Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Художественная проза, Малая проза (рассказы, новеллы, очерки, эссе) / — в том числе по жанрам, Военные; армейские; ВОВ / — в том числе по жанрам, Юмор, ирония; трагикомедия
© Ром Таров, 2009. Все права защищены
Произведение публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 27 октября 2009 года

Ром ТАРОВ

72 метра, …до того

Рассказ из жизни о подлинном – очень жестоком – розыгрыше в Советской Армии, случившемся в 1974 году. Не этот ли случай лег в основу одного известного эпизода из фильма «72 метра»?..

 

На мысль написать этот рассказ меня натолкнула, как это ни странно, реклама. Реклама фильма «72 метра». По телевизору постоянно крутят сценку, где командир Янычар докладывает про пьянство своего подчинённого и получает приказ расстрелять его… Припоминаете?

А теперь реальная история, произошедшая в далёком 1974 году с моим родным братом и рассказанная мне им самим в январе 1975 года. Я учился на третьем курсе военного училища, брат был в очередном отпуске и заехал ко мне в гости. Рассказал, что получил назначение на новое место службы.

Мой брат, молодой выпускник военного училища, проходил службу командиром конвойного взвода в одном из сибирских полков. Он только что окончил военное училище с золотой медалью и мечтал о блестящей карьере. А у военных исполнительность и четкость во всем — залог успеха по службе. В общем, в полку за братом закрепилась репутация хорошего служаки.

Накануне того дня брат заступил дежурным по части, ночь прошла без происшествий, все подразделения доложили о наличие личного состава, как обычно. Утром первым в часть прибыл начальник штаба полка, высокий мужчина средних лет, требовательный к подчинённым, но справедливый. За свою принципиальность, а это начальство не любит, уже несколько лет перехаживал срок получения очередного звания «подполковник». Брат доложил, как положено, по форме, и вместе с начштаба пошёл на КПП встречать командира полка. В части уже сложился такой ритуал: «батю» встречали на КПП ежедневно в любую погоду. Командиром был старый полковник, участник Великой Отечественной войны, грузный мужчина, отягощенный всеми возможными мужскими болезнями от геморроя до простатита. В отставку он уходить не хотел (что ему делать на гражданке, боевому офицеру), а уволить его не могли, слишком легендарная личность. Вот и служил он, слуга царю, отец солдатам.

Командирский «газик» пришёл на КПП секунда в секунду в назначенное время, фишка «бати», которая повергала всех в недоумение. 12 км по разбитой дороге от города, в любую погоду и никогда ни на секунду не опаздывал. Полковник вальяжно вывалился с переднего сиденья, небрежно принял рапорт начальника штаба. После доклада начальника представился и брат. Командир с хитрецой посмотрел на лейтенанта и спросил:

— Значит, все бойцы у тебя на месте? А тогда это кто?

С заднего сидения «газика» выполз солдатик. Этого вояку в части знали все как патологического самовольщика, служил он уже второй год. Мой брат доложил командиру, что ночью лично уточнил у ответственного по батальону о наличии этого солдата и получил утвердительный ответ. Как он оказался за пределами части и как попал в командирский «газик», не может знать.

Что толкнуло «батю» на розыгрыш, никто никогда не узнает. Он подмигнул начальнику штаба и сказал дежурному по части:

— Пора принимать меры. Товарищ лейтенант, приказываю, за систематические самовольные отлучки рядового Баханова расстрелять! Приговор привести в исполнение немедленно! Выполняйте.

Брат лихо взял под козырек и повел онемевшего бойца за КПП, на площадку для тренировки караула и место для разряжения оружия. Пространство, куда они пошли, командиром не проглядывалось. Брат, чтобы попугать солдата, шепнул ему:

— Я выстрелю вверх, а ты падай и не шевелись. Если увидят, что не убил, то потом скажу, что промахнулся.

Бедный солдат посмотрел на брата взглядом побитой благодарной собаки.

Полковник, тем временем, спокойно беседует с начштаба и вдруг выстрел. Командир хватается за сердце и медленно сползает на землю:

— Сергей! Он что, не видел, как я подмигнул?

В этот момент выходит из-за КПП мой брат, вкладывает пистолет в кобуру, и докладывает:

— Товарищ полковник, ваше приказание выполнено!

Командир, с остатками надежды на невыполнение своего приказа, спрашивает:

— Что? Расстрелял?

Лейтенант лихо докладывает:

— Так точно!

Дряхлый старик, а именно в него превратился «батя» за секунду, еле-еле проворочал языком:

— Серега, бл.., этот чучмек его застрелил.

Начштаба бросился за КПП, там боец лежит без движения, он назад к командиру, который тоже уходит в мир иной. Хватает «батю», и в «газик», водиле кричит:

— Пулей в санчасть!

Как он сумел поднять и запихнуть в машину один тушу 140 килограммового командира, мой брат не может понять до сих пор! Машина срывается с места, а лейтенант бежит следом и кричит, что солдат жив, что он знал, что солдата надо пугнуть, и он пугнул, как приказали.

Полковник выздоровел только через неделю, перед командованием дивизии случай замяли. Мой брат через месяц убыл для продолжения службы на богом забытую точку, но на повышение, командовать отдельным конвойным взводом. Не могли золотого медалиста понизить в должности за такой короткий срок его службы после окончания училища. Зато из областного центра отправили в тайгу кормить комаров.

Интересно, а где сценарист фильма «72 метра» подслушал эту историю? Такое, даже в жизни военных, очень редко происходит.

 

© Ром Таров, 2009. Все права защищены
    Произведение публикуется с разрешения автора

 


Количество просмотров: 2317