Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Публицистика / Краеведение; нумизматика
© Беляков Ю.П., 2017. Все права защищены
Произведение публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 28 сентября 2017 года

Юрий Павлович БЕЛЯКОВ

Легенда о Джин-Джигене

В кыргызских селеньях, айылах, шаарах
    Память о прошлом живёт,
    И вот какую легенду о джиннах
    Хранит кыргызский народ.

 

Джинн-Джиген = старое название одной из шахт в г. Кызыл-Кыя; мифологический злой дух ада [(ар.) dzinn, (кырг.) жин – бес, злой дух, демон, джинн; многоликий дух огня в мусульманской мифологии + жиген (жик – щель, трещина, подземная пещера, штрек + кен, кан (ир.) – рудник, копи, прииск) = злой дух, живущий в рудничных щелях].

Джинн – это божественное существо, добрый или злой дух древнеарабской мифологии. Слово джинн происходит от арабского слова джанна – тайный, скрытый, потому что джинны невидимы для людей и выступают, как правило, в роли нечисти (нечистой силы) как черти и бесы в христианстве. (Двойное написание буквы «н» в слове «джинн» обусловлено необходимостью его отличия от слова «джин», означающего английский алкогольный напиток).

Первые упоминания о джиннах исследователи находят в мифологии древних семитских племён Аравии (но каких именно: ассирийцев, евреев или вавилонян остаётся неизвестным) за тысячелетия до рождения Магомета, населившей пустыню сонмами (сборищами) сверхъестественных существ. Некоторые исследователи приписывают эту честь индийцам; впрочем, среди древних открытий немного найдется таких, которые хоть кто-нибудь не приписал бы индийской цивилизации.

Согласно этим источникам это были языческие божества, могущественные и не очень, духи стихий – ветра, огня, земли и воды, духи предков. С возникновением ислама они были включены в Коран, как и все прочие божьи создания.

Само слово «джинн» полно тайн, чудес и изумлений, и вот поэтому оно привлекает интерес людей. Подробное изучение термина «джинн» в арабском языке раскрывает удивительное количество значений слова, которые прямо или косвенно относятся к нему. Существуют имена для джиннов как общие понятия, так и индивидуальные, в том числе и женская форма в виде «(ар.) джинни, джиннийа». Джинны имеют определенные отличительные особенности так же, как их среда. Общепринято, что существование джиннов является неотъемлемой частью религии с тех пор, как благородный Коран указал на существование созданий, называемых джиннами.

Джинны встречаются практически во всех фольклорных произведениях мусульманских стран, которые берут своё фактическое начало в эру Аббасидского халифата (750-945 гг.), где появилось современное понятие «джинн». Согласно арабской мифологии существует большое количество разного вида джиннов, но среди них наиболее главными являются: ифрит, гуль, силат и марид (малик).

Первыми среди них божественными существами, сотворёнными богом за несколько тысяч лет до появления человека из черного бездымного огня, не воспринимаемого ни одним из 5 основных чувств человека, были джинны-ифриты [(турц.) ifrit cатана, глава злых духов, воплощение злого начала; (др.,ев.) satan, сатан – противодействующий;  слуги сатаны,  самые могущественные и отличающиеся особой злобностью и безобразной наружностью джинны, повелевающие огнём].

Джинны-ифриты живут сами по себе  и имеют свой особый характер и отличительные черты, которые обычно остаются скрытыми от человечества. Они наделены разумом, свободно перемещаются в пространстве, могут принимать различные формы и обладают многими сверхъестественными способностями. По своему желанию они легко становятся невидимыми и в любой момент могут исчезнуть, растворившись в воздухе или в воде, или проникнуть сквозь прочную стену или другую преграду.

По своим физиологическим особенностям джинны-ифриты близки к людям, но в отличие от них подпитываются космической энергией, которая также является создателем ауры вокруг тела джиннов и позволяет им видеть друг друга [(гр.) αυρα – веяние; сияние вокруг головы и всего тела человека]. Джинны разговаривают друг с другом, только на каком языке неизвестно (скорее всего, на арабском). Для них не существует языкового барьера, ибо они понимают саму суть и смысл. Они создают семьи, у них рождаются дети. Также как и люди они спят, испытывают эмоции. Как и люди, эти существа делятся на добрых и злых и умирают, когда приходит их срок.

В народных верованиях и мифологиях считается, что первичным местом обитания джиннов-ифритов были природные подземные пустоты: подземелья, полости, пещеры, мрачные подземные тоннели, а позднее заброшенные шахтные разработки: штреки, штольни, шурфы.

В кыргызский фольклор джинны попали после завоевания Средней Азии арабами и с внедрением там ислама. В эпосе «Манас» говорится, что первичным местожительством джиннов-ифритов были горы Көйкап [(ир., ар.) kuh-e qaaf – горы, окружающие по краям землю; (перен.) край света], расположенные на самом юго-востоке Кыргызстана и являющиеся частью Какшаалской горной системы, там где берёт исток река Сары-Жаз. Вершина самой массивной и высокой горы была очень крутой, с  отвесными склонами, изрезанными трещинами и ущельями. Именно здесь находились многочисленные подземные пустоты, пещеры, тоннели, карсты, связанные между собой подземными проходами и тоннелями, в которых расселялись джинны, по мере роста их числа. В этих же районах находились многочисленные древние горнорудные промыслы и разработки, которые также позднее облюбовали джинны-ифриты.

Джинн-Джигены – это особый тип джиннов-ифритов, живущих под землёй. Они обладают огромной силой и несравнимы с людьми по силе, мощи, скоростям, возможностям и продолжительности жизни и поэтому являются самыми опасными злыми существами. Обычно они не видимы для человека, но при желании обладают способностью приобретать любой вид. Вначале они являются в виде прозрачных облаков или огромных смутно очерченных столбов; затем их тела уплотняются, и их форма становится видимой, приобретая облик человека либо какого-либо животного. Порой они достигают гигантских размеров.

Переселяются джинны на новое место жительства и перемещаются по обжитой территории, приобретая форму птиц и других животных. Также считается, что они могут телепортироваться [телепорта́ция (гр.) tёle – далеко и (лат.) portare – нести = мгновенное перемещение предмета или человека на любое расстояние, при котором он исчезает из начальной точки и появляется в конечной] на любые расстояния.

Другим местом обитания джиннов-ифритов на территории Кыргызстана являются подземные полости: подземелья, пещеры, карсты и прочие образования, преимущественно расположенные в горных районах.

Согласно местным поверьям одним из таких мест на территории Кыргызстана является  самая крупная, самая легендарная и самая таинственная подземная карстовая пещера Кан-и-Гут [местное название Заук-Кур  (заук – древнесабейское слово + кур – шумер., букв.  гора, горная страна, чужеземная враждебная страна, в шумеро-аккадской мифологии одно из названий подземного мира)] – расположенная на высоте 1600 м на южном склоне отрога Жаман-Чул, в 18 км к западу от кишлака Самаркандык в урочище Шадымир горного массива  Сары-Тоо в Баткенской области. В настоящее время – изрядно подряхлевшая пещера,  исковерканная искусственными выработками в виде штреков, штолен и шахт, частично разрушенная вследствие подземных толчков, довольно опасная для посещения и пребывающая в настоящее время в полу-забвении.

Первые сведения о Кан-и-Гуте имеются в трудах средневекового персидского учёного Абу Али ибн Сины (Авиценны). Он писал: «Мудрецы сокрыли всё золото и украшения мира в разных местах, и завладеть ими нелегко. Так, например, в стране Мавераннахра есть город, лежащий среди гор, по имени Исфара. В его области есть место, именуемое Гут. Мудрецы оставили сокровища в том месте и наложили на них заклятье. Описаниям и рассказам об этом нет числа».

На приведённом общем виде пещерно-рудничного комплекса Кан-и-Гут изображены: под скальным массивом – главный вход, ниже – вход в штольню; воронка в нижнем левом углу – шахтный ствол глубиной 60 м. На сегодняшний день известная протяжённость пещеры составляет около 6000 м, а общая длина с ответвлениями до 30 км.

Расцвета своей известности пещера Кан-и-Гут достигла в X-XI веках, когда стала центром добычи серебра и других ископаемых. Постепенно выработанное месторождение опустело, было забыто. Осталось лишь подземелье, которое стали называть Кан-и-Гут – (ар.) рудник погибели, рудник исчезновения. Такое название легенды связывают с правлением кокандского хана Худояра, при котором осужденных на казнь спускали в эту пещеру на поиски сокровищ и для добычи серебра. Все они должны были погибнуть в лабиринтах многочисленных подземных пространств или добраться до спрятанных в их глубинах сокровищ. Если они возвращались без каких-либо новых данных о месте расположения кладов, их убивали или отправляли снова в подземное царство. Страх перед смертью и новыми испытаниями заставлял несчастных придумывать самые невероятные истории, которые рассказывались ими по возвращению. Вероятно, так появились истории о джиннах-ифритах; о спящем верблюде, у которого глаза из драгоценных камней; о бриллиантовом озере; о пауке-страшилище; о зелёном растении;  о серебряных кирпичах, из которых сложены подземные ограды; о страшных дивах, стерегущих сказочные подземные сокровища. Истории обрастали красочными оттенками, все больше и больше возбуждая интерес и желания добыть сказочные сокровища Мавераннахра (исторической области в Средней Азии).

По словам исследователей пещер подземного комплекса Кан-и-Гут такие пещеры защищены неведомыми силами, за невидимой границей рука человека как бы теряет вес, а его самого охватывает тревога. По рассказам местных жителей в пещере часто  слышится в ветряной ночи поступь неведомых  рудокопов, стоны гибнущих в подземных пропастях рабов, безумные крики одиночек-кладоискателей, заблудившихся в бесчисленных переплетениях узких лазов. «Долгое пребывание в пещере, – со слов русского исследователя П.С. Назарова, – вызывает странное ощущение, и при выходе люди очень бледнеют». В пещере, по словам чабанов, скрыто немало сокровищ, но их охраняет волшебная сила, губящая смельчаков, пускающихся на поиски клада. Отсюда  легенды о джиннах-ифритах и страшных дивах,  стерегущих эти сокровища.

Третьим наиболее массовым поселением джиннов-джигенов являются шахты действующих и заброшенных рудников. Ша́хта (нем.Schacht – промышленное предприятие, осуществляющее добычу полезных ископаемых с помощью системы подземных горных выработок – искусственных полостей, сделанных в недрах земли или на поверхности. Глубины угольных шахт доходят до отметок 1,3-1,5 км, рудных – до 4 км.

На территории Кыргызстана существовали и существуют рудники Сүлүктү, Кан, Хайдаркен, Кызыл-Кыя, Таш-Көмүр, Көк-Жангак, Жыргалан, Ак-Түз, Кажы-Сай и другие с большим количеством заброшенных шахт, штолен, штреков, шурфов, тоннелей, а также  множество подземных пустот, пещер, карстов, обусловленных географией территории страны, где могут обитать джинны-джигены, и эта часть территории может быть местом отрицательной силы и источником отрицательной энергии.

Джинны – телепаты и великие мастера иллюзий, которые они могут насылать человеку, как в бодром, так и в сонном состоянии [телепа́тия (др.-гр.) тёле – далеко, вдали  + pathos – чувство = не имеющая надёжных экспериментальных доказательств предположительная способность мозга передавать мысли, образы, чувства и неосознаваемое состояние другому мозгу или организму на расстоянии, либо принимать их от него, без использования каких бы то ни было известных средств коммуникации или манипуляции]. Джинны являются источниками отрицательной энергии, поэтому в тех местах, где живут джинны, эта энергия концентрируется и угнетающе действует на человека. Поэтому и места, где живут джинны, также излучают отрицательную энергию. Такие места называются “местами силы” [(анг.) place of  power] и представляют собой географические зоны, иногда большие, иногда маленькие, в которых сконцентрирована либо положительная, либо отрицательная энергия. Природа в этих местах часто бывает видоизмененной и отличается от типичной природы данной местности. В таких местах периодически происходят неординарные случаи, объяснение котором ученые найти не могут. А длительное пребывание человека в таких местах приводит к различным галлюцинациям и последующему заболеванию с возникновением чувства тоски, хандры, депрессии, неверия в свои силы.

Такие места называются «сильными» и  относятся к категории святых или сакральных [(лат.) sacri – священный)]. Обычно они чаще всего распологаются в районах заброшенных шахт, развалин, засыпанных оврагов, свалок, строений, стоящих на ме­сте снесенного кладбища и в тому подобных зонах.  В местах силы часто происходят различные аномальные явления, связанные с выходом энергии из Земли.

 

© Беляков Ю.П., 2017

 


Количество просмотров: 195