Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Публицистика / Научные публикации, Экономика и финансы
© Уран Жунусов, 2011. Все права защищены
Статья публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата публикации на сайте: 7 мая 2011 года

Уран Качкынович ЖУНУСОВ

Города Кыргызстана как точки роста для регионов

Статья посвящена проблемам развития малых городов (региональных центров) Кыргызстана. На примере анализа развития города Балыкчы и его возможных перспектив. Первая публикация.

 

Проблема малых городов, да и вообще городов в Кыргызстане очень остра. Города, которые должны были нести на себе функции административных региональных центров, должны были стать также и центрами развитии регионов, где концентрировалась бы перерабатывающая и машиностроительная отрасли, создавались бы рабочие места и достигался бы экономический рост областей. Сейчас глядя на бывшую спецификацию городов, на утерянную во многом инфраструктуру, отмечаешь грамотную и последовательную работу советских плановщиков. Однако на настоящий момент, большинство городов страны переживают тяжелые времена — безработица, упадок социальной инфраструктуры, скудный местный бюджет и т.д.

Для решения проблем городов необходимо создание условий для их экономического, социального и культурного развития с целью превращения в устойчивые саморазвивающиеся административные единицы путем активизации собственных экономических возможностей в сочетании с политикой избирательной поддержки проблемных городов. Разработка программ, нацеленных на возрождение данных населенных пунктов, на республиканском и региональном уровнях будет придавать поддержке более целенаправленный характер, ни в коем случае не отрицая наличие местных инициатив.

При определении перспектив развития городов необходимо опираться на их функциональное значение, учитывая внешний потенциал развития, связанный с общим вектором развития страны; необходимо принимать во внимание благоприятные для развития и ограничивающие его факторы.

Местные органы власти должны разработать собственную стратегию развития, основанную на его конкурентоспособных преимуществах. Промышленное производство перестает быть единственным путем развития для таких поселений, в настоящее время должна произойти переориентация на выполнение непромышленных. Причем, особенно важным является следующее обстоятельство – для повышения эффективности и устойчивости своего развития, городам следует расширять набор выполняемых функций, что станет залогом успеха в условиях современных рыночных отношений.

Существующая политическая напряженность и криминализация Бишкека – это прямое последствие отсталости городов. Молодежь, да и вообще сельское население в целом, которое не имеет возможности заниматься фермерством из-за отсутствия первоначального капитала, из-за нехватки земель, из-за непредсказуемости получения урожая (вследствие высоких перепадов температур) и примитивной, тяжелой работы, вынуждена искать лучшей доли в городе Бишкек, пополняя число безработных. Кто-то находит работу, занимается куплей продажей мелких товаров, различной мелкой работой, в сущности, не производя каких-либо материальных ценностей. Многие из них, живя на последние копейки, в холодных бараках в новостройках, слушая и видя каждый день циничных политиков – нуворишей, постепенно становятся люмпенами.

Мы удивляемся нашими погромами, мародерами, преступлениями, а ведь все это происходит из — за деклассизации общества, у нас в стране есть огромная масса люмпенов, которая готова в любой момент вынести свой гнев наружу. Таких становится все больше, это обстоятельство делает их особо ценными в период выборов и они становятся разменной монетой в руках нечистоплотных политиков.

Многие из безработной молодежи стараются не терять своих моральных ценностей, и единственной отдушиной для них здесь является религия. Она помогает забыться от суровости этой жизни, и обещает рай в следующей. Некоторые экстремистски настроенные религиозные движения требуют наказать воров уже в этом мире, здесь и сейчас, и террористическая напряженность, от этого, конечно же, будет существовать еще долгое время.

Самая главная задача для нашей страны это создание новых рабочих мест, создание крепкого среднего класса, создание класса рабочих – специалистов и рабочей интеллигенции. Когда человек занят, он есть часть какого-либо общества или класса, с устоявшимися нравственными принципами, производит материальные и социальные ценности, тогда он может созидать и развивать государство.

Все рабочие места не могут быть созданы в городе Бишкек, существующая инфраструктура и окружающая среда не выдержит этого. Необходимо развивать промышленность в региональных городах, которые станут точками роста областей, будут останавливать отток молодежи и будут молодежь формировать.

Развитие городов должно идти по существовавшей ранее спецификации с учетом некоторых изменений. Для всех городов с учетом новых возможностей и вызовов, надо разработать реально работающие стратегии развития городов. При разработке стратегий надо привлекать экспертный потенциал и местное сообщество. Но это не должно означать заигрывание с гражданским обществом, а то на выходе можно получить абстрактный документ с туманными рекомендациями.

Надо на местах больше работать с министерствами и ведомствами, которые больше владеют информацией в своих отраслях, надо перестать «вариться в собственном соку». Больше надо привлекать инвесторов, искать и встречаться с ними. В полной мере использовать преимуществами таких понятий как «города – побратимы». Использовать иностранный экспертный потенциал. Международные организации, предоставляющие консалтинговые услуги, известны в Кыргызстане, причем все это делается на бесплатной основе.

В связи с вышеизложенным, хотелось бы поделиться мнением по дальнейшему развитию городу Балыкчы. Не ошибусь, если скажу, что это один из самых неблагополучных городов северной части Кыргызстана. Люди не могут здесь найти работу. Население не может заняться фермерством из-за отсутствия муниципальных пахотных земель и пастбищ. Приусадебное хозяйство затруднено из-за постоянных ветров и каменистой почвы. Тяжелые климатические условия и отсутствие всякой работы делают жизнь в Балыкчы тяжелой и омрачают общий тон. Поэтому жители Балыкчы становятся жертвами/участниками различных митингов с криминальным оттенком. Этот город является для меня родным, и я сопереживаю вместе со всеми остальными жителями за его дальнейшую судьбу.

Первым шагом для экономического возрождения Балыкчы должна стать разработка Стратегии развития города, основной целью которой – это повышение уровня и качества жизни населения на основе динамичного развития экономики и социальной сферы города.

Разработка стратегии города должна базироваться на его преимуществах. Это:

1. Удобное географическое положение, на стыке трех областей: Нарынская, Иссык-Кульская и Чуйская.
    2. Хорошо развитая транспортная инфраструктура. 
    3. Близость туристических центров. 
    4. Наличие дешёвой рабочей силы
    5. Наличие значительной сырьевой базы для развития пищевой перерабатывающей промышленности.

Для видения развития города надо определить его потенциал, для этого необходимо провести инвентаризацию предприятий, зданий, имущества, которое есть на территории города. После проведенного анализа надо определить, какие направления имеют перспективы для развития. Остановиться на нескольких предприятиях и подготовить по ним бизнес-планы, конечно, на данном уровне они будут не точны, но главное привлечь инвестора, хоть что— то ему показать.

Разработанная стратегия города вместе с бизнес-планами должна быть широко представлена для привлечения инвестиций. В идеальном варианте она должна быть на цифровом носителе с переводом на язык потенциального инвестора, которая была бы роздана среди международных организаций, посольств, министерств и ведомств.

Необходимо проводить презентации и круглые столы, использовать мультимедийное оборудование, а не читать с бумажки статистические данные. Должна быть обновлена информация на сайте города. В полной мере пользоваться рабочими визитами иностранных делегаций, десантами иностранных бизнесменов. Необходимо широко использовать возможности отраслевых министерств, вести с ними совместную работу, а не проводить отписки с центром.

При формировании промышленных приоритетов развития надо применять кластерный подход. Учитывать географическую близость сельскохозяйственных районов и рынков сбыта. Так, например, в городе Балыкчы успешно функционировали бы цеха по переработке мяса, молока, фруктов, ягод с реализацией продукции в домах отдыха Иссык-Куля и дальнейшим экспортом в Казахстан. Можно наладить первичную обработку шкур, рогов, лекарственных трав. В промышленном производстве имеют перспективы цеха по ремонту железнодорожных вагонов, по возобновляемым источникам энергии, обработке мрамора и гранита. Можно хорошо развить производство строительных материалов, это и создания каркасных легковозводимых коттеджей, производство кирпичей, шлакоблоков и керамзита.

Кроме этого, важно для Балыкчы обрести город-побратим (а лучше всего несколько) и уже самостоятельно, на местном уровне, развивать международные отношения.

Надо, чтобы о проблемах города и его возможностях люди знали. Для проведения данных мероприятий можно на начальном этапе обойтись собственными силами и ресурсами. При правильной постановке вопроса, привлекать ресурсы международных доноров и консультации зарубежных экспертов.

Кроме PR-акций по привлечению внимания доноров и инвесторов, надо работать по созданию Торгово-логистического центра (далее ТЛЦ). Мировой опыт показывает, что создание подобных ТЛЦ благотворно сказывается на развитии бизнеса региона, снижении безработицы, развитии инфраструктуры. Большинство ТЛЦ имеют частную или частно-государственную организационную форму и представляют собой коммерческие предприятия. Следовательно, интерес к данному виду бизнеса в первую очередь должны проявить частники.

Для осуществления данного проекта надо использовать удобное географическое преимущество и учитывать нарастание экономической мощи Китая. По расчетам западных и китайских экспертов-экономистов, при существующих темпах экономического роста Китай, уже к 2020 году, должен выйти на первое место в мире по основным экономическим показателям и превратится в крупнейшего потребителя и производителя в мире. Сигналом к этому является и недавнее вступление Китая в члены Всемирной Торговой Организации.

Глобализация экономики и развитие внешнеэкономических связей требуют новых подходов к развитию транспорта. Прогнозные оценки развития мировой экономики говорят о том, что основные финансовые и товарные потоки в начале этого столетия будут сосредоточены в треугольнике США – Европа — Юго-Восточная Азия и Китай. Вследствие этого, важнейшая задача Кыргызстана – в полной мере реализовать свое выгодное географическое положение страны, став транзитным мостом между Европой и Азией.

Рост транзитных перевозок через Балыкчы повысит эффективность использования провозных резервов национальных транспортных систем, стимулирует их воспроизводство и совершенствование. Следствием роста транзитных перевозок должно стать увеличение бюджетных поступлений, доходов транспортных организаций и их эффективное развитие.

Для развития Балыкчы также имеет решающее значение давно обсуждаемый проект строительства железнодорожной магистрали Китай-Кыргызстан-Узбекистан. При реализации данного проекта город Балыкчы естественно войдет в железнодорожную сеть. Можно получить дополнительные выгоды, если при планировании железнодорожной линии, предусмотреть в городе, станцию перестановки с европейских рельсов на рельсы советского образца.

Необходимо в г. Балыкчы построить большой рынок. Места для рынка в городе имеются. Сельхозпродукция Нарынской области, Кеминского, Тонского и Иссык-Кульского районов могла бы оптом реализовываться на данном рынке и далее уходить в Казахстан по двум маршрутам: Балыкчи – Тюп-Кегень и Балыкчи – Бишкек-Алматы.

Китайские производители смогли здесь открыть свои торговые точки, реализовывать строительные материалы, различное оборудование, ширпотреб и т.д. Цена на продукцию была намного ниже, так как минимизировались бы транспортные расходы. До Бишкека и далее, продукцию можно отправлять по железной дороге, а до Каракола на баржах.

Город Балыкчы мог бы реализовывать свою продукцию на данном рынке. На данной территории хорошо приживаются абрикосы, и они пользуются устойчивым спросом у закупщиков, которые перепродают ее в России и Казахстане. В настоящее время с западной стороны города, усилиями проекта JICA реализован проект по доставке воды для полива и можно в разы, увеличить посевные площади абрикоса. Кроме того посадка деревьев создает ветрозащитную функцию для города.

В настоящее время, одной из серьезных социальных проблем в городе Бишкек являются азартные игры. Многочисленные казино и игровые автоматы рушат семьи, толкают людей на преступления. В Российской Федерации действует запрет на деятельность казино. Там игорные заведения должны по законодательству функционировать только в строго определенных зонах. Насколько успешен данный проект не нам судить, но мы можем перенять этот опыт. Если при соответствующей воле Правительстве запретить игорные дома, и строго определить зоны для деятельности этих заведений. Так одной зоной могло бы выступить один из городов на юге Кыргызстана (например Кара-Суу) и другой на севере, в городе Балыкчы, это смогло бы существенно увеличить долю доходов в местный бюджет. Мелкие отечественные игроки не стали бы ездить в Балыкчы, чтобы проиграть последние деньги, и клиентуру казино составляли бы все больше обеспеченные бизнесмены и иностранцы (в основном китайцы). Это также было довольно разумно, учитывая близость курортных центров Чолпон-Аты и Боз-Тери. Днем отдыхающие могли бы загорать на озере, принимать процедуры, а вечером играть в казино. Известный на весь мир Лас-Вегас построен в пустыне, почему бы игорные дома не построить в Балыкчы. Конечно, это будет нести определенную социальную нагрузку на местное население, однако, учитывая нынешнее состояние города, жители скорее бы работали, оказывая сервисное обслуживание, нежели проигрывали бы деньги.

При дальнейшем развитии не должен быть забыт и социальный аспект. Обеспечение населения качественными социальными услугами возможно только на основе динамично развивающейся экономики, и местное самоуправление должно ставить приоритеты в данном направлении и руководить процессом.

 

© Уран Жунусов, 2011. Все права защищены
    Статья публикуется с разрешения автора

 


Количество просмотров: 4302