Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Художественная проза, Малая проза (рассказы, новеллы, очерки, эссе) / — в том числе по жанрам, Приключения, путешествия
© Анвар Амангулов, 2019. Все права защищены
Произведение публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 3 декабря 2019 года

Анвар АМАНГУЛОВ

Viva Las Vegas!

Путевые заметки

Посвящается Андрею Белозерову, чья добродушная веселость удивительно созвучна атмосфере "города греха"

 

— Ты мне молодость загубил.

Так, между прочим, проинформировала меня жена в то октябрьское утро, когда от проливных дождей смыло мост в Вистлере и затопило часть Lower Mainland. Я, разумеется, почувствовал себя несколько шокированным и, что, видимо, естественно в таких ситуациях, потерял на мгновение дар речи.

— Загубил, загубил, — повторила моя избранница еще раз и, вторя героине из советской киноклассики, добавила, — А теперь и вовсе в могилу свести хочешь!

Надо сказать, что я на самом деле вовсе не такой монстр, как может показаться из восклицаний моей жены. У меня много недостатков (значительно больше, чем хотелось бы), но супружеская кровожадность не входит в их число и поэтому в отчаянной попытке сохранить брак я флегматично предложил:

— Ну, давай тогда в Вегас закатимся, что ли?

Тут дар речи был на мгновение потерян уже женой и я, следуя заданному ей тону, мягко добавил, также вторя героям советской киноклассики:

— Как Шарапов с Лелей в Кисловодск.

Жена, благополучно пережив шок, энергично взялась за дело. Киберпространство, как оказалось, кишит информацией о том, как грамотно сэкономить в такого рода вояжах, а считать деньги она умеет более, чем профессионально. Через пару часов интенсивных исследований нам удалось забронировать отель в самом центре Лас-Вегаса всего за 29 долларов в сутки и найти удобный рейс из Сиэттла на авиакомпании с банальным названием American West. Дорогу в Сиэттл из Ванкувера описывать смысла нет, почти все ездят по ней несколько раз в год. Бросив машину на паркинге аэропорта Си-Так мы воспарили в небо и взяли курс на юг в серебристом Боинге со удивительно немолодыми стюардессами.

Через час полета из иллюминатора можно было увидеть снежные отроги Сьерра-Невады и зеркало озера Тахо с чрезвычайно замысловатой береговой линией. На подлете к самому Вегасу стало ясно, почему Борхес называл эту часть Америки "страной нежных красок и жесткого плоскогорья" — каньон в тех местах действительно живописен; окрашенный в мягкую охру самых разных оттенков он постепенно переходит в пустыню, усеянную бурыми кустарниками.

Сам полет занимает всего два часа и выходя в аэропорт МакКарран мы оказались сразу в Вегасе в буквальном смысле — первое, что встречает досужего путешественника это хаотично звенящие и блестящие слот -машины, за которыми коротает время ждущий своего рейса народ.

Аэропорт очень шумный и оживленный и даже на такси (что трудно представить в Ванкувере) стоит очередь. Нас подвозил пожилой приветливый мексиканец. Узнав, что мы в Вегасе первый раз, он нам тепло так сказал, как видимо и сотням клиентов до нас:

— Добро пожаловать в Диснейленд для взрослых!

После слот-машин прямо в аэропорту нас поразило большое количество людей в ковбойских шляпах — оказалось, что за день до нашего прилета закончилось какое то грандиозное родео по езде на быках, куда съехались ковбои со всей Америки. Таксист-мексиканец поведал нам, что много лет назад, пытаясь завоевать сердце своей избранницы, он сам объезжал быков и что его избранница была настолько шокирована увиденным, что согласилась выйти за него замуж при условии, что тот навсегда прекратит подобного рода активность.

Ехать от аэропорта до отеля было всего 10 минут, зато в самом отеле нам пришлось простоять в очереди минут сорок на регистрацию. Наш отель, хоть и назывался Imperial Palace ничего особенно имперского в нем не было, это такой средненький отельчик, сильно улучшенный вариант какой-нибудь гостиницы "Ленинградская" в Белокаменной. Нас это не расстроило, поскольку проводить много времени в отеле мы все равно не собирались. Приведя себя в порядок после дороги мы отправились куда нибудь перекусить.

Надо сказать, что еда в Вегасе весьма дешевая, особенно если ходить в буфеты all-you-can-eat. То есть, найти шикарный ресторан и потратить там кучу денег тоже можно, но еда в буфетах очень качественная и обильная, лично я там просто обжорствовал, при этом там нет ограничений, как в Ванкувере, что ты обязан поглотить все, что взял. Посетив такой вот буфет при нашей гостинице мы так и стали питаться в подобного рода буфетах — платишь 10 баксов с носа и предаешься чревоугодию по полной программе. Кроме этого, после 11.00 вечера, когда вся жизнь в Вегасе начинает бить ключом, на завтраки(!) резко падает цена, чем мы и пользовались, беря завтраки в качестве ужина. Мы даже один раз специально съездили в якобы самый лучший буфет в Лас-Вегасе в отель "Рио" (от нашей гостиницы туда ходил микроавтобус каждые 15 минут), но я бы не сказал, что пища там как то сильно отличается от предлагаемой в других буфетах.

После этого мы вышли на улицу. Отель был расположен в самом центре туристического Вегаса, на так называемом Стрипе, хотя официальное название у этой улицы Лас-Вегас Бульвар. Город уже утопал в немыслимом в своем великолепии неоновом одеянии. Все мы много раз видели в кино как это выглядит, но увидеть своими глазами дело совсем иное. Бросается в глаза также абсолютно ненормальное количество полуобнаженных или почти обнаженных женских тел на разного рода рекламах, как неоновых, так и всяких других, что у меня, после куда более (это прозвучит как издевка) консервативного Ванкувера, вызывало легкое головокружение. Жена моя печально констатировала, что мужских полуобнаженных тел на рекламах куда меньше, но то, что есть проглядеть невозможно; как правило это лайтбоксы с известными мужчинами-стриптизерами "Чиппендэйл", которым, правда, если верить альтернативным лайтбоксам, стали составлять конкуренцию некие мужчины-стриптизеры из Австралии.

Погуляв по Стрипу некоторое время и насладившись магией неона, мы решили отправиться на Эйфелеву башню, узнаваемо сверкавшую знакомым с детства силуэтом. Купив билеты (типа 12 баксов с носа) мы поднялись к лифту. Минут через 10 дама в аляповатой шляпке жандарма пригласила нас в лифт, где нас встретил юноша по имени Марк в такой же шляпке. Шляпка на нем смотрелась особенно комично, может быть, из-за его азиатской внешности. Везя нас наверх, Марк с энтузиазмом поведал нам, что башня в Вегасе ровно вполовину меньше реальной башни в Париже. Кто-то спросил сколько раз за смену Марк поднимается на башню, на что тот с усталой улыбкой ответил, что достаточно для того, чтобы радоваться, что его смена сегодня кончается через 10 минут. Все рассмеялись. Наверху было ветренно, девушка в такой же шляпке распределяла потоки приезжавших и покидавших башню. Город с нее был как на ладони, оттуда видно все — статуя Свободы у отеля "Нью-Йорк, Нью-Йорк"; средневековые башенки другого отеля, "Эксалибур"; неровный цилиндр "Стратосферы"; и бесконечный океан неоновых огней. Кроме того оттуда открывается шикарный вид на фонтаны у отеля "Беладжио". Как раз началось шоу, имеющее место каждые 15 минут — фонтаны начинают бить с разной интенсивностью и под разными углами в такт музыке, которую, к сожалению, на такой высоте практически не слышно. Но мы застали это шоу на следующий день, когда фонтаны били в гармонии с вокалом Пласидо Доминго (или может это был другой оперный гранд?). Принимая во внимание аристократизм архитектуры "Беладжио", итальянский вокал и дансирующие под него фонтаны выглядели вполне естественно.

Как только мы спустились вниз, нам сразу же предложили купить наши фотографии, сделанные за мгновение до подъема, это вообще повсеместный бизнес в Вегасе — куда бы ты не пришел тебя обязательно сфотографируют "with no any obligation to purchase!", чтобы потом предложить тебе купить эту фотку. Стандарная цена — 20 долларов. Мы, конечно же, ничего не покупали.

А жизнь начинала бить похлеще фонтана у "Беладжио", народу на улицах стало — яблоку негде упасть. Поразительный контраст с Ванкувером это то, что в Вегасе можно запросто пить что-нибудь алкогольное прямо на улице, не пряча стыдливо бутылку в бурый бумажный пакет, почти половина дефилировавших по Стрипу граждан держали в руках стаканы или бутылки с пивом (почти всегда это были "Будвайзер" или "Корона" — увы, "Оканаган" или "Биг Рок" также недоступны в Вегасе как и "Клинское"). Точно также можно и курить где попало — в казино, в фойе отелей, в ресторанах. Слившись с людским потоком мы оказались минут через 20 у гостиницы "Нью-Йорк, Нью-Йорк".

— Нам сюда! — уверенно проинформировала меня моя супруга, — Кристин, девчонка с работы, сказала, что американские горки именно здесь.

Решение прокатиться на американских горках, по рассказам, точной реплике "Манхеттэн Экспресса" в Кони Айлэнде, было принято без колебаний и то, что я сейчас не полностью седовлас можно списать лишь на счастливую, но труднобъяснимую случайность — такого поистине первобытного ужаса я не испытывал наверное никогда в жизни. После того, как тебя усадили в вагончик и намертво пристегнули металлическими створками весь этот экспресс медленно ползет на высоту наверное 10-ти этажного дома, чтобы после этого практически отвесно упасть вниз и начать головокружительную гонку по самым замысловатым спиралям. Падение вниз было самым кошмарным — это было неожиданно и ощущение было таким как будто падаешь в воздушную яму на каком-нибудь Як-40, но при этом ты видишь как расстояние между тобой и поверхностью планеты стремительно сокращается, как вдруг экспресс резко меняет вектор и ты уже мчишься с такой же бешенной скоростью, но уже параллельно этой поверхности и при этом вниз головой. После этого вагончик бросает в самые фантастические траектории, а ты при этом орешь от страха словно новорожденный, замечая кое где вспышки фотокамер. Все это действо продолжается минут 5-6 и выйдя из вагончика вспотевший и все еще не верящий в то, что ты живой ты радостно встречаешься сотрудниками аттракциона, предсказуемо предлагающими тебе купить фотки с твоей обезумевшей от ужаса рожей. После этих горок у меня еще минут 10 был легкий рукотряс, как у моего друга Миши Ландсберга в студенческие годы.

Чтобы его унять, я поступил точно так, как поступал Миша — влил в себя изрядное количество алкоголя. Жену тоже трясло, но она у меня не робкого десятка — алкоголь ей не понадобился.

После этого мы стали бесцельно бродить по Стрипу. Зашли в "Экскалибур", посмотрели на средневековое убранство и удивительно симпатичные башенки старательно сработанные под средневековые крепости. Сели на метро, которое почему то называется трамваем, и проехали к наверное наиболее известной гостинице Вегаса "Луксор", архитектура которого повторяет пирамиду Хеопса, а на входе стоит монумент величественно возлежащего Анубиса. Побродив там, мы вернулись на Стрип и пошли обратно, к себе в гостиницу, наткнувшись по дороге на забавный магазин торгующий исключительно кока-кольной тематикой — майками, кружками, самой кока-колой, и даже такими трудно ассоциируемыми с Кока-Колой предметами как пластиковые массажеры. Напротив этого заведения был расположен такой же магазин, торгующий тематикой шоколада M&M"s.

Странная особенность ночных улиц Вегаса это большое количество низкорослых испаноязычных граждан, стоящих вдоль тротуаров и навязчиво сующих тебе буклеты с рекламой девушек по вызову. Единственное слово, которое я слышал от них по-английски, это "дискаунт"; часть из них одета в ярко-желтые майки с надписью типа "Девушка в вашем номере через 20 минут или меньше!". Выглядят эти граждане достаточно жалко, среди них могут быть как пожилые, так и практически дети. Контраст в мире капитала, как сказал бы мой папа.

Еще один среди множества других контрастов с Ванкувером, это то, что в Вегасе практически нет выходцев из Индии в ярких тюрбанах, к чему как-то даже трудно привыкнуть поначалу. Достаточно много русскоязычных туристов. Помниться, супруга пыталась сфотографировать меня с бронзовым монументом дрессировщикам Зигфриду и Рою (одного из которых недавно едва не разодрал на части любимый тигр), как вдруг рядом кто-то заботливо произнес:

— Витек, отойди, не видишь, люди фотаются!

Почему-то Витька и его спутников совершенно не удивило, что я тоже говорю по-русски — обычно это всех шокирует. Видимо в Вегасе удивить кого-нибудь вообще в принципе трудно.

На следующий день было довольно жарко — люди бродили по улицам в майках и шортах и я, облаченный в свитер и карго-пэнтс как в по-настоящему осеннем Ванкувере, выглядел несколько несуразно. Стрип при свете дня ничуть не хуже Стрипа ночного, отчего более всего меня радовали пальмы, высаженные при фасаде практически каждого здания. Повсюду очень бойко идет торговля разными сувенирами; жена радостно купила себе майку с суровой надписью "CRIME SCENE INVESTIGATION — LAS VEGAS", чтобы ходить в ней на аэробику.

Мы пошли по Стрипу, но уже в другую сторону, туда, где спица "Стратосферы" торчит в безоблачное небо и виднеется нежно-оранжевый кряж местной сьерры. Отель "Венецианец" был первым на нашем пути и надо сказать, что то величие с которым он исполнен заставляет дышать меня неровно даже сейчас, когда я печатаю этот текст. Внутри отеля проложен извилистый канал, по которому плавают настоящие гондолы с улыбчивыми гондольерами, медленно возящими влюбленные парочки и просто туристов туда-сюда и заставляющие их целоваться в тот момент, когда гондола проплывает под веерным мостом. Аттракцион с гондолами страшно популярный, чему свидетельствует большая очередь жаждущих расстаться с американскими дензнаками в обмен на 20 минутное плавание; именно поэтому мы в гондоле так и не покатались, не хотелось стоять в очереди. Весь отель внутри выполнен в виде уютного средневекового городка, с бутафорскими паяцами и скарамушами, снующими там и сям и дающими время от времени сольные номера. По слухам, накануне в "Венецианце" остановился Никлас Кэйдж, что нас, в общем-то, совершенно не волновало, хотя представить себе сколько он заплатил за пребывание на таком шикарном постоялом дворе было страшновато. Всласть набродившись по лабиринтам "Венецианца" мы решили посетить 3-D шоу "Путешествие во времени". Я никогда раньше не бывал в кинотеатрах IMAX и поэтому вопил совершенно искренне, когда наша воображаемая машина времени проваливалась в бездонную пропасть или тонула в бурлящем океане. Глядя ретроспективно на пережитый опыт могу порекомендовать вначале сходит на это шоу и лишь после этого на американские горки в "Нью-Йорк, Нью-Йорк".

После этого мы заглянули в "Мираж". В этой гостинице свой прикол — войдя внутрь ты проходишь сквозь настоящие джунгли и оказываешься перед вольерой с лениво передвигающимся тигром-альбиносом, одним из тех, что дрессированы Зигфридом и Роем. Где-то дальше расположен аквариум с дельфинам, но на него мы решили не тратить время — у нас в Ванкувере есть свой аквариум с касатками и белухами. Идя обратно мы наткнулись на огромный корабль с торчащими по бокам жерлами орудий, медленно дрейфующий по каналу вокруг отеля "Остров Сокровищ" — фантазию архитекторов, выковавших легенду Вегаса все-таки трудно переоценить.

В стереотипном представлении большинства выходцев с постсоветского пространства Лас-Вегас это прежде всего казино. Безусловно, казино и гэмблинг это важная, но не единственная и, на мой взгляд, отнюдь не главная составляющая атмосферы современного Вегаса. Казино это скорее своего рода атрибут, который уже давно перестал быть чем специфическим и так же зауряден для Вегаса как, скажем, ядовито-рыжий дым из труб Кузнецкого Металлургического Комбината над небом Новокузнецка. Казино много (как я уже упоминал, как явление оно начинается прямо с аэропорта), при каждом отеле огромные площади выделены под слот-машины, блэк-джек и рулетку; казино эти работают круглосуточно и если ты уселся играть, то минут через 10 потрепанно выглядящие официантки начинают приносить бесплатный алкоголь (пиво или коктейли). Благодаря доходу от игорного бизнеса все остальные цены в Вегасе весьма умеренные (живя в самом сердце Стрипа мы платили за гостиницу всего 29 долларов в сутки, про еду я уже упоминал). Я вообще начинал скучать уже через полчаса игры в какую нибудь "Счастливую Семерку"; по моим грубым оценкам в Вегасе в казино мы провели времени значительно меньше, чем где-либо еще. Но я не могу служить индикатором в этом смысле; благодаря погоне за фортуной гэмблинга миллионов представителей вида Homo Sapiens и гениальной интуиции гангстера Багси Сигела мы имеем такое замечательное явление как Лас-Вегас, куда, как говорила героиня известного сериала "CSI", "люди приезжают, чтобы быть животными", что, конечно же, натяжка, но по сути своей не так уж далеко от истины.

В отличие от России времен романтического капитализма, в Вегасе среднестатистический посетитель казино совсем не мафиози, полукриминальный предприниматель или типаж схожего характера; скорее всего это бабулька лет 60, совершенно не имеющая отношения ни к мафии, ни к сумасшедшим деньгам. Сидят вот такие бабульки за "однорукими бандитами", курят себе Marlboro и потягивая "Цезаря" бесконечно жмут на клавишу с призывной надписью "Reel the Wheel!" в глубокой надежде сорвать джек-пот. Казино смоделировано для любого кармана, ставки начинаются с одного цента; по слухам существуют фишки стоимостью и в 10 тысяч долларов. В основном народ играет в интервале от 5 до 25 центов, иногда джек-потом может быть не куча денег, а какой-нибудь ярко-красный, до лоска начищенный, кабриолет BMW, выставленный на дисплей прямо там, где идет игра. Нам фортуна предпочла не улыбаться, хотя мы и не сильно-то старались добиться ее расположения — ни денег, ни кабриолетов, ни других материальных коврижек нам на халяву так и не выпало, к чему мы, в общем-то, были готовы. Маркес писал, что деньги и мудрость приходят к нам тогда, когда они уже не нужны; удивительно красноречивым подтверждением высказыванию классика могут служить лица граждан, крупно выигравших в казино, которые достаточно интенсивно демонстрируют по местным телеканалам — как правило это лица людей немолодых по которым видно, что ментальная активность не является регулярной в их распорядке дня.

Нельзя не упомянуть про бесчисленные шоу, которые идут по вечерам в каждой гостинице. Шоу эти могут быть на любой вкус, выбирать есть из чего — это и комики разговорного жанра, и дрессировщики со своими питомцами, и конечно же шоу-герлс самого разного калибра. Мы ходили на шоу по названием "Legends", суть была в том, что исполнители, физически похожие на звезд, исполняли песни этих звезд, будучи одетыми и загримированными также как и эти звезды. Надо сказать, что уровень профессионализма меня немного потряс, я не думал, что это, что называется, tribute show, может быть организовано на таком высоком уровне. Оказалось, что шоу это весьма популярно — зал был битком, хотя дают его весьма часто — 2 раза за вечер(!).

Фотографировать и снимать на видеокамеру в зале категорически запрещено, видимо так берегуться секреты know-howJ. Пели и шутили (иногда даже остроумно) двойники Донны Саммерс, Гарта Брукса (звезда стиля кантри), Элвиса Пресли (ну как же в Вегасе и без Элвиса!), а также еще ряда неизвестным мне звезд прошлого (кто такой этот Либераччи и квартет "Four Tops" я до сих пор не знаю). Зрители были в основном те же пенсионеры, для которых, видимо, имена типа Либераччи не пустой звук. Элвис был хорош, и одна немолодая дама, видимо будучи в припадке юношеских реминесценций, бросилась на сцену и страстно поцеловала его, что Элвису, пареньку раза в два с половиной моложе этой дамы, очевидно понравилось. По бокам сцены стояли два больших видеодисплея, по которым крутили хронику реальных выступлений того или иного исполнителя — когда начал петь Элвис постоянно крутили кадры из теперь уже известного мне фильма "Viva Las Vegas!"; стыдно признаться, но не о существовании этого фильма, ни даже о том, что Элвис Пресли был также и кноактером я не имел ни малейшего представления. Загадочным образом посещение заурядного шоу в Вегасе восполнило лакуны в моем представлении о новейшей поп-культуре Запада.

Все проведенное в Вегасе время мы почти не спали, но судя по всему так и не увидели всего, что стоило посмотреть, более того, мы даже так и не высунули носа за пределы Стрипа. Везший нас в аэропорт разговорчивый поляк буквально бомбардировал меня вопросами, большую часть которых я даже не воспринимал.

— Ну, хорошо, а доволен ли ты жизнью в Вегасе? — спросил его я, чтобы прервать вереницу его вопросов.

— Очень доволен! Недорого, денег хватает, работы полно... Хочется правда в Варшаву иногда...

Смысл его слов дошел до меня, когда мы въехали из Блэйна в Вайт-Рок и уже без остановок помчались в Барнаби. Я был невыспавшимся, одуревшим от новых впечатлений и страшно радостный от того, что я наконец-то дома. Viva Las Vegas! Привет, Ванкувер!

 

© Анвар Амангулов, 2019


Количество просмотров: 19