Главная / Искусствоведческие работы, Музыка, оперное искусство, балет / Документальная и биографическая литература, Биографии, мемуары; очерки, интервью о жизни и творчестве
© Кыргызская Национальная консерватория, 2011
© Принтцентр «Блиц», 2011
Книга публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 15 ноября 2011 года
Корифеи Кыргызской Национальной консерватории
Книга-альбом
Выпуск I
К. Айтыгулов
З. Мамбеталиев
М. Темирбеков
К. Мадемилова
Т. Мусурманкулов
У. Полотов
Э. Шаршенбаев
В книге-альбоме освещается творческая деятельность и наследие таких известных деятелей национальной музыкальной и театральной культуры, корифеев Кыргызской Национальной консерватории, как народный артист КР, профессор З. Мамбеталиев, заслуженный работник высшей школы, почетный профессор Т. Мусурманкулов, народная артистка КР, профессор К. Мадемилова, народный артист КР, профессор К. Айтыгулов, народный артист КР, профессор М. Темирбеков, народный артист КР, профессор У. Полотов, заслуженный артист КР, профессор Э. Шаршенбаев. Впервые приводится целый ряд исторических фактов и документов, проливающих свет на становление и развитие современной культуры, искусства и музыкального образования. Издание адресовано студентам, учащимся и преподавателям музыкальных учебных заведений Кыргызстана, а также всем, интересующимся национальным музыкальным и театральным искусством.
Публикуется по книге: Елецкая И. А. Корифеи Кыргызской Национальной консерватории: Книга-альбом. — Б.: Принтцентр “Блиц”, 2011. — 88 с.
Фотографии: В. Пархоменко, И. Елецкая, а также из личных архивов.
УДК 78
ББК 85.313 (2Ки)
Е 50
ISBN 978-9967-26-333-8
E 4905000000 — 11
Кыргызская Национальная консерватория
Фортепианно-теоретический факультет
Кафедра истории кыргызской и мировой музыкальной культуры
Художественный руководитель – М. А. Бегалиев, ректор Кыргызской Национальной консерватории, народный артист Кыргызской Республики, лауреат Государственной премии КР им. Токтогула, профессор.
Научный редактор — Е. С. Лузанова, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики, лауреат Премии им. М. Абдраева, профессор.
Навстречу 20-летию Кыргызской Национальной консерватории
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
От автора
Кайыпбек Айтыгулов
Зарлык Мамбеталиев
Марлен Темирбеков
Кульбубу (Эркин) Мадемилова
Турсун Мусурманкулов
Улукмырза Полотов
Элис Шаршенбаев
ПРЕДИСЛОВИЕ
Книга, которую уважаемый читатель держит сейчас в руках, является первым выпуском в серии, посвященной аксакалам Кыргызской Национальной консерватории, на плечи которых самой судьбой была возложена огромная ответственность как на первых профессоров единственного профессионального музыкального вуза в Кыргызстане.
Создание консерватории в 1993 году стало новым витком в развитии национального музыкального искусства. С тех пор из стен нашего вуза вышли сотни молодых талантов, которые прославляют отечественную культуру на мировом уровне. Слово умирает, если не делиться им с другими», — сказал великий писатель и мыслитель современности Чингиз Айтматов. Перед нами стоит сегодня актуальная задача воспитывать мыслящую и деятельную личность, осознающую ответственность за порученное дело, за культуру, в конечном счете – за судьбу страны. Профессорско-преподавательский состав Кыргызской Национальной консерватории отдает все силы на подготовку талантов – инвесторов интеллектуального капитала нашего общества.
Муратбек Бегалиев
Композитор
Народный артист Кыргызской Республики
Лауреат Государственной премии КР им. Токтогула
Ректор Кыргызской Национальной консерватории
Академик Международной академии творчества (Москва) и Международной академии музыки (Мюнхен)
Почетный профессор Сеульского университета
Муратбек Бегалиев (третий слева) с ветеранами Кыргызской Национальной консерватории
ОТ АВТОРА
Современная музыковедческая наука в Кыргызстане – явление относительно молодое. Не прошло и века с того момента, когда была создана первая книга о кыргызском музыкальном искусстве. Однако на нынешнем этапе развития кыргызской музыкальной библиографии создано большое количество музыковедческой литературы, посвященной истокам национального искусства, становлению и развитию профессиональных школ и традиций, деятелям музыкальной культуры. Весомый вклад в создание музыковедческих трудов – статей, монографий, сборников, энциклопедий, альбомов, учебных пособий внесли В. Виноградов, В. Янковский, Б. Алагушев, М. Бегалиев, К. Дюшалиев, А. Кузнецов, Е. Лузанова, А. Мураталиева, Г. Байсабаева и многие другие.
Но в национальной музыкальной культуре, где постоянно идет активный творческий процесс, всегда есть о чем рассказать. Прежде всего о тех, кто стоял у истоков нового, прогрессивного. Это корифеи Кыргызской Национальной консерватории, которая основана в 1993 году известным композитором, народным артистом Кыргызской Республики, лауреатом Государственной премии КР имени Токтогула, профессором Муратбеком Бегалиевым.
Данная книга повествует об известных деятелях культуры, искусства, корифеях Кыргызской Национальной консерватории, которые с первого дня стояли у «колыбели» нашего ВУЗа — первого и единственного высшего музыкального учебного заведения в Кыргызстане. Это Айтыгулов Кайыпбек – народный артист КР, исполнитель-виртуоз, дирижер, профессор КНК; Мамбеталиев Зарлык – народный артист КР, музыкант-исполнитель, профессор КНК; Темирбеков Марлен – народный артист КР, яркий солист кыргызской оперы, профессор КНК; Мадемилова Кульбубу – заслуженный деятель искусств Кыргызстана, народная артистка КР, профессор КНК; Мусурманкулов Турсун – ветеран Великой Отечественной войны, большой музыкант, почетный профессор КНК; Полотов Улукмырза – народный артист КР, профессор КНК; Шаршенбаев Элис – заслуженный артист КР, музыкант-исполнитель, дирижер, профессор КНК.
Выражаю искреннюю благодарность всем семьям героев этих очерков и лично К. Айтыгулову, К. Мадемиловой, У. Полотову и Э. Шаршенбаеву, любезно предоставившим документы и фотографии для публикации в этой книге.
МАРЛЕН ТЕМИРБЕКОВ
(1933-2010)
«Я обязательно буду петь на большой сцене…», — эта мысль посетила Марлена Темирбекова, когда он впервые увидел выступление оперной дивы Сайры Кийизбаевой из комнаты осветителя оперного театра, куда пригласил его друг. Тогда будущий премьер еще не представлял, каких творческих высот он достигнет, и какие жизненные трудности встретятся у него на пути.
Родился Марлен Темирбеков 15 ноября 1933 года в семье наркома коммунального хозяйства Киргизской АССР, к сожалению, разделившего судьбу первых красных комиссаров и безвинно репрессированного спустя четыре года.
Таджихан, мама Марлена – внучка известного ботаника-садовода А. М. Фетисова, под руководством которого осуществлялось озеленение дореволюционного Пишпека. Алексей Михайлович приложил все усилия для создания Дубового парка, Карагачевой рощи и бульвара Дзержинского (ныне бульвар Эркиндик) в г. Фрунзе-Бишкеке.
Молодой Марлен обладал целым рядом талантов – хорошо рисовал, сочинял стихи, активно участвовал в художественной самодеятельности, став членом кружка при клубе Министерства сельского хозяйства, руководителем которого являлся заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики Борис Александрович Костромитинов. В 1951 году в составе коллектива М. Темирбеков участвовал во Всесоюзном смотре художественной самодеятельности в Москве, где получил Первую премию.
В 1952 году М. Темирбеков успешно окончил среднюю школу №24. В июле этого же года Марлен попал на прослушивание в Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского, и вскоре успешно зачислился на первый курс в класс профессора, заведующего вокальной кафедрой консерватории Василия Федоровича Карина-Вишкарева, который дал Марлену прекрасную вокальную школу, помог постичь многочисленные секреты актерского мастерства, научил выбирать оперные партии в соответствии с природой голоса. Студент Темирбеков посещал также лекции известных музыковедов И. Способина, Т. Мюллера, Б. Агажанова.
В оперной студии при Московской консерватории М. Темирбекову поручали сначала небольшие партии, чтобы он мог свободно чувствовать себя на сцене. Это были эпизодические роли в «Каменном госте» Даргомыжского, «Чио-Чио Сан» Пуччини, «Свадьбе Фигаро» Моцарта. На старших курсах Марлен стал исполнять такие крупные партии, как Онегин из оперы «Евгений Онегин» Чайковского и Фигаро в «Севильском цирюльнике» Россини.
«С третьего курса я стал участвовать в постановках оперной студии. А студия наша была настоящим оперным театром: оркестр, солисты, хор, дирижер, режиссер. Я приобретал опыт сценической работы и понимания дирижерского жеста. Раньше любил танцевать европейские, узбекские и грузинские танцы (лезгинку), и мне легко было на сцене ходить под музыку», — пишет Марлен Болоталиевич в своих автобиографических записках, любезно предоставленных автору семьей Темирбековых.
Одно из любимых произведений, которое Марлен Болоталиевич подготовил в консерваторские годы, – ария Роберта из оперы Чайковского «Иоланта». В Кыргызстане он неоднократно исполнял эту партию. В камерных концертах ему аккомпанировала известный концертмейстер Слава Марковна Окунь, с которой Марлен Болоталиевич постоянно сотрудничал в Кыргызском театре оперы и балета.
В 1958 году Марлен Болоталиевич закончил консерваторию, его дипломной работой была сложнейшая партия Фигаро в «Севильском цирюльнике» Россини. Впоследствии она стала коронной в репертуаре певца. Экзаменационная комиссия под председательством народного артиста СССР Никанора Сергеевича Ханаева оценила выступление на «отлично».
Окрыленный успехом, в октябре 1958 года М. Темирбеков вернулся на родину и сразу был принят солистом в труппу Кыргызского государственного академического театра оперы и балета, и с тех пор в течение 30 лет его имя украшало афишу театра.
В первый же год работы М. Темирбеков принял участие во II Декаде кыргызской литературы и искусства в Москве. По возвращении коллеги избрали Марлена Болоталиевича секретарем комсомольской, затем партийной организации театра.
Первой большой ролью М. Темирбекова стала партия Данияра в опере М. Раухвергера «Джамиля» по повести Ч. Айтматова. Затем последовали партии Онегина в «Евгении Онегине» Чайковского, Валентина в «Фаусте» Гуно, Жермона в «Травиате» Верди, Сильвио в «Паяцах» Леонкавалло, Фредерика в «Лакме» Делиба, Эскамильо в «Кармен» Бизе.
Марлен Болоталиевич вошел в спектакль «Пиковая дама» и пел с выдающимся сопрано, народной артисткой ССР Сайрой Кийизбаевой (Лиза). И в этом ему помогла, как часто бывает, случайность – исполнитель партии Елецкого заболел, и вместо него руководство театра назначило ввод в спектакль М. Темирбекова. С Сайрой Кийизбаевной М. Темирбекова связывала многолетняя творческая дружба, о которой он подробно пишет в своих биографических заметках. Он пел с примадонной кыргызской сцены также в опере «Чио-Чио сан» Пуччини (Пинкертон).
«Певец создает яркие музыкальные и сценические образы и сразу завоевывает зрительские симпатии, — пишет заслуженный деятель культуры КР, профессор А. Г. Кузнецов в монографии «Творцы и интерпретаторы» (Бишкек, 2009, с. 213). — Успех определяет не только хороший голос – лирический баритон теплого, бархатистого тембра и отточенная вокальная техника, но и в значительной мере артистичность исполнения, умение певца «чувствовать» своего героя. Молодой солист работает самозабвенно и увлеченно. Каждый сезон приносит ему новые успехи. … Выразительно звучит голос певца в эпизодах с широкой кантиленой, где не столь важна блестящая вокальная техника, а требуется мастерское владение звуком, теплота дыхания, искренность переживаний».
М. Темирбеков неоднократно представлял национальное вокальное искусство на гастрольных поездках по Советскому Союзу. Он пел в Колонном зале Дома союзов в Москве, вместе с родным театром выступал в столицах республик СССР, в спектаклях оперных театров Алма-Аты, Душанбе, Самарканда. Его партнерами по сцене Кыргызского оперного театра были известные певицы, народные артистки СССР, солистки Большого театра Союза ССР Ирина Масленникова, Тамара Милашкина, Евгения Мирошниченко.
Педагогическая деятельность началась для Марлена Болоталиевича с 1958 года в Кыргызском женском педагогическом институте им. В. Маяковского на кафедре музыки и пения. Затем перспективный педагог перешел в Музыкальное училище им. М. Куренкеева.
За годы работы класс М. Темирбекова окончили более тридцати профессиональных певцов. Ученики маэстро стали солистами Кыргызской национальной оперы, работают в Германии, России, Украине, успешно выступают в хорах оперных театров.
В 1993 году народный артист Кыргызстана, лауреат Государственной премии КР им. Токтогула, известный композитор Муратбек Акимович Бегалиев приглашает маститого педагога и артиста на кафедру сольного пения нового вуза – Кыргызской государственной консерватории. С тех пор в течение ряда лет Марлен Болоталиевич являлся заведующим кафедрой сольного пения Кыргызской Национальной консерватории, профессором, председателем профсоюзного комитета КНК.
Среди его выпускников народные артисты Кыргызстана Эрмек Мойдунов и Улукмырза Полотов, выдающееся меццо-сопрано Жамиля Раимбекова. А также Заира Раимбекова, Э. Адылов, Г. Кахарова, С. Гусарова, Н. Эрназаров, А. Кожомжаров, А. Гуляева, М. Сагынбаев и другие.
Получили звание народного артиста Кыргызской Республики ученики Марлена Болоталиевича К. Орузбаев, А. Ибраев, Т. Жакшылыков. Заслуженными артистами стали К. Кускаков, Ж. Жумашев, П. Сукманов, М. Дуйшеева, Ч. Торобеков, Ж. Кайыпов. Многие из них успешно ведут концертную и педагогическую деятельность.
В классе профессора Темирбекова всегда царила атмосфера теплоты. Ученики, вышедшие из-под крыла Марлена Болоталиевича, любили навещать его, вспоминали учебные годы. И Марлен Болоталиевич предавался воспоминаниям, которые на самом деле были для молодежи весьма поучительными, ведь это был большой путь в искусстве и жизненный опыт, четкая позиция гражданина и патриота.
Всего за годы работы в театре певцом было создано свыше тридцати оперных ролей. Марлену Болоталиевичу, по мнению заслуженной артистки Кыргызстана, профессора КНК Л. А. Георгиевой, удалось построить свою карьеру очень «умно», но этим качеством обладают немногие певцы. Располагая голосом, по словам Ларисы Александровны, «компактным, полетным, большого диапазона и яркого тембра, высокой вокальной техникой», Темирбеков практически никогда не выходил за рамки репертуара лирического баритона. Именно этот бережный подход к своей вокальной природе позволил певцу надолго сохранить голос свежим, ровным и молодым.
Одними из лучших и любимых партий Марлена Болоталиевича являются комическая партия Беса в «Черевичках» Чайковского и партия Жермона в «Травиате» Верди. Роль Беса – сложная, многоплановая роль, требующая от оперного артиста глубокой выдержки. К тому же она требует быстрого передвижения по сцене, сложного характерного грима. Но Марлен Болоталиевич не видел особых трудностей, ему удавалось верно отыскать нужный сценический рисунок, и образ получался четким, ярким и запоминающимся. Активный творческий процесс привлекает настоящих профессионалов своего дела.
В опере «Травиата» певец создал образ благородного французского аристократа. Особо хорошо этот образ получался у М. Темирбекова ввиду его природного аристократизма и благородства. Глядя на Темирбекова – Жермона, казалось, что его время – век королей, дуэлей и рыцарских подвигов. Центральную арию Жермона М. Темирбеков исполняет с большой экспрессией, пленяя выразительной наполненной кантиленой.
В 1988 году состоялся прощальный спектакль М. Темирбекова, он исполнил партию Валентина в «Фаусте» Гуно в ансамбле с великим артистом, басом мирового уровня Булатом Минжилкиевым (Мефистофель). М. Темирбеков пел великолепно, вдохновенно, его игра отличалась большим темпераментом. М. Темирбеков не только прекрасный певец, но и замечательный актер. Это качество ценили в нем режиссеры и, прежде всего, партнеры по оперной сцене.
М. Темирбеков мечтал издать книгу, в ней было бы рассказано о его родителях, которые одними из первых вошли в интеллектуальную элиту Кыргызстана, сыграли огромную роль в развитии города Пишпека-Фрунзе. Марлен Болоталиевич говорил: «Я обязательно напишу обо всем». К сожалению, он не успел…
15 ноября 2010 года Марлену Болоталиевичу исполнилось бы 77 лет. «Кто любимый, тот счастливый – так в народе говорят…». Эта строчка из стихотворения, написанного маэстро в последние годы жизни. Его действительно можно назвать счастливым: человек высокого долга, блестящей карьеры, глубокой мудрости – таким Темирбеков Марлен Болоталиевич останется в своих учениках.
НА ФОТО — МАРЛЕН ТЕМИРБЕКОВ:
ТУРСУН МУСУРМАНКУЛОВ
Судьба Турсуна Мусурманкулова мало чем отличается от судеб тысячи его сверстников – ровесников молодой Советской страны. Он прошел нелегкий жизненный путь от воспитанника трудовой колонии малолетних преступников, солдата Великой Отечественной войны с фашистской Германией 1941-1945 гг. до основателя и ректора нового музыкального вуза, опытного педагога, профессора.
Турсун Мусурманкулов родился в 1921 году в бедной крестьянской семье в селе Ичке-Суу Кантского района Киргизской ССР, в 9-летнем возрасте оказался в одном из детских домов. Руководитель духового оркестра детского дома У. Семенец, вовремя распознавший музыкальные способности Турсуна – превосходный музыкальный слух, отличную музыкальную память, высокоорганизованную ритмическую дисциплину, – обучил мальчика игре на духовых инструментах.
Распоряжением Народного комиссариата просвещения Киргизской ACСP в 1935 году детский дом переводится в город Пржевальск (ныне Каракол) и сливается с Пржевальским детским домом, где был свой духовой оркестр под руководством Михаила Васильевича Бушуева, музыкантом которого стал и юный Турсун.
Однако вскоре группа детдомовцев, в том числе и Мусурманкулов, совершили побег из детского дома. Оказавшись в Карагандинской трудовой колонии малолетних преступников после побега из детского дома, Турсун с 1935 по 1937 гг. здесь учился и работал, стал ударником труда, отличником учебы. В 1937 году с положительной характеристикой он поступает в Алма-Атинское музыкальное училище им. П. И. Чайковского, в класс тромбона Михаила Семеновича Плотникова.
Тромбон для молодого музыканта был близким инструментом, так как он неплохо владел баритоном в духовом оркестре детского дома. Теперь музыка стала профессией. Турсун учился прилежно, с большим старанием. За три года учебы у него появились красивая плавная кантилена, чистый, выразительный, наполненный обертонами звук, безукоризненная интонация, живая, ровная техника.
1940-й – год окончания музыкального училища – знаменателен для Турсуна Мусурманкулова еще и тем, что он был призван в ряды Красной Армии. Турсун становится одним из первых курсантов музвзвода Военно-пехотного училища г. Алма-Аты. Во главе оркестра училища стоял замечательный специалист, талантливый дирижер Кондратьев. По признанию аксакала Турсуна Байзаковича, такой поворот в своей жизни он считает везением, так как именно в оркестре он имел возможность расти в профессиональном отношении.
В мае 1942 года его зачисляют в действующую часть, в состав 150-й стрелковой бригады, куда Турсун попадает рядовым-пехотинцем.
Славный боевой путь стрелковой бригады пролег по многим городам Советского Союза. Турсун Байзакович принял участие в геройском освобождении городов Батайск, Ростов-на-Дону, Таганрог, Мелитополь, Мариуполь, Бердянск, Брест, Барановичи, Никополь, Николаев. Участвовал Т. Мусурманкулов и во взятии немецких городов Гумбиннен, Хайлигенбайль, Кенигсберг. Славный ратный путь солдата завершился разгромом логова фашисткой Германии – Берлина.
Турсун Мусурманкулов награжден орденом «Великой Отечественной войны», двумя медалями «За Отвагу», медалями «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина» и другими наградами и благодарностями (всего в архиве героя-фронтовика 14 наградных документов).
В 1946 году Турсун Мусурманкулов дождался демобилизации и отправился в город своей юности – Алма-Ату, где поступил в Алма-Атинскую государственную консерваторию им. Курмангазы, открывшуюся в 1944 году. Вскоре он завоевал звание лауреата на республиканском конкурсе молодых исполнителей инструменталистов и вокалистов и удостоился ценного по тем временам приза – полного собрания сочинений В. И. Ленина.
Выпуск 1951 года – третий выпуск Казахской государственной консерватории, оказался украшением большой истории этого вуза: консерваторию кончили в этом году композиторы Леонид Афанасьев (в будущем известный автор-песенник), Куддус Кужамьяров, знаменитые певцы Бекен Жилисбаев, Ермек Серкебаев, Нагим Мендыгалиев, музыковеды Басыр Жусубалиев, Николай Лапченков… Одним из выпускников 1951 года был и Т. Мусурманкулов.
Сразу после окончания консерватории Т. Мусурманкулов получает первую руководящую должность директора Алма-Атинского музыкального училища имени П. И. Чайковского, которое он возглавляет в 1951-1959 гг. Одновременно за ним сохранился класс тромбона в консерватории, куда с 1959 года Т. Мусурманкулов перешел на основную работу.
За годы работы в Алма-Атинской государственной консерватории с 1953 по 1980 годы класс тромбона и тубы профессора Т. Б. Мусурманкулова окончили свыше 30 человек, осуществлено 23 выпуска. Все они, будучи специалистами высшей квалификации, заняли достойное место в учреждениях культуры и искусства Казахстана и за его пределами.
Педагогическое кредо Турсуна Байзаковича основывалось на давно проверенной истине: преподавание музыки – лучший способ ее изучения. «Звук, — часто повторял он, — основное средство, при помощи которого выражается идея произведения, выявляется музыкальный образ». Он умел так отчетливо ставить творческие задачи, что они как бы становились для ученика его собственными. Маэстро придерживался главных принципов советской школы игры на медных духовых инструментах: развитие красивого, певучего, ничем не стесненного, гибкого звука на всем протяжении диапазона инструмента. Во время урока он брал тромбон своего студента (мундштук всегда носил в кармане) и своим приятным теплым звуком демонстрировал высокий класс исполнения.
Через несколько лет Турсун Байзакович принял предложение занять должность заведующего кафедрой духовых и ударных инструментов консерватории. Он часто представлял свой вуз в качестве члена жюри межзональных (Средняя Азия и Казахстан) и всесоюзных конкурсов молодых музыкантов-исполнителей на духовых инструментах.
За упорный творческий и педагогический труд Турсуна Байзаковича избрали деканом оркестрового факультета (факультет состоял из струнников, духовиков и исполнителей на казахских народных инструментах) и по совместительству – деканом заочного обучения. Также он возглавлял в разное время профсоюзную и партийную организации консерватории в качестве председателя профсоюзного комитета и секретаря партбюро консерватории.
В мае 1963 года Турсун Байзакович утвержден Высшей Аттестационной Комиссией СССР в ученом звании доцента. В том же году аксакал награжден Грамотой Верховного Совета Казахской ССР, в 1964 году Министерство культуры СССР награждает его почетным знаком «За отличную работу».
В середине 60-х годов правительство Киргизской ССР официально приглашает Т. Б. Мусурманкулова на родину, чтобы возглавить новый Кыргызский государственный институт искусств. Спустя тридцать три года возвратившись на родину, он энергично принимается за новое дело – формирует сильную команду из числа способной молодежи.
По окончании длительной командировки, в 1971 г. Т. Мусурманкулов оставил свое детище и вернулся в Алма-Ату, на прежнюю преподавательскую работу в консерватории.
Т. Мусурманкуловым написан ряд ценных научно-методических работ по специальному предмету: «Методика обучения на тромбоне», «Некоторые вопросы постановки мундштука на губном аппарате», «Как добиться хорошего звука на тромбоне» и другие. Также им подготовлены сборники пьес для тромбона, куда вошли 20 пьес казахской народной и профессиональной музыки.
С 1986 года ветеран войны и труда, заслуженный работник высшей школы Республики Казахстан, профессор Т. Б. Мусурманкулов находится в Кыргызстане на заслуженном отдыхе.
В 1993 году известный композитор, народный артист Кыргызской Республики, лауреат Государственной премии КР им. Токтогула, профессор М. А. Бегалиев пригласил заслуженного работника высшей школы Республики Казахстан Т. Мусурманкулова, находящегося к тому времени на пенсии, в только что созданную Кыргызскую Национальную консерваторию на должность профессора-консультанта. Эта, на первый взгляд, чисто почетная миссия на самом деле очень ответственная. Присутствие выдающегося деятеля кыргызской и казахской музыкальной культуры, видного организатора музыкального образования и знаменитого педагога в руководящем составе молодого вуза значительно подняло международный престиж и профессиональный уровень консерватории. Роль и значение этого факта сегодня трудно переоценить.
В Кыргызской Национальной консерватории высоко чтят фронтовой подвиг и большой педагогический, организационный опыт аксакала. Турсун Байзакович становится членом Ученого совета вуза, активно участвует в разработке стратегии его развития. Его героический подвиг и большая творческая судьба имеют огромное воспитательное значение для молодежи, которая стоит на пороге жизненного выбора.
— Турсун Байзакович когда-то заложил первый камень в основание высшего музыкального образования в нашей стране, — говорит ректор КНК, профессор Муратбек Бегалиев. – Он построил в буквальном смысле этого слова первый вуз. Но как только открылась наша консерватория, мы его пригласили в состав руководства и много лет плодотворно работали вместе. Он человек крепкой, «стальной» закалки… Теперь мы навещаем его на «малой родине», обязательно приглашаем на наши мероприятия. Для студентов аксакал – беззаветного служения своему призванию, веры в свою «звезду».
В 1998 году, в ознаменование большого вклада в Победу, в национальную культуру и образование, а также в канун 10-летнего юбилея консерватории Указом Президента Кыргызской Республики персональный пенсионер Турсун Мусурманкулов был награжден медалью «Данк».
Летом 2011 года коллектив консерватории тепло поздравил аксакала с 90-летием. В его честь звучала музыка и любимые стихи...
Сегодня Турсун Байзакович Мусурманкулов – ветеран Великой Отечественной войны, опытнейший наставник молодежи, прошедший большой жизненный и творческий путь, непременный участник всех торжественных актов Кыргызской Национальной консерватории, и прежде всего, конечно, праздника Великой Победы, который неизменно 9 Мая отмечает весь мир. Сменив музыкальный инструмент на автомат солдата, а потом вернувшись к самой мирной профессии, он проявил стойкость и мужество в реализации своего жизненного и творческого кредо.
НА ФОТО — ТУРСУН МУСУРМАНКУЛОВ:
(ВНИМАНИЕ! Выше приведено начало книги)
Открыть всю книгу в формате PDF
© Елецкая И. А., 2011
© Кыргызская Национальная консерватория, 2011
Количество просмотров: 8280 |