Главная / Искусствоведческие работы, Прикладное искусство; архитектура
Статья публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 9 мая 2010 года
Об особенностях эволюции кыргызского орнамента в архитектуре ХХ века
Научная статья, подготовленная на основе диссертационной работы автора. Первая публикация.
ХХ столетие – эпоха успешного развития кыргызского орнамента, получившего распространение в архитектуре жилых и общественных зданий, в изделиях мастеров кыргызских народных промыслов. Наиболее широко национальный орнамент использовался в декоре архитектурных сооружений 1930–50-х годов, созданных под влиянием классицистических традиций. Орнаментальные кыргызские мотивы, украшающие фасады и интерьеры зданий этого периода, выполнялись в технике сграффито, лепки по гипсу или бетону и полихромной росписи. В 1960–80-е годы кыргызский архитектурный орнамент создавался в технике мозаики из смальты, керамических плиток, мрамора и гранита, в технике литья по бетону и чеканки по металлу. Им декорировали фасады и интерьеры общественных и жилых сооружений, городские фонтаны, металлические решетки торговых и административных зданий.
В архитектуре жилых и общественных зданий Кыргызстана, построенных в 1930–80-е годы были распространены растительные, зооморфные и геометрические мотивы кыргызского орнамента, а также советская эмблематика. Внедрению мотивов национального орнамента в декор архитектурных сооружений способствовал глубокий интерес ведущих архитекторов республики к изделиям кыргызского прикладного искусства, изучение ими научных трудов, посвященных материальной культуре кыргызского народа [1, 2, 3]. Среди традиционных растительных узоров, которые применяли зодчие Кыргызстана, наиболее популярны различные варианты мотива "волны" с завитками – "кыял" (фантазия). Данный вид декора, выполненный обычно в технике лепки по бетону, заимствован архитекторами из кыргызской вышивки. Лучше всего мотив "кыял" представлен в портале и на фасадах Международного университета Кыргызстана (архит. Е.Г. Писарской, 1954), павильона газированных вод (архит. А.М. Альбанский, 1952), зданий Союза художников КР и "Айылбанка" (1950-е гг.), в постаменте памятнику К. Марксу и Ф. Энгельсу (архит. Е.Г. Писарской, 1975). В орнаментальном поясе фасадов здания МУК "волна" с завитками чередуется с цветочными розетками, что не было характерно для кыргызской вышивки и может восприниматься, как новаторская трактовка традиционных кыргызских узоров. Столь же оригинально мотив "кыял" использован архитекторами в фасаде Института химии Национальной академии наук КР (1960-е гг.). "Волна" с завитками является частью композиции с мотивом "шахматной" клетки (чымын канат – крылья мухи) в обрамлении повторяющихся кругов. Сама композиция исполнена в технике мозаики из керамических плиток: мотив "кыял" дан красной краской на темно-синем фоне, геометрические мотивы – желтого и коричневого цвета.
Помимо "волны" с завитками, архитекторы Кыргызстана часто использовали в своих проектах такие растительные мотивы, как пальметты, полупальметты, узколепестковые розетки – гюль (цветок), круглые розетки с цветком внутри – тогуз дёбё (девять холмов), мотивы миндаля (бадам) и граната (анар). В такой форме эти виды декора хорошо известны в кыргызской вышивке и ювелирном искусстве. Различные варианты мотива "гюль" украшают капители колонн МУК и Кыргызского экономического университета (архит. Е. Г. Писарской, 1957), фасады павильона газированных вод, пилястры, решетки и интерьеры Кыргызского академического театра оперы и балета (архит. А.И. Лабуренко, 1955), портал здания мэрии г. Бишкека (архит. П.П. Иванов, 1957). Пальметты, полупальметты, узколепестковые розетки выполнены в технике лепки по гипсу и бетону, чеканки по металлу и полихромной росписи. Мотив "тогуз дёбё", нанесенный позолотой, коричневой, голубой и черной красками, присутствует на фасадах павильона газированных вод. Мотивы "бадам" и "анар", расписанные темно-синей, красной и черной красками, наряду с рогообразными узорами, составляют орнаментальные композиции мозаики Института биотехнологий НАН КР.
Известны в архитектурном декоре общественных зданий и растительные мотивы, созданные под влиянием орнаментации русского зодчества в стиле классицизм. Примером этого может служить отлитая из бетона цветочные розетки на фасадах МУК и информационного агентства "Кабар" (1950-е гг.).
В зооморфном орнаменте архитектурных сооружений излюбленными мотивами были рогообразные узоры в разнообразных вариациях (кочкор мюйюз, тёрт мюйюз, теке мюйюз), завитки с отростками (карга тырмак) и мотивы, напоминающие крылья птицы (куш канат). Рогообразные узоры, заимствованные из кыргызских войлочных и безворсовых ковров, узорных циновок и вышивки, постоянно применялись на фасадах и интерьере общественных и жилых зданий, в постаментах памятников скульптуры. Мотивы данной разновидности выполнялись в технике лепки по бетону и гипсу, чеканки по металлу, полихромной росписи, мозаики из гранита, мрамора и керамических плиток. Узоры "мюйюз" (рог) и "карга тырмак" (когти ворона) и "куш канат" (крылья птицы) богато декорируют Кыргызский академический театр оперы и балета, Институты химии и биотехнологий НАН КР, здания Союза художников и агентства "Кабар", Национальной библиотеки КР (архит. С. Нургазиев, К. Ибраев и др., 1984), дом связи в г. Бишкеке (архит. А. Исаев, О. Жанеков, Ы. Ишенов, 1985), Кыргызский государственный исторический музей (архит. В. Анистратов, С. Абышев и др.), здания филармонии (архит. А. Печенкин и др., 1980) и Национального университета (1938), а также многие другие архитектурные памятники республики.
Значительно меньшее распространение в отечественной архитектуре получил такой традиционный зооморфный мотив, как "ит куйрук" (хвост собаки), напоминающий бегущую волну. Этот узор – один из основных в декоре фонтана у Дворца бракосочетания в Бишкеке (архит. А. Логунов, А. Клишевич, 1986). Мотив "ит куйрук" выложен в технике мозаики из белых, красных и коричневых камешков смальты.
К числу инновационных зооморфных мотивов относятся стилизованные изображения головы архара белого цвета и зеленого бегущего козла в цветной мозаике Института биотехнологий НАН КР, а также декоративное изображение головы оленя на фасаде Национальной филармонии, выполненное в технике чеканки по металлу. Новые зооморфные мотивы образуют единую композицию с традиционными рогообразными и растительными узорами. Оригинально использован образ горного козла и при оформлении экстерьера Дворца спорта им. Кожомкула (В. Костин, В. Маруков, 1974). Три пары горных козлов, зеркально отображающих друг друга, образуют полукруг, который напоминает восходящее солнце. Полукруг с животными, выложенный желтыми камешками смальты, дополняет фрагмент цветочной розетки из бетона.
Единственным антропомофным мотивом является схематичное лицо девушки, соединенное с рогообразными и цветочными элементами орнамента. Данный мотив включен в декоративное панно из металла, украшающее портал здания филармонии.
Геометрические мотивы кыргызского орнамента в архитектуре немногочисленны и чаще всего играют роль второстепенных элементов орнаментальных композиций. Среди них: круги (айчык – луна), треугольники (тумар – амулет), вихревые розетки (кюн – солнце), зигзаги (ийрек) и "шахматные" клетки (чымын канат). Кыргызские узоры данной группы лучше всего прослеживаются в зданиях мэрии г. Бишкек, филармонии, Института химии НАН КР в постаменте памятника К. Марксу и Ф. Энгельсу и фонтана у Дворца бракосочетания. Мотивы выполнены в технике лепки по бетону, чеканки по металлу, полихромной росписи и выложены из камешков смальты.
Советская эмблематика украшала фасады общественных зданий Кыргызстана 1930–80-х годов. Символы советского времени – серп и молот, пятиконечная звезда, гербы СССР и Киргизской ССР – обычно делались из бетона, металла или наносились в технике полихромной росписи. С обретением Кыргызстаном государственной независимости в большей части зданий советская эмблематика была заменена лепниной из бетона с изображением герба Кыргызской Республики.
В конце ХХ в. своеобразное переосмысление традиционный орнамент кыргызов получил в архитектурных сооружениях и проектах, созданных представителями этнокультурного направления зодчества Кыргызстана. Целью данного направления является "поиск пластической формы и художественного языка этнокультурных объектов, отражающих эстетические идеалы и восточные представления народа о гармонической организации жизненно-пространственной среды" [4, c. 25]. В архитектурных комплексах и зданиях этнокультурного стиля обычно присутствует атрибутика традиционного предметного мира кочевников, скульптурно-символические и декоративные элементы кыргызской культуры. Особое место в художественных поисках представителей этноархитектуры (Д. Омуралиев, О. Байгожоев, С. Амыркулов, Ж. Исаков, А. Алсеитов и др.) занимает мифопоэтический язык эпоса "Манас", служащий идейно-структурной основой для архитектурно-планировочного моделирования объектов. Лучше всего черты нового стиля прослеживаются на примере архитектурного комплекса "Манас айылы" в г.Бишкеке(архит. Д. Омуралиев, О. Байгожоев, 1995 г.) и "Манас ордосу" в г. Таласе(архит. Ж. Алиев, 1995 г.), а также некоторых зданий религиозного назначения, в проектах жилых домов, гумбезов, центров досуга, торговых комплексах и других сооружений.
В проекте отдельных частей этнокультурного комплекса "Манас айылы" и некоторых других объектов архитекторами были использованы преимущественно зооморфные и геометрические мотивы кыргызского орнамента. Зооморфный орнамент, представленный различными вариантами узора "мюйюз" (рога) и "куш канат" (крылья птицы), применен архитекторами в декоре и при разработке схемы символической трактовки и орнаментального плана центральной зоны комплекса "Манас айылы". Зооморфные мотивы, выполненные из металла, использованы в декоративно-монументальных стелах "Ак Шумкар" и "Санжыра". Рогообразный вид декора входит в орнаментальную композицию стены зального помещения тюлёканы в г. Таласе (архит. Д. Омуралиев, О. Байгожоев, 1995 г.). Кроме того, мотив "мюйюз" получил определенное распространение в металлических воротах административных учреждений Кыргызстана.
Нашли применение и геометрические мотивы кыргызского орнамента, известные в мозаике площади "Шырдак", в решетчатых металлических ограждениях и воротах "Манас айылы", декоративной стене зального помещения тюлёканы в г. Таласе и других памятниках архитектуры. Самые популярные из мотивов данного типа: зигзаги (ийрек), треугольники (тумар — амулет), квадраты (кишинин башы – голова человека), круги (айчык – луна). В мозаике, ограждениях и воротах "Манас айылы" и помещении тюлёканы перечисленные мотивы образуют оригинальные орнаментальные сочетания и несут определенную семантическую нагрузку. В первом случае эти композиции символизируют своей формой мифологическую среду кыргызского аила, а во втором – стена, украшенная узорами, трактуется как вертикальная картина мира [4, c. 164–165].
При проектировании комплекса "Манас айылы" архитекторы не ограничивали мотивы геометрической формы исключительно их декоративным назначением. В ходе поиска пространственного порядка проектируемого комплекса зодчие уделили большое внимание геометрии горизонтальной "картины мира" кочевников. План "картины мира" образуют концентрические круги и иерархические квадраты, на пересечении которых обозначены символические барьеры [4, c. 77].
Итак, подводя итоги, отметим, что в ХХ в., помимо традиционных мотивов кыргызского орнамента (мюйюз, карга тырмак, кыял, куш канат и т.п.), архитекторы использовали и новые виды декора. В архитектуру вошли обобщенные изображения головы оленя, бегущего горного козла, лица девушки; по новому трактуется мотив "волна" с завитками (кыял), чередующийся с цветочными розетками. В орнаментации некоторых архитектурных памятников применяются цветочные розетки, характерные для архитектурного декора русского классицизма. В интерьерах жилых и общественных зданий орнамент был представлен как росписями стен, фризов и плафонов потолков, так и в ковровых войлочных покрытиях пола (шырдаках), настенных ала-кийизах, не говоря о расписных предметах мебели и многочисленных аксессуарах, взаимодействующих с архитектурным обустройством и дизайном интерьеров. Сюжеты орнаментальных мотивов конца ХХ в. насыщаются современной знаковой эмблематикой, а также фрагментами государственной символики независимого Кыргызстана. Более того, в это время мотивы национального орнамента не только используются архитекторами в декорировке памятников архитектуры, но и служат для них импульсом при проектировании самих архитектурных сооружений.
CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Нусов В.Е. Архитектура Киргизии с древнейших времен до наших дней. – Фрунзе: Кыргызстан, 1971. – 150 с.
2. Писарской Е.Г., Курбатов В.В. Архитектура Советской Киргизии. – М.: Стройиздат, 1986. – 319 с.
3. Муксинов Р.М. Народная архитектура Кыргызстана. – Бишкек: Абсолют, 2000. – 240 с.
4. Омуралиев Д., Курманалиев К. Современная этноархитектура Кыргызстана (истоки, объекты, тенденции). – Бишкек: Изд-во КГУСТА, 2003. – 180 с.
© Мальчик А.Ю., 2010. Все права защищены
Статья публикуется с разрешения автора
Количество просмотров: 6228 |