Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Публицистика / Духовная литература; эзотерика / Философские работы
© Юрий Анастасьян, 2010. Все права защищены
Произведение публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата публикации: 6 сентября 2010 года

Юрий АНАСТАСЬЯН

Слово о Великой Идее

(о культуре и религии)

Размышление о том, что есть такое Великая Идея. Под Великой Идеей здесь не подразумеваются идеи Чингисхана, Гитлера, Наполеона, Ленина и пр., т.к. Великая Идея не может быть разрушительна. Первая публикация.

 

I

Сегодня со всех сторон можно услышать опасения, касающиеся безнравственности, всевозможных конфликтов, природных бедствий, конца света, наконец. Маясь в зыбком настоящем, кто-то с ностальгией вспоминает о великом прошлом, кто-то мечтает о великом будущем. А если великое, значимое, обнадеживающее, дающее силы жить не просматривается ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем (сообществ, народов, рас, человечества), о нем могут мечтать или декларировать его мнимое наличие.

Суть человека (любого), видимо, столь значима, что он не может нормально жить и развиваться без Великой Идеи. Если ее нет, она будет придумана. Если отсутствует действительно Великая Идея, то ее ранг будет присвоен идее ложной, тупиковой. На нынешнем "безрыбье" доходит до того, что "на высшем уровне" великими объявляются идеи пляжно-футбольно-сексуально-желудочные.

Прожить без Великой Идеи человек может, только деградировав, точнее, сделав вид (реально избавиться от своей значительной сути ему не дано), что он ничто — животное или растение, т.е. пытаясь избавиться от человеческого в себе.

Словом, человек неизбежно велик и реально удовлетвориться может только реализацией Великой Идеи, преследующей Великую Цель. В противном случае выход у него один — физическое или личностное самоуничтожение (впрочем, тоже иллюзорное, если душа неуничтожима).

 

II

Известно, что человек трехсоставен: тело-душа-дух. С телесностью все ясно, тело у нас обезьянье. Душевность — это "горизонталь" — связь между людьми (культура). Духовность — "вертикаль" — связь между творением и Творцом (религия).

Зададимся вопросом: на чем в человеке может основываться Великая Идея — на телесном, душевном или духовном? Если на телесном, тогда дарованная нам жизнь — просто насмешка, ведь тело умрет (возможно, в текущий момент). На душевном? Да, культура штука обнадеживающая — рассудок, психика, наитие — глубина неимоверная, достижения потрясающие. Но культурные достижения нередко (и все чаще) носят внешний характер. К тому же среди людей душевных великое множество духовно больных. Добросовестное следование Великой Идее не может породить такой болезненности.

А что, если предположить, что любая культура истоком имеет религию, что без "вертикальной" связи человека с Творцом невозможно развитие "горизонтали" — культуры? Есть мнение, что великая западная культура есть продукт распада католицизма, а великая славянская (и советская) культура — продукт распада православия (развитие культуры и распад христианства происходили параллельно). Если эта догадка верна, то получается, что "вертикаль" (религия) — это пуповина, связывающая человечество с Творцом, через которую поступает питание, необходимое для созидательной культурной деятельности. Но беда в том, что, развивая культуру, человечество все решительнее обрывает "пуповину". Это порождает бескультурье, точнее, культуру разрушительную.

 

III

Политики и рядовые граждане многих стран сейчас уповают на западные модели развития, ведь у них там, вроде, все нормально. Это не соответствует фактам.

В самых благополучных западных странах самый высокий процент самоубийств. Незачем жить. Почему? Для тела есть все. Для души — пляж, футбол и секс (содержательная культура — для избранных). Для духа?.. Великая Идея христианства на Западе (держитесь крепче) умерла. Вернее, постепенно выродилась в мерцающий фон земного благоденствия (религия, состоящая на служении у тела, не может реально связать с Творцом). Ведь смысловая последовательность лютеранство-кальвинизм-капитализм — реальность. А католичество в 1962 году окончательно взяло курс на обмирщение, став духовно не перспективным. Западное христианство убил комфорт.

В таком случае могут ли западные модели общественного устройства быть для нас примером? Мы что хотим потерять остатки религиозности (для нас это православие, сохранившее свою суть неповрежденной, и традиционный ислам, сумевший сохранить семью и родовую нравственность)?

 

IV

Великой Идеей Византийской Империи была Идея неискаженного христианства (напомню, что Христос "поставил планку" нравственности на небывалую до и после него высоту — "любите врагов ваших", "благословляйте проклинающих вас"). Империя просуществовала почти 1200 лет. Ее культура, мирно соседствующая с религией и питающаяся от нее, была исключительно высокой (отсюда продолжительность существования).

(К слову о живучести идей: Римская Империя просуществовала 800 лет, Османская — 500, Китайская — 300, Российская 200)

Другой пример — СССР. Светское государство, надеясь создать великую культуру, принципиально порвало с ее источником — религией (Н.Хрущев публично пообещал показать по телевизору "последнего попа"). Результат? 70 лет жестоких экспериментов над народом и внезапный, но закономерный, крах. Кто-то с ностальгией вспомнит о содержательной советской культуре. Но она ничем не обязана идеям "кремлевских мечтателей", лучшее в ней имеет истоком православие.

Есть мнение, что существует способ спасти культуру (и человечество), многим кажущийся многообещающим. Логика приверженцев этого способа такова: раз недейственны традиционные религии (якобы уже не способные обеспечить связь человечества с Творцом), надо создать религию новую, универсальную, включающую все предыдущие — экуменизм. Но проблема в том, что Великая Идея действенна, пока она одна (мед, не разбавленный дегтем). Искусственное смешение с другими (пусть даже кажущимися равноценными) идеями разрушит и ее, и сами эти идеи. Таким образом, экуменизм является идеальным средством уничтожения любой религиозности, а следственно и культуры.

 

V

Вот что пишет о культуре и религии американский религиозный философ Серафим Роуз:

"Академический мир стал сегодня в значительной мере источником разложения и развращения. Потому что читать труды и слушать лекции людей, не верящих в истину, губительно, однако еще более губительно, когда истина подменяется образованием и наукой, которые, превращаясь в самоцель, становятся не более как пародиями на истину, которой они должны были бы служить, представляют собой фасад, за которым пустота. Простое восприятие такого внешне положительного свойства, как честность лучших представителей академического мира, уже губительно, потому что она служит не истине, а скептическому научному мировоззрению, лишь еще более эффектно увлекает в субъективизм и безверие, скрывающиеся за этим мировоззрением Зло кроется, конечно, в сути самой системы, основанной на неправде, неистине, и крайне редко в ее отдельных представителях — преподавателях, которым эта система позволяет и которых она вдохновляет проповедовать неистину."

 

VI

Резюмируем:

  1. Позитивная культура — всегда имеет основанием религию (религия — связь с Творцом). И от уровня религиозности напрямую зависит уровень культуры.
  2. Великая Идея может основываться только на духовности. Тогда в человеке духовное, душевное и телесное сочетаются пропорционально.
  3. Идеи, базирующиеся на душевном (культура), и не имеющие через духовное (религия) связь с Источником (Творцом), вырождаются. (Все действительно великие деятели культуры были глубоко религиозными людьми.)
  4. Почему духовность (абсолютный Дух — Творец, все остальное грубо или тонко материально) ничем не заменима и невосполнима? Потому что связь с Творцом (Источником всякого Блага) происходит только посредством личных с Ним взаимоотношений (моление, невозможное без веры). Там, где нет молитвы, там не возникает и двусторонней связи между Творцом и человеком. А в светской культуре моление отсутствует (медитация — созерцание, в ней нет обращения к Творцу), поэтому нет непосредственной связи с Источником.
  5. Могут ли культура и религия находиться в бесконфликтном состоянии? Могут, если они иерархически правильно выстроены (религия первична). Конфликт культуры и полноценной религии обрекает культуру на увядание (неполноценная религия сама вырождается в культуру, ибо ее связь с Творцом ущербна и постоянно слабеет). Заметьте, в России светская культура, противоречащая православию и соперничающая с ним, быстро деградирует. А культура, находящаяся в сотрудничестве с религией, расцветает, как ветвь, привитая к стволу ("корень" — Творец).
  6. Что делать, чтобы спасти культуру? Религиозно просвещать деятелей культуры (а также народ и элиту), не замещая при этом культуру религией.
  7. Цель врагов содержательной культуры, полноценной религии, человечества — сломать иерархию ценностей (дух-душа-тело). Наша цель — эту иерархию воссоздать и сохранить.

 

© Юрий Анастасьян, 2010. Все права защищены
    Произведение публикуется с разрешения автора

 


Количество просмотров: 3162