Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Публицистика
© Yuri Grower, 2009
© Lex Kravetski, 2009
Произведение публикуется с разрешения Юрия Гроэура
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 3 ноября 2009 года

Юрий ГРОУЭР

Верным путем идете… господа?

В соавторстве с Lex Kravetski

В этой публицистической статье остро подмечена природа капитализма – основанная на подавлении всего человеческого в человеке, и на подмене морали, этических и нравственных законов культом денег. Увы, и современное общество Кыргызстана здесь не исключение. Статья подготовлена для газеты «Слово Кыргызстана».

 

Как побеждает капитализм?

Очень просто – через нормативно-правовые акты. Но не ищите документа, устанавливающего с такого-то числа эру капитализма, отменяя другие варианты устройства человеческого общества, вы его не найдете.

Напротив, в самых главных законах вы будете находить слова о свободе выбора формы собственности, о демократии (то бишь власти народа), о глубокой заботе государства его (народа) духовным развитием и о безоговорочной социальной направленности всей государственной политики.

Но вот в законах, касающихся хлеба насущного, т.е. оговаривающих правила игры для всех тех, кто производит товары и услуги, вы уже не найдете альтернативы варианту по имени капитализм.

Например, Закон «О хозяйственных товариществах и обществах» хорошо объясняет тот факт, что теперь (с 1996 года) «хозяйственным товариществом и обществом признаются коммерческие организации с уставным капиталом, разделенным на доли (вклады), основной целью деятельности которых является извлечение прибыли.

Заметьте, какое слово подобрано – извлечение. Не получение, в виде причитающегося вознаграждения за проделанную работу, а именно извлечение. 
Хвала авторам, которые одним словом воссоздали атмосферу наступивших ныне отношений между членами общества. Ведь действительно эту самую прибыль приходится извлекать, не смотря ни на какие протесты со стороны.

Эстеты из Минфина извлекают ее как волшебники — росчерком пера, обозначив прибылью то, что вчера еще считалось среди людей подарком. Ну а ребята попроще, извлекают ее силой из карманов граждан, зазевавшихся на темной улице.

Прибыль, прибыль, прибыль. Эта единственная цель вменяется теперь всем, кто встает на стезю предпринимательства, которое само отныне «…представляет собой инициативную, самостоятельную экономическую деятельность физических и юридических лиц, …, направленную на получение ПРИБЫЛИ». (Статья 2 Закона «О защите прав предпринимателей» от 01.02.2002 г.).

Впрочем, предназначение прибыли стать единственной целью всех трудящихся, закреплено теперь во всех Законах об АО, ОСО и товариществах.
Получается так, что выгода, корысть, пресловутый мамона – вот единственный вариант цели современного общества.

Автору могут возразить (и возражали уже) сторонники торжества права во всем. Мол, измените организационную форму хозяйствования, и вопрос решен. Проще говоря, хочешь отдать свои заработанные деньги кому-нибудь бескорыстно и при этом не быть козлом отпущения (т.е. не платить с подаренных сумм налогов) – измени статус, из организации коммерческой стань некоммерческой.

При этом никто не задумывается о том, почему честно работающие люди, непонятно чьей волей постоянно загоняются в определенные правовые рамки, изменяющие их жизнь и образное мышление сначала понемногу, а с течением времени до неузнаваемости.

Еще пример – пожалуйста. Согласно новому налоговому кодекс КР (кодексу строителя капитализма) человек человеку уже не друг, товарищ и брат.

Я не знаю, где получали образование депутаты ЖК и Президент, но смею предположить, что родители этих уважаемых людей учили их тому, что делать подарки и бескорыстно помогать близким людям, да и вообще людям – это ХОРОШО.

Но документ под названием Налоговый кодекс говорит о том, что делать подарки и бескорыстно помогать близким людям, да и вообще людям – это ПЛОХО, потому что все это теперь возведено в ранг ПРЕСТУПЛЕНИЯ.

Вот так капитализм побеждает. Он как вирус – меняет программу ДНК здоровой клетки на свою собственную программу. И ему не важно умрет клетка или будет жить. Вирус не имеет своих органов воспроизводства, он паразит, живущий за счет производящего питание организма. Если организм обладает хорошей иммунной системой, то он уничтожит паразита. Если иммунитет ослаблен или вовсе отсутствует, то организм будет болеть и, в конце концов, умрет.

Общество людей можно сравнить с организмом, где клетка – это человек. Сегодня духовный иммунитет большинства людей под угрозой исчезновения. И в этом людям «помогает» ложная программа вируса капитализма.

Эта программа – религия денег. Деньги при капитализме гораздо сильнее тривиальной веры в бога. Они сильнее всего на свете.

Человек живет в нищете. Все его мысли подчинены одному: что я буду есть завтра? На что я куплю себе одежду? Как оплачу жильё? Большевикам надо поставить вдвое больше памятников, чем они себе сами поставили, за одну только вещь: они дали людям возможность не думать обо всём этом. Не зря, не зря самая распространённая причина самоубийств не несчастная любовь, не непонимание, а нужда. Именно она вгоняет в петлю. Смешно слушать рассуждения о том, что «в СССР не было богатых, а были только бедные»: какие же это бедные, если они знали, что не умрут с голоду, что их будут лечить, что им дадут жильё и что всё это гарантировано и для их детей тоже? Такие «бедные» богаче среднего класса Запада, который одержим страхом потерять работу и остаться за бортом.

Средний класс… Человек поднакапливает денег, которые создают ему иллюзию минимальной безопасности. Что он отдаёт взамен? Да всё то же самоуважение. Теперь он готов пресмыкаться перед начальником. В СССР тоже пресмыкались? Карьеристы – да, но не от страха голодной смерти.

Этого мало. Человек теперь считает свою работу целью, а не средством. Он готов работать круглые сутки, не чтобы его страна устояла в войне, не ради построения коммунизма, не ради интереса к тому, что он делает. Нет, он работает, чтобы «сделать карьеру». Что выражается только лишь в большей зарплате. Давайте лизать зад кому попало, подсиживать коллег, да хоть душу дьяволу продавать. И за что? Не ради амбиций, не для блага общества – за деньги и только за деньги.

Человек входит во вкус, работает двенадцать, четырнадцать часов в сутки. Работа – посланец бога: она ведь даёт деньги. Денег всё так же не хватает – запросы ведь возросли. Во всю функционирует пелевинский Оранус. Все мысли об одном: заработать денег и их потратить.

Подозреваю, процесс бесконечен. Не спроста появляются люди, «выживающие на тридцать тысяч долларов». Конечно, они выживают. Ведь их бог того требует – зарабатывай и трать. Всё остальное отдай на откуп вытесняющему вау-фактору.

Сами по себе люди не плохие, но бытие определило их сознание. Они вступили в этот водоворот, и он их затянул. Они поверили, что всё «серьезное» связано с деньгами. И только о них и имеет смысл думать. Есть они или нет их.

Когда я смотрю советские фильмы, я отдыхаю душой. Там никто и ничего не делает ради денег. Только ради великих целей, отношений с другими людьми, из азарта, тщеславия, подлости, альтруизма или эгоизма. Но не ради денег. Деньги существуют, но они – суть низкое. Они за гранью интереса. Их может не хватать, может быть в избытке. Их может хотеться или не хотеться. Но вокруг них не вращается мир. Они – второстепенное. Даже третьестепенное. Гораздо главнее мысли и чувства. Пусть даже примитивные и пошлые. Даже слюнявая любовь не отвращает так, как отвращает религиозное поклонение деньгам.

Ведь почему главные герои современных фильмов – бандиты и новые русские? Потому что они близки к деньгам. «Если ты такой умный, то где твои деньги?» – девиз капитализма. Потому что для определения ума найден единственно верный показатель. Количество денег у тестируемого. И вот этого я никогда не приму. 
Мне вспоминается книга «Бремя страстей человеческих». Её герой, юный английский аристократ ищет себя. Ему приходится пройти через очень многое и очень многое осознать. И превратности любви и нюансы человеческой психологии. И жажду творчества и жажду самореализации. Но только одно выбивает у него землю из под ног: он проигрывает свои сбережения на бирже. Это погружает его в нищету, из которой при капитализме нет выхода. Его таланты оказываются бесполезными в решении финансовых проблем. Нищета это – черня дыра, которая затягивает людей. Перешагнуть планку естественным способом, – благодаря трудолюбию или одарённости, – нельзя. Надо либо быть сразу над планкой, либо перешагивать её, обходя закон. Правило практически без исключений в масштабах капиталистического человечества. Нарушивших его – единицы, подтвердивших – миллиарды. Американская мечта, ага.

И что же наш юный аристократ? Как же он выходит из положения? А никак. Умирает его дядя и оставляет ему наследство. Вот и всё. Герой по книге положительный, но он мечтает о смерти дяди. Не потому что презирает его, хоть и презирает, не потому что ненавидит, а просто чтобы решить свою проблему с деньгами. Дядя умирает – проблема решается. Юный аристократ теперь над чертой, что позволяет ему получить образование и дальше уже работать врачом, что оплачивается вполне достойно.

Вот это – квинтэссенция капитализма. Люди такие же, как при социализме? Да, но есть нюансы. Один нюанс. Религия денег. Перед ней всё меркнет. Что теперь любовь, дружба, творчество, идеалы? Пшик. Нуль без палочки – своей основной составляющей. Материального благополучия.

Советский же человек просто об этом не думал в данном аспекте. Что подтверждает вся советская и даже антисоветская культура. Вот, например, в «Иронии судьбы» Мягков жалуется, что врачам и учителям мало платят. Тонкая такая подколка строю от Рязанова и его соавтора. Но даже в этой подколке случайно проскальзывает главное: учителя и врачи спокойно, с иронией рассуждают о недоплате им. У них нет того панического ужаса, который охватывает главного героя «Бремени». Более того, они никогда этот ужас не ощущали и не ощутят. Недоплата – повод для шуток, а не трагедия. Потому что она с их точки зрения несправедлива, но не фатальна. Причём, последнее им гарантировала советская власть, хоть они и не отдают себе в этом отчёта. Социализм освободил их от самого страшного рабства – религии денег. И после этого можно сколько угодно сетовать на то, что «они работают на чиновников». Да пусть. Это поправимо. В отличие от.

Они работают, потому что надо учить детей и лечить людей, а не потому, что им платят. А платят им не потому, что они работают, а потому, что им надо платить. Марксизм-ленинизм – религия? Да пусть. Это тоже поправимо. Можно кое-что поправить в консерватории и… А вот в религии денег ничего не поправишь. И из этого рабства большинство людей не способно хоть как-то вырваться. Это – самое унизительное рабство. Самое деструктивное. Именно оно убивает в человеке абсолютно всё: мораль, творческие способности, желание общаться с друзьями, любить и быть любимым. Нет, не убивает даже, а вытесняет. За пределы. И вот этого, повторюсь, я никогда не приму. При всех положительных сторонах капитализма, есть одна настолько отрицательная, что её не компенсировать ни чем.

В центре Бишкека перед Домом ООН висит большой плакат с надписью «Почти каждый второй ребенок в нашей стране живет в бедности». Я не знаю, кто его повесил и откуда такие данные, но висит он долго, и не мог остаться незамеченным для наших государственных мужей. И раз он до сих пор висит, значит, это правда.

18 лет назад мы не имели многого, что имеем сейчас, в том числе и бедности. Наших чиновников можно упрекать во многих грехах, но я уверен что никто из них НИКОГДА даже в мыслях не допускал целью своей деятельности бедность своего народа.

Но раз это не НАША цель, то, может, пришло время задуматься, стоит ли идти этим путем дальше?

Юрий Гроуэр, Lex Kravetski

2 ноября 2009 года

 


Количество просмотров: 1210