Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Художественная проза, Малая проза (рассказы, новеллы, очерки, эссе) / — в том числе по жанрам, Художественные очерки и воспоминания
© Асанбек Токтомушев, 2020. Все права защищены
Публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 18 января 2021 года

Асанбек Токтомушевич ТОКТОМУШЕВ

Воспоминания молодого уролога районной больницы

(Очерк)

 

Энергия во мне была неисчерпаемой. Я работал днем и ночью, много дежурил по скорой помощи. К сожалению, в наших делах романтика иногда рушится в дребезги, проклиная себя неудачным выбором специальности. Если стратегия неумолима, то всплески эмоции быстро уходят. Вот так «крепчал» наш брат.

В одно из моих дежурств поступил пациент с острой задержкой мочи. Я активно взялся за устранение задержки. До такого состояния дерзнул, что у пациента появились кровь из уретры. Одним словом, своим активным действием осложнил ситуацию, т. е.  моя многократная безуспешная катетеризация вызвала осложнение – образование ложного хода в уретре. А больной от боли кричит, ругает меня. Пришлось вызвать опытного доктора. С тех пор мой пыл окончательно остыл от дерзости. Когда дежурил в больнице, богу молился чтобы не имел отношение с пациентом с аналогичной патологией.

…Очередное ночное дежурство, был праздничный день. Ночью зазвенел телефон. Пригласили дежурного врача. Вызов поступил из санчасти колонии строгого режима. На проводе был фельдшер. Когда он известил о том, что у заключенного острая задержка мочи, то услышав, для меня при неприятнейшее понятие я впал в отчаяние. “Опять двадцать пять! Нет, второго позора не переживу” – подумал я. Надо найти выход из этого “шахового” состояния.  По телефону, какие только я методики рекомендовал, к сожалению, все они эти уже испробованы фельдшером – нет результата. В конце концов, отказался ехать в колонию, мотивируя тем, что оказать помощь необходимо только в условиях районной больницы. С одной стороны, поступил правильно, поскольку в случае невозможности закатетеризировать мочевой пузырь придется оперировать. С другой стороны, не гуманно, не оказать помощь пациенту. Позвонил коллегам, но никто из них, же желал оставлять праздничный стол. До окончания дежурства оставалась целая вечность.

Под утро тот же звонок зазвенел. На этот раз мне звонил сам начальник колонии и очень культурно и вежливо попросил: – “Сынок, меня с постели подняли, я вам в отцы гожусь, будь добр помоги…” Тут ничего не оставалось, как ехать. Поехал. Страх мною завладел. Но все-таки пришлось мобилизовать себя. Когда мы приехали к месту назначения, нас встретила целая группа офицеров во главе с подполковником – начальником колонии. Скажу так, в то время был порядок на высоте, а в военизированных учреждениях тем более. Сейчас вряд ли так поставлена работа, особенно в тех местах не столь неотдаленных.

Тяжелые металлические ворота скребущими неприятными звуками передо мной открывались одни за другими, никакого препятствия. И вот санчасть. Проходя через стеклянные террасы, увидел больного со страдальческим выражениям лицом. Лежал он на топчане. На расстоянии был виден раздутый мочевой пузырь как “мячик”. Такую картину увидел впервые. По коже ползли “мурашки”.  Увидев меня, фельдшер вышел с радостным выражением лица, мол, мучению пришел конец, хотя это было преждевременным. За ним вышел заключенный санитар, бывший ветврач. Уретра окровавлена. Рядом лежат различные виды катетера.  На тебе! Знакомая проблема. Взялся за работу. 

Это не работа, а настоящая мука. Мои старания кроме болей и усугубления травмы ничего не дали пациенту. Стоны больного перешли на дикий крик и вой. В какой-то миг я почувствовал, что созерцающие люди вокруг меня окончательно разочаровались моей беспомощностью. Но я отчаянно боролся.

И вдруг мой катетер попал в мочевой пузырь. О-о, какая радость! Сильная струя мочи со зловонным запахом ударила в лицо, а часть струи попала мне в рот. Этот миг для меня был радостным, так же как для нефтяника, когда бурильная установка попадает в пласт, где находятся нефтяные залежи. Тут я на глазах окружающих был реабилитирован…

 

1987 года, с. Беловодское

 

© Асанбек Токтомушев, 2020


Количество просмотров: 577