Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Художественная проза, Малая проза (рассказы, новеллы, очерки, эссе) / — в том числе по жанрам, Эссе, рассказы-впечатления и размышления
© Рогожин М.С., 2006. Все права защищены
Произведение публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 8 июня 2009 года

Михаил Степанович РОГОЖИН

Уроки семантики

Вечно текущая госпожа Может Быть. Вечная смена направления, ритма, тона, фона, оценок, мнений, Поли-тония, поли-фония, поли-ритмия… Древняя печаль в тихой улыбке мудрого Чжуан-Цзы: «Все знают, как полезно быть полезным, но никто не знает, как полезно быть бесполезным»… Изящное философски-лирическое эссе, посвященное нашему глубинному Я и тайнам, в нас сокрытым

Публикуется по книге: Джолдошбеков Т. Рогожин М. Полинезия / Вероятностная модель медитации. Сборник стихов и текстов. – Б.: 2006. – 144 с. (книга-перевертыш)

УДК 82/821
    ББК 84 Ки7-5
    Д 42
    ISBN 9967-23-857-7 
    Д 4702300200-60

 

Да и нет (полярность)

Две стороны одного знака. Знак? Знак гармонии! Ян – Инь, Инь – Ян – они как веселая капель, падающая в весеннюю лужу, но это только звук – фонетическое восприятие – янь-инь-янь-инь, а смыслы…

Черное и белое – без одного не может быть другого – взаимоисключающие и неразрывно-цельные. Да – Нет; Нет – Да. Какие они? – семантическая беспредельность…

Нет – три буквы, три звука, только три, да, его картины суть:

смертельный удар, гасящий изнутри глаза, в одном направлении;

отказ от части? неприятие целого? – кто поймет… может, это только мимолетный каприз, а может – принцип в основе?

стремительный поезд – пощечины едва намечающейся надежде, дым оседает жгучим воспоминанием на левую половину лица;

взведенный курок, влажный палец на холодном спуске;

закрытая, напряженно молчащая дверь, безответность умирающего стука. Но окна! Бессердечно, неприкрыто-живые, горящие окна, окна мертвой двери;

одиночество, осенние листья. Вчера…

еще вчера мы были здесь, разве можно это когда-нибудь забыть? Нет – ты не можешь, ты тоже должна это помнить. Да? Листья… теплые, солнечные опавшие листья и пронзительно пустая, неуютная синева неба;

Почти готовое сорваться согласие и…

Почему каждый год, на Рождество в людях не умирает старая память?!

Долгое, как остывшая Вселенная, молчание в телефонной трубке после твоего отстраняющего «Здравствуйте»;

Нежелание всего, открывающаяся падению бездна бессмысленности жизни;

Холодный дождь, размывающий индивидуальности и цвета огней, бесстрастные капли, чужеродный лед стекла;

Цветы (последнее узаконенное обществом жертвоприношение. Знак, давно потерявший свой кроваво-языческий смысл – убей для своего Кумира чужую жизнь, во исполнение своих желаний. Дикость и святость торговли.)… Цветы… кроткие, как смерть догорающей тонкой церковной свечи, опять остаются большим букетом перед дверью. Ты поймешь…?

Рюмка, стакан или горло бутылки, ящик, стол, скамья или ступени подъезда, вокзалы, парки, чужие квартиры; один или с кем-то, но пьян всегда только снаружи. Внутри, кристально пуст;

Осознание непоправимости, рождающееся в следующую секунду за пробуждением. Где, ты, святая ложь сна? Хотя и там…

Иллюзии исчезают испуганными ланями, оставляя на губах вкусную пыль возможности не случившегося, так как в детстве давали лизнуть только что развернутую «Пэдру».

Темные ступени образов ведут все глубже во мрак. Там – где умирают начало и конец, отсутствует само понятие смысла. Причины, следствия, цели, желания, поступки, мечты, принципы, категории, нюансы – невидимые в темноте выступы рваного камня. Удар лбом, искры в глазах и это все. В этом – непознаваемость.

Удар всегда тупой и неожиданный. Статика времени в динамике пространства. Темно, все на ощупь.

Когда, где, в чем – угасающий тремор агонизирующей рефлексии: нащупать центр-ощибку-перелом. Выход в ее исправлении!!! … очередной тупик.

Мягкая слизь фатализма опутывает нитями «ты не выбираешь».

Есть здесь дверь «за что?» ведущая в Место Мести. Ледяное лицо, жерло сердца: «ты не послушный телок! Ты – рвущий тигр! Возьми Кистень Слов, Плеть Публичности, Меч Ненависти! Возьми и убей Её! В смерти Мечты ты обретешь…»

Нет! Ни за что! Никогда! – крик взрывает мрак в хаос, в бестолочь вспугнутой голубиной стаи.

Вот!

Вот здесь, теперь: Нет равносильно Да.

Нет – смерти, Да – улыбка утру.

Нет – Да, Да – Нет: черно-белый круг, закрутившись в бешенной планетарной передаче, из самой своей середины произрождает Золотую Спираль, начинающую расцвечивать все вокруг красками надмирного счастья. И…

Тепло твоих ладоней нежно закрывает мои глаза, тонкий абрикосовый шепот твоих волос, миндаль чуть соленых губ. Мы…

мы стоим в самом начале нашего мира. Еще ничего Н-Е-Б-Ы-Л-О. я знаю, как может быть, но не знаю, что будет в этот раз. А если?

В твоих глазах я вижу свое отражение, знаю, что и твое – есть в моих. В каждом Большом есть другой – Малый.

Скажи мне «ДА». Это милое теплое нежное «ДА» — это жесткое «НЕТ», которое услышат другие.

 

Может быть (полиморфизм)

Синдром Архимеда: лихорадочный поиск центра в плавно меняющемся мире калейдоскопа. В нем – перевернувшем привычность – красный шар висит под зеленым небом над синей травой. Что произойдет, лишись он связи – веревки? Камнем опуститься на небо или плавно метнется в землю.

«Может быть» — твой вечный ответ на все вопросы – обдуманная спонтанность, казуальный расчет? Занятость Другим или… красный шар, надуваясь багрянцем, лопается и вот уже хлесткая мулета неуверенности волнами сомнений ожигает глазные нервы. Мелькание велосипедных спиц в n-степенном стробоскопе непонимания.

Хорошая – плохая, люблю – зверею, доверяю – ревную: лишь прецессии и нутации этого гироскопа, с числом свобод, стремящимся к плюс бесконечности.

Кокетство стремящейся ко мне любви или равнодушие равнодушной Равнодушности? Хорошо скрываемый под ритуалом азарт или плохо сыгранная тактичность?

Вечно текущая госпожа Может Быть. Вечная смена направления, ритма, тона, фона, оценок, мнений, Поли-тония, поли-фония, поли-ритмия, поли…

Поли – тика? Политика! Политика неопределенности: ни одного резкого, направленного движения, ни одного шанса методу анализа – попыткам разумом найти под течением твердость хоть микронного образования основы.

Вечный, бессмысленный труд. Я так к нему привык. Нельзя бросать, то с чем настолько сжился. Не найдя начала вне, взглянул в себя. Взглянул в себя и начал чувствовать Вечность.

Древняя печаль в тихой улыбке мудрого Чжуан-Цзы: «все знают, как полезно быть полезным, но никто не знает, как полезно быть бесполезным»

Стараясь: угадать повороты, расставить вехи, наметить точки-опоры – для анализа, я вдруг с удивлением обнаружил, что давно забыл о цели и наслаждаюсь. Расчетливое желание результата истаяло в захватывающем азарте процесса, до вопроса третьестепенной важности, т.е. – его (результата) гипотетической необходимости: быть то он (результат) может, но нужен ли он? А если он будет, то чем он…

Страшно подумать – чем… то есть я знаю: он – это конец всего, боюсь я уже только его возникновения. Но…

Спасибо тебе, О Великий, давший радость Сизифу. Бесценный дар: возможность, предвидящему начало конца, обрушить вниз намечающийся намек на завершение. Безотказность неумолимой гравитации. Парадокс интуиции: радость нового варианта сокрушает доктринальность логики. Эмоции выше конвенциональной упорядоченности. Вживаясь в единое поле Игры, без сожаления видишь, растворение границ индивидуальности в объеме общности. Противопоставление личностных Я сливается в сущностное единство…

***

И все-таки нашел я одно не зыбкое место – неизменность твоей изменчивости. И прошу только об одном: останься постоянной в своем непостоянстве.

Обыденность – смерть интереса, смерть духовности: многих поглотила эта Вода.

(Огонь и медные трубы можно пройти и знать, знать их и знать себя в них. Воду нельзя знать, она – всегда). Будь и ты, леди Может Быть – всегда: всегда Новой.

 

© Рогожин М.С., 2006. Все права защищены 
    Произведение публикуется с разрешения автора

 


Количество просмотров: 2062