Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Научные публикации, История / Научные публикации, Этнография, этнология
© Чоро Тукембаев, 2017. Все права защищены
Произведение публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 18 сентября 2017 года

Чоро Абдылдаевич ТУКЕМБАЕВ

Возрождение Арианы

Публикуется по книге: Чоро Тукембаев. Возрождение Арианы. Б., 2017.

УДК 9:8:39

 

 

 

Не в моего ты Бога верила,

Россия, родина моя!

Ты как колдунья дали мерила,

И был как пасынок твой я.   

Сергей Есенин, 1916

 

Аркаим в виде града-крепости с астрономической обсерваторией венчает центр андроновской цивилизации в Стране городов. Название отвечает тюркскому топониму – сопке Аркаим. Города стоят в междуречье Урал – Тобол на водоразделе Каспийского и Иртыш-Обского бассейнов; на южной границе Аландское и Берсуат; за Орском на юг тянется пустыня к Аральскому морю. Здесь Уральский хребет спадает в Мугоджары, где берут начало реки Орь, Иргиз и Эмба, а Мугоджары сходят к Аралу.

На настоящий момент не установлено исконное название столицы городов, кто ее сжег, а версии пожара противоречивы. Возникает вопрос: какое имя град-крепость получил 4000 лет назад? Имел ли северный град уникальное название, как Афины или Вавилон на юге, остается загадкой. Историки данный вопрос не затрагивают [1] [2].

Цель работы – установление исконного названия Аркаима и локализация Арианы по древним рукописям в эпоху бронзы и железа.

Андроновская цивилизация более 4000 лет назад основана носителям R1a1 M17/M198 (далее M17-198), в чем удостоверяют ископаемые Y-ДНК Минусинска, Аркаима и таримских мумий. Поэтому следует локализовать Ариану и выяснить: был ли Аркаим известен в эпоху ранней античности и его название 2500 лет назад. Будем исходить из версии, что город сожжен, а если найдем: когда и кто сжег Аркаим, то установим причину пожара и его исконное название.

На новые технологии в смене эпох впервые обратил внимание Г. Чайльд [3]. Ранний железный век в различных регионах планеты освящен в [4]. Переход от эпохи бронзы к эпохе железа в Северной Евразии дан Л. Коряковой [5], но упущен в [1], [2], поэтому причиной считаем застой Страны городов в эпохе бронзы. Такое изучение позволит установить создателей новых технологий и их распространение по планете. Методом исследования является борьба противоречий.

 

Введение

История и археология требуют, чтобы для каждой гаплогруппы было найдено убежище (refugium) в последнем оледенении 10800–9700 лет до н.э., где гаплогруппа спаслась от ледника и начала распространяться в неолите. Убежище R1b1 – север Ближнего Востока, а убежище R1a1 – Фергана, где субтропический климат существует с палеолита. Экспансию этих индоевропейских гаплогрупп из своих убежищ изучим для Евразии. Гаплогруппы несут в себе азиатские мутации с прародины, которые при расчете дают большой возраст. Для азиатских Y-ДНК, возраст меньше, так как остались на прародине. Генетический код R1a1 M17-198 определяет народы Северной Евразии с возрастом 4000 лет, что позволит локализовать Ариану и установить исконное название Аркаима.

ДНК-генеалогия не удовлетворяет эргодической гипотезе, так как в ней множество данных по времени заменяют множеством по пространству. В ДНК-генеалогии все делают наоборот: данные, собранные в настоящий момент, например, о народах R1a1 M17-198, считают такими, будто они собраны на протяжении 4000 лет. Поэтому необходимо найти убежище гаплогруппы в ледниковый период 12 тысяч лет назад и подтвердить промежуточные даты фактами археологии, лингвистики и т.д., так как история требует сбора доказательств из разных наук в совокупности.

Возраст народа вычисляют по мутациям. Считается что, чем больше мутаций, тем больше возраст народа и дальше ушел из убежища. Однако, для любого народа, как бы далеко он не ушел из убежища, отсчет времени начинается из убежища и не может быть больше, чем у народа, все это время проживавшего в убежище. Большее число мутаций означает, что народ побывал в большем количестве войн и испытал больше мытарств из-за скитаний по белу свету, относительно другого народа за один и тот же промежуток времени. Например, к настоящему моменту возраст одного народа 2500 лет, другого – 4000 лет, а у совокупности – 11 тысяч лет. Общий возраст 11 тысяч лет – это ареал совокупности, где возраст народа дает момент его выхода из убежища, например, из-за перенаселенности, участия в войнах, а потому возраст не играет роли старшего брата. Кроме того, эргодическая гипотеза определяет сходимость по вероятности при большом числе данных. В ДНК-генеалогии хотят решить обратную задачу, например, метод динамического программирования Беллмана: по пространственному набору данных в настоящий момент времени хотят определить мифического предка в глубине веков. Такие задачи ДНК-генеалогия решать не умеет, а потому гипотеза основателя-предка является фикцией, иллюзией, не имеющей базы.

Босфор образовался 7600 лет назад [6], а до того перешеек соединял Европу с Азией, поэтому в каменном веке Черное море было замкнутым морем. Уровень моря был ниже нынешнего на 150 метров, а потому с Керченского пролива низвергался великолепный водопад в красочных цветах лучей отраженного солнца. Значит, с начала неолита до 5600 г. до н.э. люди перемещались по перешейку в Европу и обратно в Азию, а тот, кто командовал на перешейке, был царем царей. Перешеек между этими двумя континентами был типа Панамского или Суэцкого перешейков на месте Мраморного моря, так сказать, Мраморный перешеек.

После прорыва вод Средиземного моря через Босфор наступил бронзовый век в 5500 г. до н.э., поэтому Европа отделилась от Азии вместе с гаплогруппами, так как образовалась водная граница между двумя континентами – Геллеспонт, а потому Дарданеллы и Босфор – часть Геллеспонта, как и Керченский пролив. Гаплогруппе R1b1 пришлось идти в Европу в обход через Кавказ и Среднюю Азию. До и после прорыва Босфора Европу называли Энеидой. Ее называли Энеидой, согласно в «Энеиде» Вергилия, до 29-19 г. до н.э. Название Европа появляется для малой части прибрежной Греции позже 1300 г. до н.э. в связи с первым приходом ахейцев. Царем миграций из континента в континент был царь дарданов Эней, этноним которых принят для пролива Дарданеллы. В Троянской войне энеады (энейцы) защищали Трою от ахейцев на своей прародине R1b1.

Изучение прошлого актуально, поскольку прошедшие события повторяются на новом витке спирали, проецируются на настоящее время. Многие персоны прошлого узнаваемы в нынешних деятелях политики, будто вынырнули из глубины веков. Ничего странного, человечество прошло сквозь череду войн, а на войне все методы хороши, лишь бы цель оправдала средства. Эти методы стары, как мир, поэтому на каждом новом витке развития народа события повторяются и политиков ловят теми же способами, что и в прошлом, поскольку человечество не придумало ничего нового в сотворении зла.

 

В раннем средневековье

Для связи времен обратимся к середине 1-го тысячелетия. В раннем средневековье китайские источники выделяли Гэлолу (Гэлу) – 葛邏祿, как европейцев на Западном (Рудном) Алтае, Иртыше. Гэлолу делилось на три крыла. Правое крыло Та-ши-ли – 踏實力 говорит о практической силе: -поступь, -реальный, -сила. В степи на запад от Гэлолу к Волге и от Рудного Алтая на восток жили тюрки, которые боялись Гелолу. Затем Гелолу подались на юг в Тянь-Шань [7, c. 347], где назывались Гэлу. С китайского Тянь-Шань – Небесные (Белые) горы. О языке Гелолу в источниках не сказано, но на востоке от них жили хакасы на Среднем Енисее, которые говорили на языке уйгуров [там же, c. 353].

Этноним Та-ши-ли объясняет русский язык: тащить волоком по порогам, водоразделам, чем отвечает смыслу иероглифов 踏實力, а в киргизском языке – глагол ташы— [8, c. 716]. В славянских языках есть только глагол таскать. Следовательно, китайцы практически точно выразили на своем языке суть русского слова, что подтверждает киргизский язык. Кыргызы называют русских, по-старославянски, орус – светлые волосы, где ор – свет, ус – луч. Другие тюркоязычные народы называют русских урусами, подразумевая драку. Россы упоминаются Иорданом в связи с племенем росомонов. Двоякое прочтение сирийского начертания народа богатырей: рос, по-гречески и рус, по-персидски в V веке обязано носителям греческой и древнеиранской культур. в частности, сарматов, аланов, где россы именуются антами [9]. Однако продвижение древнеиранских племен происходило не только через Дербент (Каспийские врата), но из Уральских степей. В этнониме роксолан -окс— указывает на происхождение с берега реки Окс – Амударьи. Поэтому вызывает интерес: откуда родом чудо-богатыри россы? Единственные в древности богатыри огромного, более чем двухметрового роста, андроновцы II тысячелетия до н.э., согласно ископаемым ДНК R1a1 в Минусинске, поэтому их приход на Русскую равнину исследуем вкупе с сарматами, аланами, аорсами.

Китайские источники упоминают европейский народ жун в 1123-254 гг. до н.э., обитавший во времена империи Чжоу на ее северных и северо-западных границах. Сыма Цянь называет кочевников Центральной Азии в VII-VI вв. до н.э. жунами и ди [10]. Поскольку жунов, как европейцев, историки изучают в связи с монголоидами, то в китайских источниках европейцев и азиатов различали, соответственно по мягким и жестким волосам, так как волосы народов Азии жесткие. Белокурые динлины, очевидно, имели мягкие волосы. Этимологически данный расовый признак выражен тем, что тюрки уничижительно называют народ с мягким волосом на голове жунбашами: жун – волос, баш – голова [8, c. 274, c. 118]. Напротив, твердоголовость выражается в форме: катуубаш, где катуу – жесткий, твердый [там же, c. 360], поэтому различие на катуубаш и жунбаш не фигурируют в словарях и было проигнорировано историками в изучении народов. Генетическая принадлежность голубого цвета глаз и мягких волос одной расе позволяет корректно отнестись к разделению народов по расовому признаку и идентифицировать народы Азии. 

Таким образом, этноним жун согласуется с жунбаш и относится к русоволосому народу, а потому становится ключевым в изучении народов Евразии, так как генетически связан с голубым цветом глаз русоволосых людей. Это дополняется тем, что горные жуны, учжуны в составе северных жунов подразделяются на три крыла – учжун, так как, по-тюркски,  уч – три, но такое деление отмечается у Гэлолу, а гунны делились на два крыла. К тому же, Гэлолу в связи с горными жунами, как жителями гор, в силу того, что их обитель Урал, Западный Алтай и Тянь-Шань, которые Великий шелковый путь связывает через Урумчи и Ганьсу с Китаем. Поэтому генетика дает новые пути решения динлинской проблемы [10].

Германо-скандинавские глаголы dra (швед.), drag (норв., дат., англ.) не раскрывают смысла китайских иероглифов Та-ши-ли. В исландском языке прослеживается связь: draga произносится драга, но раоро переходит в дорогу на русском языке, а древние исландцы – признанные во всем мире мореплаватели. Значит, Та-ши-ли твердой поступью на своем крыле силой тащили по девственным землям, волоком на разливах рек. Их корни в древнем Урале, междуречье Иртыш-Обь – обители Гэлолу, а на западном направлении Та-ши-ли тащили на ладьях в Америку в IX веке.

География Саян и Алтая принудила хакасов воевать на восточном направлении. Выставляли 80000 воинов; в конце своего пути в Монголии вытеснили в 840 году уйгурскую орду в Китай. Императору У-цзуну (840-846 гг.) пришлось воевать против уйгур в 840-843 гг. В решающей битве генерал Лю Мян уничтожил 10 тысяч уйгуров, столько же пленил, поэтому место битвы названо «Гора убитых гуннов» – Шахушан, а потому У-цзун охладел к хакасам. Затем император искоренил господствующую религию уйгуров – манихейство и буддизм. В дальнейшем хакасов в Кашгаре ассимилировали, поэтому называли киргизами, согласно языку уйгур, а уйгуры от роду R1b1. Ныне в Хакасии проживает 64 тысячи хакасов, меньше былого войска.

Хакасы споткнулись в начале своего пути в эпоху империи Тан. Они впервые послали сылифу (вождя) в Китай, спустя 20 лет после вождей Байегу, Тунло, Бугу и Хусйе. Сылифа Шибокюй Ачжань явился ко Двору в 648 г. Император Тай-цзун, угощая вождя, сделал замечание: «в прошлое время на мосту Вэй-хе отрубили головы трем тукюесцам (тюркам), хваставшихся многими победами. Сейчас вождь за столом, кажется, не владеет собой (напился)». Пьяный сылифа изъявил желание держать Ху-бань: быть рабом [7, c. 355]. За это вождю жаловали воинский чин и Гянь-Гунь, подчиненную губернатору Янь-Жаня. Подобострастие тоже было вознаграждено императором. Тай-цзун переименовал Хягас в Гянь-Гунь, что дословно означает земли енисейских гуннов, так как Гянь, по-китайски, Енисей, а гуннами китайцы называли не кыргызов, а уйгур, как явно следует из «Горы убитых гуннов». Так император Тай-цзун превратил Хягас в земли енисейских гуннов, каковыми они были до V-VI века, когда динлины жили в Западной Сибири, а гунны – на восточной стороне Алтая на среднем течении реки Енисей [11, c. 239].

Из «Писем китайского императора» [12] стало ясно, чем вызвана ошибочная точка зрения: хакасы – потомки кыргызов [13, c. 265]. Оказалось, что хакасы относятся к одному из родов левого крыла, а рядом только Гелолу, делящаяся на три крыла. Значит, хакасы принадлежат левому крылу Гэлолу. Тогда понятно, кем обусловлен европейский облик древних хакасов – енисейских кыргызов и почему хакас – белый ас, что подтверждают в [7, c. 355], [14] близкими связями енисейских кыргызов с карлуками для ведения войн против извечных врагов – уйгуров. Тем более, Хягас всегда была в дружественных связях с Даши, Туфанью (Тибет) и Гэлолу. Из-за уйгурских грабежей тибетские купцы поручали Гэлолу сопровождать караваны в Хягас [7, c. 355]. Это означает, что караваны с Тибета шли через Кашгар в Давань (Фергану) и в обход Монголии через Иссык-Куль, где обитали Гелолу, добирались на Западный Алтай, где перепоручали иртышским Гелолу, а оттуда в Хакасию.

Предками кыргызов были динлины (II в. до н.э. – V в. н.э.) [11, c. 239], которые, затем, известны, как Гелолу, из которых левым крылом выделились хакасы. Этноним кыргыз появился после V века, когда часть динлинов завоевала Гянь-Гунь – енисейских гуннов, а потому стала говорить на языке матери, т.е. на языке турок, уйгур, который для них является языком отцов. Кыргызы называют материнское крыло ичкилик, а оно состоит из угро-финских племен N1c1 (N3 у кыргызов). В 1911 году Маннергейм, будучи полковником царской армии, прибыл к алайской царице Курманджан-датке, чтобы она показала путь из города Ош (Давань) в Кашгар (Каши) через Иркештам. Его интересовали киргизы, как финское племя, так как де Гобино зачислил киргизов к финнам.

Западная Гянь-Гунь между Балхашем и Тянь-Шанем принадлежала гуннам [там же].  Отсюда следует, что хакасы – это Гэлолу, говорящие на языке уйгуров, поэтому уйгуры называли их киргизами и Гэлу, когда брали под свою власть. Так случилось с Гэлу – восточными карлуками, т.е. теми Гелолу с Иртыша и Алтая, которые воевали на юге в Тянь-Шане [7, c. 377]. Западные карлуки оставались для турок Гелолу. Турки боялись их и считали извечными врагами по сравнению с подвластными Гэлу.

С религией Гумилев [13, c. 377] напутал. Уйгуры никогда не были христианами. Христианами были их враги – карлуки и кыргызы, которые в раннем средневековье основали города в Чуйской долине [15]. Об этом свидетельствует матрица для изготовления солидов VIII-IX вв. с крестом между ликами царя и царицы и на голове, что указывает на православную веру из Константинополя и Антиохии. Матрица найдена Л. Ведутовой под поддувалом печи в монетном дворе Ак-Бешима [16], [17]. В тексте Селенгинской надписи Гумилев не осознал принадлежность трех карлуков трем христианским святым [13, с. 83, c. 377-378], так как недооценил карлуков и киргизов, потерял духовно-генетическую связь и низвергнул киргизов в шаманизм [там же, c. 385]. При оценке текста выявил, что составитель надписи был христианином, поскольку применил в надписи сирийский календарь, но записал его в христианскую общину Уйгурского каганата, где государственной религией царило манихейство, так как поддался связям еврейских купцов-раданитов между Хазарией и Китаем накануне событий 752 г.

Так вот, последние два абзаца рунической «Большой надписи» эпитафии Кюль-тегину [18] гласят: 1) «от киргизского хана соорудителем гробницы и камня с надписью, украшенного резьбой, пришёл Чур-Тардуш-Ынанчу…»; 2) «Камень... столь много резчиков привели тойгуны и эльтеберы (?)». Таким образом, зодчим, ваятелем и составителем надписи оказался киргиз. В раннем средневековье Бишкек назывался Тарсакент: тарса – христианин, кент – город [8, cc.708, 373] с водопроводными трубами, разрушенных варварами в эпоху караханидов. Так как другие народы Азии не бельмесам в руническом письме, то эльтеберы привели резчиков камня – карлуков и киргизов. Поэтому восточные карлуки и киргизы, т.е. Гэлу под властью уйгур, во главе с киргизским зодчим поставили дату по сирийскому календарю. Правильнее по календарю Антиохии, т.е. по своей православной вере, где год начинается не с 1 октября, как ошибочно преподнесено в [13, c. 377], а с 1 сентября. Значит, уйгуры форсировали Иртыш не в августе, а в июле.

Для справки. Кюль-тегин умер в 731 г. В эпитафии записана его победа над каганом енисейских кыргызов Барсбеком в 710 г. Селенгинская надпись высечена рунами в честь Билге-хана, который скончался в 734 г. Премьер-министры Турции Р. Эрдоган и Монголии С. Баяра 5 октября 2010 года торжественно открыли дорогу, назвав ее именем Бильге-хана. После этого свершилась Таласская битва, в которой объединенное войско шведов, россов и асов победило в 751 году, но, главное, усилило Гэлолу на Тянь-Шане и лишило турок добычи руды и переработки в железо.

Старая Ладога была основана в 750 году шведами и россами для торговых связей с Китаем, т.е. Восточной империей (Austrríki) [17], ríki – империя. Хазарские хроники дают дату объединения шведов, россов и асов в 750 г. В «Саге об Инглингах» асы жили на Тянь-Шане [19], т.е. это карлуки и киргизы. Они были известны в Азии, как ахсы, асы – белые люди, что удостоверяет единый генетический код киргизов, русских и скандинавов. В 751 г. их объединенные войска нанесли решающий удар китайцам в Талаской битве, вступив в битву на стороне Аббасидов на пятый-шестой день, так как китайцы начали сдавать [17]. Аббасиды в 750 году сменили Омеядов, прославившихся беспредельной жестокостью в принуждении к исламу. Из-за поражения в битве Китай ослаб, а потому уйгуры восстали в 752 году. С этих пор, как свидетельствуют китайские хронисты, белокурых кыргызов сменил русоволосый, зеленоглазый народ, а синий флаг стал снизу красным в две полосы, как результат победы над империей Тан и освобождения древних арийских земель. Поэтому флаг России имеет глубокие корни в истории. 

В арабских и таджико-персидских источниках («Худуд-аль-Алам» – Пределы мира и «Шахнаме» Фирдоуси) Гэлолу называют харлук, харлуж, халлуж, на орхоно-енисейских памятниках – карлук [20], что отражено в «Слове о полку Игореве» мечами харлужными, т.е. это, так называемые, мечи викингов, изготовленные в Киризии. Среди народов Азии арабский историк и географ Аль-Масуди – арабский Геродот (896-956 гг.) отмечал карлуков, как приятных на облик, высоких ростом европейцев; о том же гласит «Худуд-аль-Алам». Этноним Гэлолу изменился на карлук после провозглашения Карла Великого императором Запада в 800 г.: карл+ук, ок – стрела, уук – копье, унина, так как арабы видели в карлуках единственных европейцев в Азии. Поэтому изучим Гэлолу (Гэлу), уходящих корнями, вероятно, к исконному названию Аркаима с учетом китайского выговора.

Итак, в раннем средневековье европейцы выделяются в тюркской среде обитания, говорят на языке этого социума и образуют союз племен, который на языке турок называется будун – budun [13, c. 60]. Это имело место не только с турками, но и с монголоидами, где внедренный народ общался на монгольском языке; в угро-финской среде на языках этой группы; так же было с иными народами Азии. Значит, внедренный народ образует внутри сформированного будуна новый язык, вызывая различия в языках турок, угро-финнов, монголов и т.д. на русский лад. Кто же эти внедренцы? Заметим, что смысл слова бодун сходится к смыслу слова будун тем, что выражает бодающегося тура-быка.

 

Язык – мой друг или враг?

Вся история человечества прошла сквозь сплошную цепь войн, т.е. через грабежи, убийства и насилия, в результате многие народы исчезли. На заре человечества самцы племени А грабили и убивали самцов племени Б, и насиловали покоренных самок Б. Победоносные самцы-А пожинают лавры, а самки-Б, хранительницы очага, рожают и нянчат детенышей-БА. Очевидно, она учит дитя приспособиться к окружающей среде, согласно своим навыкам, обычаям и традициям на языке уничтоженного племени-Б. Растет поколение БА, говорящее на языке матери-Б, но язык-Б для их мужей-А – это язык врагов. Подрастающих мальчишек для выживания требуется учить преодолевать трудности, бороться, сражаться, чего не смогут женщины покоренного племени. Это могут дать только их отцы-А, а они привьют навыки воинов на языке победителей – А и выбьют мамкины пирожки Б, конечно, если А доминирует, а Б – подчиненная…

 

(ВНИМАНИЕ! Выше приведено начало книги)

Скачать полный текст в формате MS Word

 

© Чоро Тукембаев, 2017

 


Количество просмотров: 203