Главная / Научные публикации, Естествознание / Научные публикации, Другая физика
Статья публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 18 апреля 2021 года
Об уровневом подходе в физике
В докладе рассматриваются проблемы методологии. Автор считает, что в физике преобладает т.н. линейный общеметодологический подход. Линейный – действующий в пределах одного этажа, одной плоскости, не осознающий, что такое уровневость и не признающий по-настоящему иерархию изучаемых явлений, процессов, законов, с точки зрения их качественного уровня. Т.е. недооценивающий качественный аспект и ориентирующийся в основном на аспект количественный: в данном случае – на многообразие исследуемых объектов. Предлагается новый – динамический, или уровневый, подход, позволяющий работать с физическими объектами как системами. Это рассматривается на примере категории «энергия».
Автор считает, что в сегодняшних науках, включая физику, преобладает т.н. линейный общеметодологический подход. Линейный – значит, действующий в пределах одного этажа, одной плоскости, не осознающий, что такое уровневость и не признающий по-настоящему иерархию изучаемых явлений, процессов, законов, с точки зрения их качественного уровня. Т.е. недооценивающий качественный аспект и ориентирующийся в основном на аспект количественный: в данном случае – на многообразие исследуемых объектов. При линейном подходе для исследователей более важна внешняя форма, а не содержание, суть, упор делается на структуру, структурное многообразие, а отнюдь не на функцию. Это есть следствие преобладающего анализа и дифференциации (но не синтеза и интеграции) объектов исследования, а также самих субъектов – институтов, которые созданы для проведения исследовательских работ. Т.е. линейный подход – подход узких специалистов.
Корни линейного подхода – в т.н. парадигме относительности, когда основной упор делается на вычленении из некоего мало исследованного целого множества известных, хорошо изученных со временем частных, причем все частные изучаются в равной степени, они, с точки зрения исследователя, равны относительно друг друга: А относительно Б относительно В и т.д. (получается линейный ряд, или некая плоскость, состоящая из А, Б, В, …).
При таком подходе важное значение приобретает процесс вычленения и группировки, т.е. систематизации, классификации, идентификации. Процветает феноменология (внешнее описательство явления, события, объекта, работа с формой). Начинается самая настоящая охота за новыми разновидностями по принципу «чем больше частностей, деталей, нюансов, – тем лучше». Разновидности для исследователя качественно (с точки зрения выполняемой функции) не различаются.
По мнению автора, это – совершенно закономерный этап становления науки как таковой, когда сначала экстенсивно описывается мир, собираются все данные о мире. Но с течением времени линейность исчерпывает себя. Ее потенциал не безграничен.
На смену линейному подходу идет уровневый подход...
Скачать полный текст в формате PDF
Количество просмотров: 931 |