Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Публицистика / Документальная и биографическая литература, Биографии, мемуары; очерки, интервью о жизни и творчестве
© Шагапова Н.А., 2012. Все права защищены
Статья публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 4 мая 2012 года

Нурия Абдрахмановна ШАГАПОВА

Солдат Великой Отечественной

Сегодня имя талантливого исследователя философии Востока и замечательного педагога, доктора философских наук, почетного академика НАН КР, член-корреспондента НАН КР Азиза Нарынбаева широко известно не только в Кыргызстане, но и далеко за его пределами. Но во время Великой Отечественной войны 18-летним пареньком А.Нарынбаев ушел на фронт… Рассказ о его военном периоде жизни.

 

Август 1942 года. Желтое солнце медленно выползало из-за гор, рассеивая утренний туман. Первые лучи, вырвавшись на волю, окрашивали перламутром облака и водную гладь Иссык-Куля. На пристани Каракол было многолюдно. Близкие, родственники, друзья собрались здесь, чтобы проводить призывников на фронт. Несмотря на то что на берегу было много народа, в воздухе висела звенящая тишина, которую разорвала команда командира, объявившая посадку: «Оркестр! Прощание «Славянки»!». Перекрывая звуки марша, тишина взорвалась от плача матерей, обнимавших сыновей и мужей, крика прощальных слов напутствий.

«Моя мать, — вспоминает Азиз Исаджанович, — прощаясь со мной, просто поцеловала меня, пожелала не осрамить честь семьи, быть смелым в бою, ничего не брать у поверженного врага, вернуться живым и здоровым. А меня вдруг пронзила мысль: — Почему она не плачет, как другие матери, ведь мы, возможно, больше никогда не увидимся. Неужели она такая бесчувственная».

О том, чтобы не расстраивать сына перед разлукой, чтобы он не переживал из-за нее и семьи на фронте, матери понадобилось нечеловеческое усилие, чтобы сдержать свои эмоции и скрыть чувства великой материнской любви, а когда пароход отчалил, она потеряла сознание от горя. Но об этом Азиз узнает много лет спустя, когда кончится война.

   Азиз Исаджанович Нарынбаев

 

Довоенная жизнь

На палубе царило оживление, новобранцы пели патриотические песни, мечтали о подвигах и скорой победе над фашистами. Азиз не участвовал в разговорах, он прощался со знакомыми с детства пейзажами – высокими горами со снежными вершинами и любимым озером. Увидит ли он когда-нибудь еще раз близких и все красоты родного края? Волны успокаивающе, тихо бились о борт, а на Азиза нахлынули воспоминания всей его довоенной жизни.

Дед Нарынбай, первоклассный пекарь, и бабушка Хаззукан были беженцами из Китая, которые переехали в Каракол из Кашгара в 1877 году, когда цинские войска жестоко подавили национально-освободительную борьбу уйгурского народа, и независимое уйгурское государство Йэттишар пало под ударами маньчжурско-китайских захватчиков.

Азиз Исаджанович Нарынбаев родился 24 апреля 1924 года в городе Каракол. Его отец Исаджан наследовал профессию отца, мама Чинибубу подрабатывала стиркой и уборкой у местных богатеев. Родители, по уйгурской традиции, первенца отдали на воспитание дедушке и бабушке. Деда своего Азиз Исаджанович помнит плохо, дедушка умер, когда ему было всего три года, зато глубоковерующая и богобоязненная бабушка Хаззукан, опираясь на заповеди Корана, вкладывала всю душу в воспитание малыша. Учила уважать родителей, почитать старших, помогать слабым, знать родной язык и традиции своего народа, любить землю, на которой родился, и даже сурам Корана. Бабушка была добрая и мудрая. Хорошо знала уйгурский фольклор и щедро делилась своими знаниями с внуком. Еще у нее был дар предвидения. Связано ли это с жизненным опытом или она обладала природным даром психолога, Азиз не знал, но в памяти всплыло ее предсказание. Это было давно, когда он был маленьким. Однажды, играя рядом с бабушкой, Азиз заметил, как она пристально смотрит на него, а потом предсказала ему долгую жизнь, что он станет уважаемым человеком, как среди уйгуров, так и кыргызов, и только сожалеет, о том, что не может отвратить беду, связанную с ногами. Внук будет калекой. Хаззукан всю жизнь трудилась, и мальчик нередко говорил ей, что когда вырастет, будет оберегать и помогать ей. Бабушка, улыбаясь, отвечала: «Когда ты вырастешь, менин куйрукумни кум басиду (меня уже не будет в живых)». Она умерла в возрасте 86 лет, Азизу было 12. Для мальчика это было первой трагедией. После смерти бабушки родители забрали сына домой. Эпизод предсказания бабушки промелькнул в воспоминаниях Азиза Исаджановича так быстро, что он даже не заострил внимания.

Перед глазами вставали другие образы, образы дядюшек Ташима Юлдашбаевича – по материнской линии и Якубжана Нарынбаевича по линии отца, сыгравшего немаловажную роль в жизни Азиза. Якубжан Нарынбаевич работал грузчиком в порту. Был человеком веселым, жизнерадостным, трудолюбивым и очень честным. После работы дядя приносил любимому племяннику разные сладости и игрушки, баловал его. Несмотря на свою безграмотность дядя любил поэзию, особенно стихи уйгурско-узбекского поэта Бабарахима Машраба (1657-1711 гг.). Он читал наизусть стихи и тем самым привил любовь племянника к поэзии, а его удивительные рассказы были не только интересными, но и поучительными. Азиз Исаджанович улыбнулся. Он вспомнил одну историю: «Однажды мама будущего поэта пошла на базар. Проходя по рынку, где продавались фрукты, она не удержалась и съела несколько ягод винограда с прилавка и пошла дальше. В это время из утробы матери раздался недовольный голос ребенка: «Мама, почему ты не рассчиталась с торговцем, это нечестно». Женщина испугалась, вернулась к продавцу, извинилась и спросила, сколько она должна за съеденный виноград. Хозяин засмеялся и сказал, что удовлетворен ее извинениями, и она ничего ему не должна».

Подобными рассказами дядя, да и все взрослые в семье старались воспитать в детях чувство справеливости, честности и благородства. В 1938 году Ташима Юлдашбаевича и Якубжана Нарынбаевича объявили «врагами народа» и расстреляли. В годы репрессий более 90% уйгурского населения было репрессировано, и многие нашли вечный приют в урочище Ата-Бейит. Потеря родных — вторая трагедия семьи Нарынбаевых.

До пункта прибытия в порт назначения оставалось еще время. Азиз Исаджанович думал о матери и об отце. Какая у них была дружная семья. Вечерами все собирались за большим круглым столом. Отец, хотя и усталый, брал в руки национальный уйгурский инструмент дутар или мандолину и пел задушевные уйгурские песни о жестокости колонизаторов, героях, любви и о прекрасном будущем.

А какими беспечными были школьные годы! С 1931 по 1938 г. Азиз Нарынбаев учился в каракольской школе им. Н.Нариманова (ныне средняя школа № 5). Рассказы близких, хорошие учителя привили Азизу Исаджановичу любовь к гуманитарным наукам, и особенно истории.

Тут впору вспомнить, о выпускниках этой школы: основатель кыргызской литературы, просветитель и общественный деятель Касым Тыныстанов, кыргызский языковед академик НАН КР Хусаин Карасаев, известный кыргызский филолог академик НАН КР Бибина Орузбаева и, конечно же, почетный академик НАН КР член-корреспондент НАН КР Азиз Нарынбаева (прим. автора).

После окончания школы Азиз Исаджанович продолжил учебу в городском педучилище им. М.Горького, а потом поступил на исторический факультет в Кыргызский педагогический институт им. М.Фрунзе. Будучи студентом I курса, в августе 1942 года записался добровольцем в ряды Красной Армии.

Пристань. Прощание. Впереди фронт. Так закончилась мирная жизнь.

   Дедушка, бабушка и маленький Азиз

 

Война

С августа 1942 по февраль 1943 года Азиз Нарынбаев – курсант Фрунзенского пехотного училища. Потом фронт. Эпицентр военных событий – Курская дуга. Артиллерист противотанковой батареи 444-го стрелкового полка 108-й дивизии, куда прибыл рядовой Азиз Исаджанович Нарынбаев, входила в состав 50-й армии 1-го Белорусского фронта под командованием генерала К.Рокосовского, а позже маршала М.Жукова.

— В июле 1943 года шла ожесточенная битва с фашистами в районе Курской дуги, — вспоминает Азиз Исаджанович. — Мне, как пртивотанковому артиллеристу-наводчику, удалось подбить один немецкий танк «Тигр» и грузовую машину с пехотой. Немцы — странный народ, своих солдат они довозили до самой линии фронта. Для советского солдата такой факт не типичен. Наши солдаты многие километры проходили пешком. Тогда в бою мной руководило только одно чувство, чувство ненависти к захватчикам, за их жестокость по отношению к советским людям. Я видел разрушенные города и сожженные деревни. До сих пор перед глазами стоит картина: освобожденная Красной Армией небольшая деревушка. У избы, от нее осталась одна кирпичная печь, лежит расстрелянная корова, старушка плачет над телом убитого деда, и больше ни души. Трудоспособных угнали в Германию, а стариков и детей расстреляли. Бабульке чудом удалось спастись.

Нами двигало чувство патриотизма — защитить свою страну любой ценой, даже ценой собственной жизни, и мы совсем не думали о наградах. Просто выполняли долг перед Родиной. Мой подвиг был отмечен, я был награжден медалью «За отвагу» и принят в ряды коммунистов. Позже были другие награды – ордена «Отечественной войны I степени», «Красной Звезды», медали «За победу над Германией» и в честь Победы, все я уже не припомню. Расскажу еще один случай. Это случилось в том же июле 1943. В очередном штыковом бою фашист выбил мне 4 зуба. Я потерял сознание, а когда очнулся, то страшно захотел пить. Взял у убитого немца фляжку с водкой и выпил до дна. Понимал, что нарушил обещание, данное матери, но это был вынужденный поступок.

Мне было 18 лет, когда я попал на фронт. Стоит ли говорить о том, какие трудности приходилось переносить солдатам. Мы голодали по 3-4 дня. В лучшем случае нам выдавался сухой паек — 800 граммов хлеба артиллеристам. Немец наступал, мы отступали по 30-40 километров в день, теряли друзей, не успевали хоронить убитых. Пехоте было легче, нам же нельзя было бросать орудие. Бросил – расстрел на месте, случай рассматривался как предательство. Только в том случае можно было бросить пушку, если в нее попадал снаряд и разносил вдребезги. Да и то, как доказательство, мы должны нести обломок, чтобы потом его сдать. Но никто не жаловался. В нашей батарее воевали представители разных национальностей, но в бой мы шли как один. На фронте, перед боем, познается истинное братство, наступает физическая, нравственная, умственная и волевая зрелость. Это я все познал на себе.

В минуты затишья мы делились своими радостями, вслух читали письма из дома, скорбели о потерях, обмывали награды, пели песни, мечтали о скорой победе, в такие моменты все забывали, что идет война. С особой теплотой я вспоминаю своего боевого товарища Ивана Жукова, такого веселого ленинградца, который всегда был готов прийти на помощь, оказать моральную поддержку и отдать последний паек голодному. Он не дожил до Победы.

Я уже знал о даре предвидения, но мне пришлось стать свидетелем еще одного фактора – предчувствия.

Однажды, как обычно в 5 часов утра, нам раздали индивидуальный паек на день, который мы должны были разделить на три части, чтобы съесть его на завтрак, обед и ужин. Боец Клизниченко съел весь паек сразу. «Ты зачем это сделал?» — спросили мы. «Сегодняшний бой последний. У меня предчувствие, что меня убьют», — ответил он. Все мы ходили под пулями, но каждый жил верой в то, что останется цел. В 12 часов дня боец Клизниченко геройски погиб при попытке подбить фашистский танк. Его похоронили со всеми воинскими почестями, но осадок в душе о предчувствии остался у многих.

Последний мой бой был под Минском в начале июля 1944 года. Большая немецкая группировка попала в окружение. Озверелый противник пытался прорваться сквозь кольцо, поливая наши ряды непрерывным огнем. В сражении участвовали войска 1-го, 3-го Белорусского и 1-го Прибалтийского фронтов. Мы – артеллеристы, уже по звуку могли определить, где будет взрыв. Бой был горячий, снаряды рвались всюду, беспрерывно шли танки. В какой-то момент у меня мелькнула мысль: сейчас рядом взорвется. Доли секунды мне хватило, чтобы скатиться в индивидуальный окоп у пушки. Взрыва я не услышал. Хотел встать и не смог. Болевой шок был настолько велик, что я даже не почувствал, что тяжело ранен осколком танкового снаряда в правую ногу. Мои друзья были убиты. Меня вынесли с поля боя и отправили в госпиталь в г. Саратов, где я находился на лечении до января 1945 года. Вернулся домой на костылях инвалидом Великой Отечественной войны II группы. Война для меня кончилась. Победу я встретил дома со своими близкими.

   Константин Петрович Ярошевский

 

Сбывшееся пророчество

В сентябре 1945 года Азиз Исаджанович вернулся в Кыргызский педагогический институт, экстерном сдал все экзамены за II курс и был зачислен на третий. Окончил его с отличием в 1947 году и остался на кафедре преподавателем истории, позже философии.

В формировании его, как ученого-философа, немаловажную роль сыграл профессор Константин Петрович Ярошевский. Именно он своими лекциями смог привить любовь Нарынбаева к философии. Ярошевский был из числа репрессированных. 10 лет, как враг народа, отбывал наказание на лесоповале в Сибири. Местом второй ссылки стала окраина империи — Киргизия. Единственный специалист в области философии, Ярошевский читал лекции во всех тогдашних вузах. Азиз Исаджанович, будучи студентом исторического факультета, не пропускал ни одной лекции любимого преподавателя. Поэтому, получив образование историка, Азиз Исаджанович начал специализироваться по философским наукам.

В 1950-1952 годах Азиз Исаджанович — студент очной аспирантуры факультета философии МГУ им. Ломоносова. В 1952 году состоялась его защита кандидатской диссертации по теме: «Роль советского государства в формировании и развитии социалистических наций». В 1953 году Азизу Исаджановичу было присвоено звание доцента.

Несмотря на свой оптимизм, стремление к знаниям, достижения, есть в жизни Азиза Исаджановича и трагическая осечка. Пострадал он за одно единственное высказывание: обсуждались столкновения межэтнических групп в соседнем Казахстане, не называя истинных причин, не принято это было в советское время. Национальное самосознание не поощрялось, а Нарынбаев взял и рубанул правду-матку. Его обвинили в национализме и целых семь лет препятствовали утверждению докторской диссертации. Целых долгих 10 лет запрещали печатать научные труды Нарынбаева. А ведь ученый без трудов, как дерево без плодов. Может быть, поэтому никто из семьи Азиза Исаджановича Нарынбаева не пошел по стопам отца.

Сегодня имя талантливого исследователя философии Востока и замечательного педагога, доктора философских наук, почетного академика НАН КР, член-корреспондента НАН КР Азиза Исаджановича Нарынбаева широко известно не только в Кыргызстане, но и далеко за его пределами. Его перу принадлежат работы по истории общественно-политической и философской мысли Центральной Азии. А.И. Нарынбаев один из первых исследовал проблемы возникновения и развития философии в Кыргызстане как науки. Он автор свыше 300 научных и нучно-методических работ, в том числе свыше 20 книг и ряда пособий написаны для аспирантов, соискателей и студентов факультета философии. Значителен вклад А.И.Нарынбаева в подготовке высококвалифицированных кадров: под его руководством защитили докторские и кандидатские диссертации около 30 специалистов-философов. В настоящее время он продолжает работать. Готовит к изданию книгу о себе, войне, друзьях, коллегах, о тех, кому обязан своим становлением как личности, ученого и просто человека с высоко-моральными качествами характера, также продолжает исследовать общественно-философскую мысль народов Востока.

24 апреля члену Специализированного совета по защите докторских (кандидатских) диссертаций по философии Института философии и политико-правовых исследований НАН КР, члену Специализированного совета по защите кандидатских диссертаций КРСУ, члену Центрального совета общества уйгуров КР «Иттипак», председателю Совета ветеранов ВОВ, ветерану труда НАН КР Почетному академику Азизу Исаджановичу исполнилось 88 лет. И, конечно же, я задала ему вопрос: счастлив ли он?

— Жизнь не баловала меня, — ответил Азиз Исаджанович, — были трудности студенческих, аспирантских послевоенных годов, несправедливое обвинение в национализме, не знаю, как вам, но мне неприятно было слышать в след презрительное: «Лагманщик». Сегодня все в прошлом. Философия принесла мне не только страдания, но и уважение моего народа. С высоты своих лет я могу уверенно сказать: «Да, я счастливый человек». Мы с супругой Рауфой Галимовной создали семью более 60 лет назад. Она окончила филологический факультет Кыргызского государственного университета им. Ю.Баласагуна и более 45 лет работала преподавателем русского языка и литературы в КГУ им. И.Арабаева. Мы воспитали и дали образование своим детям. Сын Рустам – химик, Хаззухан и Зайтуна – музыканты. Зайтуна – заслуженная артистка Кыргызской Республики. Есть чем гордиться, а что еще нужно для счастья? Только вот ноги болят. Бабушкино пророчество оказалось верным.

 

С солдатом ВОВ, ученым-философом беседовала Нурия Шагапова

 


Количество просмотров: 4509