Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Художественная проза, Малая проза (рассказы, новеллы, очерки, эссе) / — в том числе по жанрам, Детективы, криминал; политический роман
© Александр Зеличенко, 2020. Все права защищены
Произведение публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 22 октября 2020 года

Александр Леонидович ЗЕЛИЧЕНКО

Мой друг Михаил Копылов

(Рассказ)

 

… Демобилизовавшись из десанта, отличник боевой подготовки Копылов решил служить в милиции. Сказано — сделано: в декабре 1975 года начал … с подборщика пьяных медицинского вытрезвителя Кантского районного отдела внутренних дел.  Подразделение очищало улицы от алкашей. Занятие, надо сказать,  неблагородное. И не из лёгких:  клиенты  блевали, бросались врукопашную, материли и обзывали. За ними, не смыкая глаз, приглядывали, за ночь по нескольку раз успокаивали, а утром еще и штрафы взыскивали.

Особенно доставалось в дни, когда на крупных предприятиях выдавали зарплату. В пропахшее хлоркой и перегаром помещение на 10 коек тогда до 30-35 «болящих» набивалось. Бывало, попадались профессора, партийные боссы – выпивать в те времена любили…

Среди алкоголиков, известно, многие криминалом промышляли. А потому в медвытрезвитель регулярно циркуляры разыскиваемых преступников направлялись. Честно говоря, здесь их мало кто читал. Не то – старшина Копылов: каждое дежурство начинал с изучения оперативных сводок, ориентировок, фотороботов. Благодаря наблюдательности дважды отличился: сначала среди доставленных злостного неплательщика алиментов выявил, затем – давно разыскиваемого грабителя.

Парня заметили. Командиром отделения патрульно-постовой службы назначили. Уже через год оно почетный райотделовский вымпел завоевало. Количество задержанных нарушителей общественного порядка возросло втрое. Спецназы и ОМОНы тогда еще в МВД не появились, и, случись что, на задержание опасных преступников бросали неплохо обученных патрульных. После того, как Михаил в одиночку двоих вооруженных ножами хулиганов взял, Министерство внутренних дел благодарность ему объявило.

И стал наш герой помощником следователя.  Натаскивался у высокого профессионала Юнусхана Муратханова, известного в наших краях выпускника Волгоградской Высшей Следственной школы МВД СССР. Скоро старшина самостоятельно несложные дела расследовал.

И снова его заметили. Присвоив звание «младший лейтенант», участковым уполномоченным в большое село Киргшёлк назначили и служебный мотоцикл, «Урал» с коляской, закрепили…

Вот тут-то мы и познакомились.

Шёл 1980 год, страна готовилась к Олимпиаде-80. Каждая республика направляла в Москву сводный отряд, отвечавший за безопасность в определенном районе Белокаменной. Этому предшествовала серьёзная подготовка, включавшая языки,  психологию, самбо и, новинку тех лет, морально – волевую полосу: гремели выстрелы, взрывались звуковые и световые гранаты, всё и вся гремело, сверкало, рушилось, а ты выполняешь задание.

Интересно! Надо ли говорить, что в отряд отбирали лучших?

Занятия проходили в Республиканской школе первоначальной подготовки. Там мы и встретилисьь. Всегда выглаженный, в начищенных хромачах, лейтенант приезжал на своём железном коне. Учился взахлёб. Закончил курсы отличником.

В Москве мы подружились по-настоящему. В нечастые свободные минуты вместе ходили в театры, на музыкальные представления, стадионы. Помню, как одновременно вскочили с мест, вопили и обнимались, когда наш Каныбек Осмоналиев толкнул рекордный вес и стал Олимпийским чемпионом!

На Олимпиаде Копылов отличился вновь: в патруле с двумя напарниками задержал грабителя, напавшего на польскую туристку. Когда в ходе следствия выяснилась причастность преступника к другим разбоям и кражам, постовым вручили правительственные награды – медали “За отличную службу по охране общественного порядка“.

Окончив Карагандинскую Высшую школу МВД СССР, Михаил Иванович получил назначение в уголовный розыск. Знание территории, местных жителей и природная смекалка оказались как нельзя кстати. Как-то, практически не выходя из кабинета, раскрыл кражу из квартиры главного врача района. Узнав, что её убирает одна из техничек больницы, за что хозяйка приплачивает из собственного кармана, тут же сообразил, что сын уборщицы – состоящий на учете наркоман. Не приходил ли он в квартиру  с мамой? Случалось, помогал. Как бы невзначай новый вопрос: а где сын сейчас? На Иссык-Куль с друзьями уехал? Ага! Ночью с коллегой рванул новоявленный сыщик на озеро.

… Накрыли распаленную анашой кампанию прямо на пляже. Рядом громко блажил диковинный по тем временам портативный «Шарп», … похищенный из квартиры главврача.

Аналогично раскрутил детектив и кражу у директора райпотребсоюза. Подозрение пало на неоднократно судимого рабочего склада Прибытько. За несколько дней перед преступлением тот сотоварищи помогал хозяину выгружать новый гарнитур.

Приехали к подозреваемому пообщаться. Визит оперативников того, казалось, совсем не взволновал. Во дворе шла мирная беседа, как вдруг с диковинным пультом в руках выскочила малолетняя дочка: «Папа, новый телевизор опять не работает!»

Вскоре рецидивист писал явку с повинной…

Восемь лет Михаил Иванович работал заместителем начальника Кантского РОВД. Теперь ему подчинялись все строевые подразделения – ГАИ, участковые, патрульные, детская комната, паспортный стол.

И здесь тоже приобретался необходимый руководящий опыт. От подчинённых же требовалась дисциплина, знание дела и готовность помогать людям. Последнее, уж простите за каламбур, — в первую очередь.

В 1999-м  подполковник Копылов возглавил родной РОВД. Забот и хлопот – втрое. Оперативная обстановка запредельно сложная, начались миграция и безработица,  вместе с ними безудержно рос криминал. Но Кантский, затем переименованный в Ыссык-Атинский, райотдел милиции никогда аутсайдером не был.

Через некоторое время зрелого руководителя назначили заместителем начальника Управления внутренних дел Чуйской области. Здесь полковник раскрыл свой талант в полной мере. Предстоял переезд в Токмак, величайше назначенный центром области. Логистикой нагрузили Копылова. И Михаил Иванович выбивал фонды, искал здания, ремонтировал, напропалую растрачивая силы и нервы, достойные лучшего применения. По непонятным причинам тот переезд не состоялся. Областной центр так и остался в Бишкеке.

… Время, меж тем, было непростое: революции, митинговые страсти. “Узкие места“ часто доставались Копылову. Однажды в Кемине протестующие готовы были сжечь здание суда, не допустившего их лидера к выборам. Уже и канистры с горючим принесли, и камни для забрасывания ОМОНа, которым наш полковник командовал, приготовили. И только его авторитет и способности дипломата позволили разрядить ситуацию, избежать жертв.

… Вот уже несколько лет друг мой в отставке. Сняв мундир, возглавил Службу безопасности самого «Газпрома». Но вскоре решил от дел отойти, заняться семьёй, внуками. Увлёкся домашней живностью, разводит породистых кроликов, невиданных индоуток, замысловатых кур и индюков. Хлебосольный хозяин, дом – полная чаша. Мы с удовольствием общаемся. Как любит выражаться сам же полковник, “ и в широком, и в узком формате”.

Все эти годы Михаил Иванович превыше всего ценил настоящую дружбу. Он и сегодня поддерживает контакты с покинувшими Кант друзьями в  Америке, Германии, Казахстане, России. Они частенько  приезжают, подолгу гостят.

И пусть так будет еще много-много лет…

До ста двадцати, Михаил Иванович, Почётный гражданин села Люксембург, города Канта, Ыссык-Атинского района и Чуйской области.

Горжусь нашей дружбой…

 

Александр Зеличенко,

Бишкек, август 2020

 


Количество просмотров: 1352