Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Художественная проза, Малая проза (рассказы, новеллы, очерки, эссе) / — в том числе по жанрам, Эссе, рассказы-впечатления и размышления
© Абрамов А.Н., 2009. Все права защищены
Произведение публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 26 января 2010 года

Андрей Николаевич АБРАМОВ

Открытие нового мира

Сложный, тонкий рассказ-размышление, рассказ-проникновение, рассказ-исповедь художника, которому открылись иные миры, иные измерения. Первая публикация.

 

Открытие нового мира

Все в этот осенний день раздражало и не оставляло оптимизма у Саши. Правда, он не был самым роковым в плане событий; единственным минусом этого дня было то, что в этот день у Саши не существовало каких-либо важных дел, да к тому же день оказался пасмурным, и это принуждало его оставаться дома и задумываться о будущем, а задумываться повод был. Ровно неделя прошла, как Саша потерял работу, работу, которая приносила ему уверенность в завтрашнем дне не только в плане материальном, но и в плане карьеры. Ему, простому художнику по специальности, светило стать профессиональным дизайнером, работая в типографии, считающейся одной из крупнейших в городе. Так как отрасль программного обеспечения была сферой новой, даже на закате двадцатого века она давала возможность своей перспективой посмотреть век будущий, и эти возможности очень интересовали молодого человека. Ради этого приходилось жертвовать временем, изучая книги, находя людей, которые хоть как-то могли помочь ему понять совершенно противоположную его образованию область.

И вот, после долгих лет стремлений он облажался и не мог поверить, что причиной его падения была одна маленькая, но не найденная вовремя ошибка. И эта ошибка опять маячила у него в голове в этот день, она как бы говорила: ты человек другого сорта, не суйся в дела технические. И вот он в мозгу обрабатывает все прошлые события жизни, и, как бы ненароком, появляется вопрос: “Зачем я здесь?” Выходя на улицу, он видит, как от пасмурного дня не осталось и следа, на сумеречном небе горит первая звезда, в голове, как на магнитной пленке, крутится этот вопрос, но меняется его направление — теперь этот вопрос задается всему внешнему миру, как будто это один организм, и светящая звезда, мигая, как маяк, отвечает тебе на вопрос, но ответ для тебя остается туманным, как азбука Морзе, ты понимаешь, эти звуки несут закодированную информацию, но не знаешь, как ее расшифровать. И вот, полуприкрыв глаза, взор становится притупленным, воздух не прозрачен, как раньше, он как бы раскрывается, и видно, как движущиеся ионы начинают группироваться в светящееся круглое вещество, похожее на затмение солнца, но, не сияющее по кромкам, а наоборот, все эти частицы направлены вовнутрь, и их движение настолько быстро, что глаз не успевает его заметить; при этом невозможно оторваться. В голове уходит пустота, и появляются ясные ответы на вопросы, которые ты раньше не задавал никому.

Саша в этот момент начал видеть свою судьбу и дорогу, по которой шагал всю прошлую жизнь, хватаясь за тоненькую ниточку, но только сейчас эта нить стала видна. “О, черт побери, выходит, все предсказуемо”, — подумал Саша, и эта мысль соединила его с круглым мерцающим веществом. Куда оно исчезло, подумал Саша, даже не успел среагировать… На ночном небе мерцали тысячи звезд, группируясь в Млечный путь. “Да, я песчинка в этой Вселенной, но даже я играю какую то-роль, если мной интересуется это неземное существо, явно относящееся к более высокоразвитой разумной материи, может, я часть ее, но более грубая”. Саша заметил, как по коже поползли мурашки – непонятно, то ли от холода ночи, то ли от мысли, что он является клавиатурой для чьей-то невидимой руки.

И он зашел в дом.

 

День второй

На следующий день все казалось сном, и по-прежнему стояла задача найти себя как человека что-либо создающего, а не зря коптящего воздух. Да, найти дело, в котором ты самореализовался, — одно, а чтобы оно было еще и на пользу другим – вот в этом-то и проблема. Саша опять попытался сконцентрироваться на вопросе, и долго мог бы истязать себя, пока не вспомнил одного своего знакомого, который часто приходил в типографию проверять работу копировальных машин. Этот человек отличался незаурядными знаниями в области истории, философии, информатики, но самое интересное, что поражало Сашу, это то, что, обладая такими знаниями, он верил в бога, и это было несоизмеримо с Сашиным атеистическим мышлением, базировавшимся на следующем: в эпоху каменного века человек, не зная электричества, видел молнии и называл это гневом всевышнего, позднее люди стали более грамотными, и по мере их опыта силы у Всевышнего оказались совсем на минимуме, и Саша был уверен – пройдет еще немного времени, и все его силы будут подчиняться таким богам, как физика, химия, астрология медицина и.т.д. Но своими доводами он не мог убедить Виталия, потому как он всему находил рациональный ответ, и, цитируя многие истины из библии, указывал на их актуальность и в наше время, тем самым намекая, что они написаны в то время, когда человек, не имеющий такого уровня образования, мог их сознавать.

В общем, их споры походили на игру в шахматы, и как бы яростно Саша ни защищался, Виталий «съедал» все его доводы, подобно не защищенным фигурам, и в конце концов Саша терпел поражение. Одно только утешало Сашу, что все, что он знал, это были напечатанные истины, просто он еще мало их прочел, чтобы сразиться с более опытным соперником. И вспомнил он его потому, как Виталий – единственный человек, который в понятие «художник» вкладывал неординарное значение, по сути своей оно сводилось к тому, что рисуемые художником картины – это новый вид передачи информации. Это язык будущего, в смысле: картина не нуждается в переводчике, если она гениальна, то любой может разгадать ее содержание мгновенно. Да к тому же единственно, что Саша умел, так это хорошо рисовать. Вопрос только, что рисовать, это было на данный момент более актуально. И опять этот вопрос крутится в Сашином мозгу, подобно пластинке, на которой испорчена дорожка. Всё вокруг начинает раздражать, и единственное место, на котором останавливается взгляд, так это – потолок; долго смотря в него, начинает появляться вчерашняя картинка, но невозможно двинуться, потому как эта материя движется так быстро, что если моргнуть, то она исчезает, и воздух опять становится прозрачным, а во время наблюдения приходят ответы, как на быстро записывающий магнитофон: “Что рисовать?” Ответ: “Мысли”. Вопрос: “Какие?” Ответ: “Которые я посылаю”. Вопрос: “А кто ты?” Ответ: “Я – это ты”. На другом уровне вопрос: “Почему ты не являлся раньше?” Ответ: “Потому что ты не обращался ко мне”. И тут ему все стало ясно, что всем, чем он жил до этого периода, он жил подчиняясь более старшим ему окружающим людям, иногда даже не было времени подумать, а надо ли ему это. Все получают высшее образование, а чем я хуже, все стремятся к богатству, а чем я хуже, все делают карьеру, зачем здесь думать, только поймай своего необузданного коня и удержись на нем в этой скачке. И итог, что упав: “Я нашел тебя”. Ответ: “Да тебе еще повезло, что ты упал с него не в конце своей жизни. Потому как, кто падает слишком поздно, находится еще в полной депрессии. Им бы надо сделать свою ступень в будущее, а силы потрачены на других, взамен остались только деньги, которые на моем уровне лишь вещество, не имеющее силы, и если в вашем мире энергию оценивают деньгами, то в нашем измерении ее получают, чтобы существовать во времени.

Время – главный наш эквивалент, который оценивается энергией. И чем больше у тебя времени, тем больше шансов накопить энергию. А время – это пространство, в котором нет предела. И какую энергию я от тебя получу, в том пространстве я и окажусь”.

Вопрос: “А какой смысл твоего существования?” Ответ: “Нету смысла в существовании, как нет смысла в твоей жизни, есть только две силы: жизнь и смерть, если существует жизнь, то она подчинена гармонии, если наступает смерть, то гармония больше в тебе не нуждается. Я, в отличие от твоего уровня, бессмертен на своем уровне, единственная угроза – это потеря своей энергии, а точнее перетекание ее к более сильной материи”.

Все прервалось со звонком телефона, звонила мама Саши, очень беспокоясь, почему Саша не звонит ей, и как у него дела. Поговорив с мамой, Саша принялся готовить материал для картины. После долгого перерыва Сашу вдруг охватило сильное желание написать картину маслом.

 

Вдохновение

Да, прошло уже более пяти лет с тех пор, когда Саша последний раз держал кисть, все это вызвано тем, что Саша, окончив художественное училище, оказался не у дел в реальной жизни, потому как преподавать в школе он не хотел по причине низкой оплаты, а писать картины тоже не было резона, потому как продать их было очень сложно в его сумасшедшее время, когда все стоило денег, работать просто ради удовольствия и постоянно быть зависимым от родителей Сашу не очень устраивало. Единственная возможность зарабатывать для художника – это в области рекламы, но чтобы зарабатывать в ней, нужно было рисовать другими средствами, а точнее, на компьютере, и вот он изучал все свободное время графические редакторы. Осознав возможности техники, Саша совсем разочаровался в рисовании окружающих предметов, просто компьютер подсказывал, что чтобы ты ни нарисовал, реальнее и быстрее будет выглядеть на фотографии. Вот и сохли краски с кистями в чулане долгие годы, как будто ждали этого момента. Момента, когда дорога, указывающая в гору, моментально исчезла, а ты оказался на краю обрыва, и вот нужно принять новое решение. Да, а почему мне не воспользоваться информацией, которую мне дает мой повелитель? И вот появляются первые штрихи, и, не замечая времени, Саша написал картину и назвал ее "Познавший время". Выйдя на улицу, он увидел мириады звезд, зовущих в иные миры. Миры, которые открываются перед художником при помощи ключика под названием будущее. Подышав свежим воздухом, Саша опустил взгляд на город и подумал: звезды, светясь, завораживают и манят, а огни города и шум цивилизации угнетают. И в этот момент Саша осознает, насколько важна его информация для других суетящихся, пытающихся все успеть, не осознавая смысла расхода своей энергии. Да, чем дальше человек живет, тем его деятельность становится интенсивней, уводя его далеко от тишины, а значит, все это скоро закончится, потому как человек не машина, он нуждается в гармоничном развитии. Человечество взваливает на плечи нагрузки, которые предназначены для грубых машин. А результат становится плачевным, все больше сходят с ума, многие надевают агрессивную маску, реагируя на любую мелочь. Такими темпами мы взорвем себя своим же разумом. И чем дальше крутится колесо времени, тем дальше мы удаляемся от тишины, от гармоничного существования. Смотря в небо, он как бы схватил ниточку мироздания. Нить, из которой сплетен купол всего информационного поля Земли. И эту ниточку дал ему его повелитель в момент тишины.

В надежде, что он сможет эту информацию материализовать и тем самым предупредить многие заблудшие души на земле. Саша зашел в комнату, автоматом приготовился ко сну и, приняв горизонтальное положение, мгновенно заснул.

 

Сон

Сны Саша редко запоминал, потому что, вставая по будильнику, быстро переключался на привычный рабочий ритм, и план жизни был прост и рационален; потому, вставая, и надо было только действовать. В это утро все было иначе: встав, он мгновенно начал вспоминать сон, сон был очень необычен, так как во сне он встретил тишину в виде очаровательных голубых глаз на фоне ночного неба, они были очень грустными и просили его помочь, как будто он имел какую-то силу. При этом во сне всплывал храм Лотоса из Индии, где, побывав, он почувствовал силу религии Бахаи. Войдя в этот громаднейший цветок, он подчинялся правилам этого храма, а правило было одно: не издавать звуков. И это придавало могущество и гармонию тишине, время останавливалось, и он как бы оказывался в другом измерении. Все окружающие его люди, говорящие на разных языках, разных возрастов и национальностей, все были подчинены этому могуществу, находясь там, он не чувствовал себя иностранцем. Он был таким же, как и они. Но во сне все было иначе, храм на фоне природы был очень маленьким, а он смотрел на него сверху, и тишина как бы грустила, что нет больше места, где она бы чувствовала себя великой, она вспоминала далекие времена, когда она давала пищу древнегреческим философам, когда ее восхваляли жрецы египетских пирамид, сейчас только ночью я прихожу к вам, да и то не ко всем, говорила она. И вот Саша садится за работу, на этот раз он одержим идеей написать картину в честь своей помощницы, а может быть, и повелительницы, быстрыми движениями он пытается отобразить глаза тишины на холсте. За работой он рассуждал, что если организует выставку, то обязательно в тихом и просторном помещении.

Закончив работу, Саша уже понимал, почему она обращалась именно к нему – потому что, смотря на картину, ты как бы читаешь мысли автора, при этом не нарушая тишины, а она в свое время дает тебе возможность побывать в другом измерении наяву, и чем меньше будет звуков, тем сильней ты почувствуешь эту картину. Еще благодаря ей он осознал: человек – это сила, которая не подчиняется законам общества полностью. Человек умом анализирует те законы, которые более приемлемы для его поведения, только во сне он становится тем, кем он действительно является, или для чего он послан. Сон является миром, где человеческое Я индивидуально, в этом мире человек имеет свое настоящее лицо и энергетику, которая проявляется в его действиях, пренебрегая всеми земными правилами. Иногда Саша задумывался о мире сна, задавая себе вопрос о роли снов в жизни человека. Читая литературу аналитического характера, где делались выводы, что сон – это воспроизведение ярких жизненных ситуаций, точнее, во сне человек проигрывает прошлые события, оставшиеся в памяти, еще точнее, это прошлое. Но в этой информации Саша сомневался. И на то были свои причины. К примеру, Саша помнил сон, который в деталях проявился в его будущем, а точнее, задолго до того будущего Саша увидел во сне другой город на Неве, магазин, в котором он продавал спортивные товары, где мелькали люди, а он с ними разговаривал. И детали мгновенно всплыли через год, когда он оказался в том месте. Но самое интересное, что в то время, когда ему приснился сон, он находился за 7 тысяч километров от Питера, учился на первом курсе Академии художеств и близко не был связан с торговой деятельностью. Все это странно, но судьба распорядилась по своему, несмотря на рациональные планы Саши того времени. И было это следующим образом. Бросив Академию, он оказался в Питере, но, не поступив в художественную академию им. Мухина, устроился в магазин “Спорттовары”. Этот факт наводил его на мысль, что сон является проекцией будущего. И все невероятные действия во сне – это как бы предопределенность человека к будущим событиям наяву.

Далее Саша искал образ сна. Раз сон является проекцией будущего, значит, во сне человек может видеть свою судьбу. Именно словом «судьба» человек впоследствии объясняет все явления, которые он не планировал в реальной жизни, но которые произошли с ним впоследствии. Сон подобен будущему, он непредсказуем. Влияние судьбы – это дало Саше богатую пищу для написания серии картин, посвященных судьбе. Первую он написал на одном дыхании, изобразив человека, выскакивающего из машины и бегущего в неизвестность, подобно театральной кукле, руки его были связаны тонкими нитями, и управляла этими нитями нечеловеческая рука с ледяным взглядом. После была написана картина под названием судьба. Неизвестная дама в монашеском одеянии держала в руках круглую площадку, разграниченную извилистыми дорожками, подобно лабиринтам, маленький человечек, подобно шарику, катился в сторону уклона – в какую эта дама (будем называть ее судьбой) наклонит это поле, в ту сторону человечек и побежит.

Следующая картина представляла младенца, расположенного на большой человеческой руке, а позади нее он нарисовал компьютерную микросхему. Микросхема ассоциировала программу этого младенца. Все эти картины толком не могли передать тех мыслей, которые крутились в его воспаленном сознании. Он садился за стол, что-то пытался проанализировать и записать в тетрадь. Но не мог подобрать нужных слов, подозревая, что информация, которая поступает в его мозг, слишком многогранна, чтобы передать ее словами. А может, и потому, что нету таких слов, чтобы передать те чувства, которые будоражили его. И чем дальше он углублялся в этот тонкий мир, тем сильней этот мир его поглощал, заставляя не спать по ночам, искать, анализировать, писать картины, делать записи в дневник.

Дневник. Вот одна из таких записей: “Человек, придя в этот мир, проходит три стадии развития. На первой своей стадии он впитывает в себя опыт предыдущих поколений, на второй стадии – является открытием самого себя и осознанием своей роли в мире, третья стадия – это выход обработанной индивидуумом информации. Те, кто знает, зачем они в этом мире, пытаются преобразовать мир для дальнейшего развития, и если этот индивид достаточно целеустремлен и уверен в своей силе, он открывает дверь, предназначенную только для него. Каждый человек имеет ключ к потайной двери, но не каждый ищет эту дверь. Многие люди остаются на первой стадии развития и считают себя не подвластным открытиям. Они идут протоптанной тропой и не находят смысла в своем существовании. Я считаю, что мир полон информации, подобно кругу, где от центра можно идти в любом направлении, и если другие говорят, что там ничего нет, человек должен подчиняться только своей интуиции. Только тогда он сможет найти ответ, есть ли там информация или нет. В любом случае человек является фигурой действия, и если он не идет по своему пути, то он идет по пути более сильного человека. А если он находит свой путь и идет по нему, невзирая на препятствия, тогда он становится Сильным. Это похоже на шахматную доску, где пешка может быть или съедена более сильной фигурой, или дойти до конца и стать сильной фигурой. Первый шаг. Время шло, Земля, вращаясь подобно клубку пряжи, окутывала себя пеленой информации, и чем дальше, тем нитей становилось все больше, но они все были одного цвета, менялась только их длина и количество”.

И вот Саша решил к этому потоку информации прибавить и свою нить, но она была очень тонкой и короткой, единственно, что придавало Саше оптимизм, это то, что она была другого цвета. Написав не много – не мало, он решил организовать выставку. Оформив работы, он обратился к людям искусства за советом и поддержкой. В поддержке многие отказали, правда, много было советов. И вот, благодаря одному совету, он нашел помещение – тихое и культурное, под названием “Дом кино”, в котором нашелся хороший человек, позволивший на две недели оформить стены картинами. Правда, площади стен не хватило, чтоб выставить все работы. Поэтому пришлось выбирать. Выбор производил хозяин здания, и что больше всего не понравилось Саше, это то, что хозяин выбирал картины, не задумываясь о смысле выставки. Саша это понял сразу, потому как он не задал ни одного вопроса о содержании той или иной картины Саша даже подумал, что для этого человека ему надо было принести его студенческие работы, полные реализма. А точнее, пейзажи или натюрморты. Что касается его экспозиции, то там не было ни одного пейзажа или натюрморта, что, наверное, не нравилось хозяину. Но альтернативы у Саши не было, поэтому он согласился с жестким отбором. Положившись на судьбу, Саша надеялся найти зрителей, которых эти работы заинтересуют, но не в плане материальном, а в поддержки его многогранного мира. Он хотел найти людей, ищущих ответы на вопросы, которые Саша задавал в своих работах. Его интересовали ответы других людей на вопросы, которые задавал он в картинах: “Что такое сон? Что человек испытывает, глядя на звезды? Что находится за гранью жизни? Являются ли мысли человека его собственным детищем или они кем-то посылаются? Видят ли другие, вглядываясь в пространство, прозрачные тела в виде концентрирующихся частиц? Есть ли параллельные миры, более разумные, чем мы? Находимся ли мы под их надзором?”

И много других вопросов, на которые Саша ответил, проведя год в тишине.

 

     

    

 

© Абрамов А.Н., 2009. Все права защищены
    Произведение публикуется с разрешения автора

 


Количество просмотров: 1850