических ресурсов в тех или иных месторождениях, то новые месторождения возникают потому, что отработанные месторождения не воспроизводят ресурсы. И так «шаг за шагом». Можно представить случай абсолютного и полного исчерпания запасов одних видов сырья, но появятся новые виды энергии и сырья. Человечество научится и технологически искусственно оздоровлять их!

Какова главная фундаментальная роль человеческого общества на Земле? Как живое мыслящее существо может обеспечить свое существование? Или у него существует другое предназначение? Что первостепенно: земля для человека или человек для земли? Земля обеспечивает человека условиями существования. Человек должен бережно пользоваться ею, улучшать ее состояние, продлевать ей жизнь.

Но так случилось, что человек оказался предпочтительным, приоритетным существом, наделенным языком и разумом. Человеческое общество построило разумную жизнь, стало развивать энергичную материальную деятельность, осваивать ресурсы земли для своего блага. Но с развитием знаний, техники и ростом населения, соответственно, его потребности возросли и масштабы, и интенсивность использования того, что может дать земля. Ограниченность ресурсов земли возросла. Не приближает ли само человеческое общество закат жизни на Земле? Всё чаще появляются различные мнения и суждения о жизни на Земле. Одни признают «руку» Бога в появлении земли и жизни. Другие, согласно Библии, предрекают апокалипсис.

Так к чему и на что должны быть направлены действия человечества? Ждать «конца света»? Но до этого ещё очень и очень далеко по меркам и Земли, и Вселенной. Значит, пока существует жизнь, надо улучшать ее! Это созвучно эволюции биологической жизни человека. Человек рождается, проходит детство, юность, наступает взрослый период, затем старость и он умирает. Человек знает этот процесс и живет полноценной жизнью, бережет себя, делает все, чтобы ему лучше жилось. По отношению к Земле человеческое общество должно поступать точно так же: пользоваться всеми природными благами, но бережно, экономно и рационально использовать природное сырье и топливо, находить новые альтернативные источники, применять технику и современные технологии.

Человечество способно к бесконечным открытиям, позволяющим использовать новые средства, орудия труда и производства. Человек может продлить жизнь, но и должен быть готов ко всему. Спокойно встретить «конец света», если таковой действительно наступит и отнестись к данному факту философски. Жизнь рождается и исчезает. Всё это объективно. То, что присуще человечеству изначально, очевидно, было присуще и Земле.

Важные теоретические и методологические выводы.

Эволюция происхождения и развития планеты Земля и эволюция биологической жизни на Земле идентична. Назовем это единым законом эволюции.

1. Приоритетная, преобразующая роль была предназначена разумному человеческому обществу, единственно разумному виду, который использовал все природные предпосылки и условия, адаптируясь к ним, в целях обеспечения своего существования, поднимаясь от низших ступеней развития к высшим. Оно преобразовывало природу в своих целях. В этой преобразовательной, целенаправленной, прагматичной для себя деятельности сделало много полезного для природы, но, вместе с тем, из-за допущенных несоразмерных действий в освоении природы нанесло урон экологии Земли, а ведь природные ресурсы ограничены.

2. Ресурсы Земли, несмотря на ограниченность, еще не исчерпаны и их пока достаточно для обеспечения приемлемой жизнедеятельности «всего живущего» на Земле. А тот факт, что на Земле у человеческих сообществ, наряду с достатком и цивилизованной жизнью, присутствуют бедность, нищета, низкий уровень цивилизации, случаются войны, эпидемии и болезни – связан с несовершенством установленных правил и порядка жизнеустройства в человеческих сообществах. Различия в уровнях развития, интересах, ценностных критериях у различных сообществ, исходя из локальных интересов, не способствуют всеобщему стремлению к гармонии, согласию и сотрудничеству, и в результате сообщества и представляющие их государства вступают на путь нездорового соперничества и обогащения за счет войн.

3. Существуют и сохраняются различия в уровнях жизни не только между странами, но и внутри стран, связанные с уровнем развития каждой страны, экономическим порядком владения и пользования ресурсами, производством и распределением созданного продукта.

4. Достижение более совершенных стандартов жизни, экономической деятельности, методов и форм жизнеустройства, развития науки и техники, создание и использование экологически совершенных технологий позволят более разумно, рационально, эффективно, экологически щадяще пользоваться природными ресурсами Земли и продлевать жизнь на Земле. Сейчас не столько стоит проблема «конца света», сколько проблема совершенствования образа жизни, бережного отношения к источнику жизни – планете Земля.

Поэтому глобальные проблемы человеческих сообществ и государств на Земле это: совершенствование государственно-правового и общественно политического устройства; расширение и углубление демократизации; формирование самодостаточной, эффективной, социально ориентированной, рыночно функционирующей, экологически чистой экономики; установление и укрепление политических и экономических отношений, согласия, дружбы и сотрудничества между странами; мировое сотрудничество в деле преодоления бедности, нищеты, болезней и ликвидации войн; мировое сотрудничество в деле защиты и улучшения окружающей среды.

5. И если, действительно, Земля, как планета, исторически и идеологически обречена сказать «прощай, жизнь», то сможет ли высокий научно-технический и технологический уровень общества найти способ колонизировать другую планету, на которой есть биологическая жизнь?!

Если же возникновение человеческой жизни связано с желанием «сверху» – Бога, то Он, может быть, найдет другой путь сохранения человечества. Как это сделал Ной. Но Он должен быть уверен в том, что человечество глобально и исторически безгрешно и выполнило свой долг достойного обитателя Земли сполна!

 

1.2. Синергетический и ноосферный подходы к социальным системам

Современная обстановка в стране и мире

В условиях суверенитета, когда судьба страны должна быть решена самостоятельно, без диктата или «полезного» совета со стороны, необходимо иметь свою национальную доктрину, определяющую цель государства и ее достижения путем дальнейшего развития. Подобно «Русской доктрине», необходимо иметь научно обоснованную всеохватывающую идеологию, определить основные пути решения политических, экономических и социальных вопросов, которые должны быть руководством к действию первых лиц государства и любого гражданина страны в различных жизненных ситуациях. Необходимость проведения комплексного междисциплинарного всестороннего исследования, как представляется, является очевидной.

Мы переживаем исключительно сложное и трудное время. Во-первых, весь мир испытывает период демографического «взрыва». Согласно концепции демографического развития населения мира [1], в настоящее время страны находятся в периоде демографического перехода от эпохи В к эпохе С. Эпоха В началась 1,6 млн. лет тому назад и продолжалась до 1965 г., за 42 года до критической даты 2007 г. Рост населения мира в эту эпоху подчиняется квадратичному закону, когда скорость роста была пропорциональна квадрату общего числа людей, населявших Землю. Для этой эпохи характерна гиперболическая кривая. Через 42 года после критического 2007 г. (2049 г.) начинается Эпоха С, траектория развития меняется, происходит асимптотический переход к стабилизированному пределу 14±1 млрд. человек. Причем к концу XXI в. численность населения достигнет 12 млрд.

Продолжительность периода демографического перехода – 84 года (между 1965 и 2049 г.). Характерной чертой этого периода являются ударность, обостренность и стресс. Происходит нарушение ценностных и этических представлений, выработанных тысячелетиями истории человечества. Разрушается связь времен, происходит распад традиционных связей семьи и общества, растет неустроенность жизни. Нет времени на процессы релаксации, адаптации личности и восстановление культуры, на выработку моральных ценностей и этических норм. Усиливаются глобальные связи. Чувство ностальгии, тяга к традиционным ценностям являются отражением компенсационных тенденций, призванных смягчить шок демографического перехода.

Во-вторых, в мире активизируется процесс глобализации. Для Кыргызстана он весьма чувствителен. Наряду с несомненно положительными сторонами в экономических и политических отношениях, он обусловил ряд негативных моментов. После распада СССР и снятия «железного занавеса» открылись все шлюзы не только для экономических, но и для идеологических и духовных потоков со всех сторон мира. Усилилась миграция населения. Теперь кыргызов и кыргызстанцев можно встретить во всех точках земного шара. Произошел сильнейший отток высокообразованной, высококвалифицированной, наиболее трудоспособной части населения, а страна заполнилась всевозможными торгашами, людьми, преследующими свои меркантильные цели и экономические выгоды, людьми с чуждой для нашего народа идеологией и духовной ориентацией. Растет число различных религиозных течений.

Наша страна находится под политическим, экономическим и идеологическим влиянием таких сверхдержав, как Россия, Китай, Америка, а также Евросоюза, мусульманского мира, тюркоязычных народов, во главе с Турцией. Они представляют совершенно другую цивилизацию, преследуют во многих случаях свои цели, используя для этого различные виды воздействия. Наши ближайшие соседи (Узбекистан и Казахстан) претендуют на гегемонию в регионе. Чтобы бесплатно пользоваться водой – нашим основным природным богатством, наши соседи стараются оказывать на Кыргызстан всяческое давление, как в экономическом, так и политическом планах.

В-третьих, распад СССР сопровождался сильнейшим обвалом экономики Кыргызстана, ухудшением социальной и моральной обстановки. Страна оказалась в экстремальных условиях, подобных возникающим после войны, стихийных бедствий и распада общества. В результате выплеснулись наружу дремлющие в народе архаические регрессивные силы, общество заполонили всякие ясновидцы, колдуны, народные целители, «излечивающие» любую без исключения болезнь. Они стали дурманить головы людям, уверяя их, что якобы устанавливают контакты с духами давно ушедших предков. Усилился трайбализм, возродились древние обряды, давно забытые религии, произошел возврат к первобытным истокам – проведение грандиозных тоев – тризн по давно ушедшим из жизни отцов, дедов, прадедов, с увековечением их в камне и бронзе. «Расцвела» коррупция, усилилась наркомания, деградация личности. Обострились терроризм, мошенничество, воровство, вымогательство. Отмечены случаи каннибализма, похищения людей и торговли людьми, суицида и заказных убийств. Возникла тяга к мистике, суеверию, произошел резкий отход от рационального мышления, которые С. Кара-Мурза рассматривает как результат потери разума [2].

Между тем, мир, в целом, совершает в своем развитии грандиозный скачок. Завершается индустриальный период, его сменяет постиндустриальный, характеризующийся экстраординарным прогрессом науки и технологии. На пороге стоит когнитивная эпоха, Нейромир, или эпоха ноократии. Так по-разному называют эпоху, когда человечество строит всю свою деятельность и свои взаимоотношения на основе высокоразвитой науки, нано— и информационной технологии. Совершаются грандиозные научные открытия и технологические прорывы. Человечество ждут величайшие перспективы. М. Калашников и Р. Русов [3] выделяют три основных направления науки и технологии, которые в недалеком будущем могут обеспечить прорыв в развитии жизни человеческого социума. Это – генная инженерия, искусственный интеллект и коммуникации, новая ядерная технология.

С помощью генной инженерии в людях могут быть сформированы способности сверхвыносливости, изобретательности, мгновенного запоминания научной информации, получения практических навыков и обладание абсолютным музыкальным слухом. Найдены новые «социальные гены», управляющие поведением человека, «родительские гены», регулирующие заботу о детях. Разработаны генные методы продления жизни (пока на мышах) в 2,5–3 раза. М. Калашников и Р. Русов считают, что к 2016–2020 гг. начнется массовый процесс трансформации, генетический «ремонт» потомства.

Искусственный интеллект практически создан. Очень скоро появится работающий интерфейс «человек – машина», позволяющий подключиться к ЭВМ и глобальным информационным сетям. Появится информационный биотехнологический человек – инаби. Создается общество-сверхразум, Нейромир.

Интенсивно развивается нанотехнология – сборка атомов. С её помощью создается ассамблер-сборщик – крохотный наноробот, управляемый компьютером. Будут собираться молекула за молекулой, миниатюрные и крупные объекты любой сложности с заранее заданными параметрами с помощью контролируемых химических реакций. Новые связи-синапсы способны фантастически усилить интеллект «нанотехнологизированного сапиенса» и открыть у него некоторые магические (экстрасенсорные) способности.

Надвигается новая ядерная эпоха. В 1995 г. методом сверхохлаждения частиц лазерными пучками и магнитным полем получен первый бозе-конденсат атомов натрия. Сегодня его получают из атомов различных химических элементов по всему миру в особых миниатюрных, т.н. «атомных» чипах. Найдены методы получения бозе-конденсатов – частиц полуцелого спина, или «фермионов», к классу которых относятся и нейтроны. Человечество стоит на рубеже создания в лабораторных условиях нейтронного вещества, нейтрида – атомной брони, способной остановить как атомный снаряд, так и любую радиацию, выдержать прямое попадание атомной бомбы.

Всем этим человечество будет обладать в недалеком будущем. Мы живем в сложнейших условиях «межвременья». В этой связи, чтобы четко ориентироваться в многообразных международных взаимоотношениях, в экономической, социальной и политической ситуациях внутри страны, необходимо разработать научные основы анализа сложных явлений.

Использование системно-синергетического и ноосферного подходов к изучению сложных социальных проблем позволяет выделить основное среди множества мелких и второстепенных явлений. При этом, по нашему мнению, особо выделяются два фундаментальных физических фактора, которые коренным образом могут изменить наши мировоззренческие ориентации. Это наличие двух субстанций природных систем (рациональный дуализм мира), а также новое понимание роли информации в сильнонеравновесных системах. Кратко рассмотрим их.

 

(ВНИМАНИЕ! Выше приведено начало книги)

Открыть полный текст в формате PDF, 1412 Kb

 

© Президиум НАН КР, 2009

 


Количество просмотров: 4155