Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Драматургия и киносценарии, Киносценарии
© Дмитрий Хроменков, 2016. Все права защищены
Произведение публикуется с разрешения автора и ОО "Юнона ПроМедиа"
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 4 июля 2016 года

Дмитрий Иванович ХРОМЕНКОВ

Вильма

Киноповесть

 

Сценарий художественного фильма. Автор является победителем конкурса молодых сценаристов «Бай Терек Азия».

 

1.

Жоомарта в селе не любили. Не проходило ни одного дня, чтобы на него кто-нибудь не пожаловался. То он отберет и сломает у школьников велосипед, то столкнет в арык, играющих возле него детей, то порвет у одноклассницы тетрадь.

Его прощали и жалели, так как он был круглый сирота. Когда-то, его родители не смогли преодолеть пагубной привычки, и потому, рано ушли из жизни. Дедушка умер, когда ему исполнилось семь лет.

Все это время, его воспитывала бабушка. Она баловала единственного внука, как могла, и результат не заставил себя ждать.

Жоомарт вырос настоящим тираном. Любой отказ, вызывал в нем приступы необузданного гнева. Поэтому друзей у него не было. Мальчишки его недолюбливали, а девочки обходили стороной.

Единственное существо, которому он ни разу не нагрубил, была его одноклассница Бермет. За все годы учебы, он ни разу не дернул ее за косу и не разрисовал ее тетрадь.

Как любая женщина, она чувствовала особое отношение к себе. Но, на всякий случай, старалась реже попадаться ему на глаза.

К тому же, отцу Бермет принадлежала сельская мельница, и его дочь считалась завидной невестой. Поэтому, кандидатура Жоомарта, в качестве поклонника и будущего жениха, никогда не рассматривалась.

Еще в Жоомарте явно проявлялись качества садиста – он любил мучать животных. Количество разоренных птичьих гнезд, разодранных бабочек и стрекоз, замученных котят, трудно было назвать.

При этом, в деле выслеживания и истребления жертвы, он проявлял настоящую изобретательность. Никакие воспитательные беседы не приносили своего результата. Все махнули на него рукой, решив, что он плохо кончит. Видимо, испорченные гены давали о себе знать.

Только бабушка, тяжело вдыхая, и глядя на него слезящимися глазами, гладила иногда его непутевую голову. В глубине души она надеялась, что Жоомарт с возрастом перебеситься и станет как все. Каждый вечер, перед сном, она молилась и просила Аллаха, чтобы он вразумил ее неразумного внука.

 

2.

Последний случай вывел односельчан из себя.

На самой окраине села, прямо под горой, стоял старый и покосившийся дом. Почти пятьдесят лет в нем прожил Талайбек байке. Осенью его жена умерла. А весной, не выдержав одиночества, и он отправился вслед за ней.

Их единственный сын, уже более десяти лет назад уехал на заработки. Так и пропал где-то на просторах необъятной России. Старый дом ждала участь быть снесенным новыми хозяевами, если сын Талайбека в ближайшее время не вернется.

А пока, сад и двор зарастали сорняками. Где-то там жила собака старика, беспородная рыжая Вильма. Односельчане подкармливали ее, и даже пытались забрать к себе домой. Но собака каждый раз возвращалась назад.

Ее то, и избрал своей следующей жертвой неугомонный Жоомарт. Он хорошо запомнил, как она несколько раз мешала ему обчистить сад старика.

Последнее время Вильма ходила с трудом – она ждала щенков.

Когда, наконец, постройневшая собака появилась на улице, он устроил за ней настоящую слежку.

Через несколько дней, он нашел место, где она пряталась. Собака пыталась защитить свое потомство. Но Жоомарт отогнал ее большой сучковатой палкой. Пока он складывал, еще слепых щенков в мешок, она смотрела на него с тоской и жалобно поскуливала.

Затем, подросток бросил мешок в речку, протекающую за селом. Собака долго металась по берегу. Потом до вечера сидела напротив этого места, тихо поскуливая. Еще несколько дней она приходила сюда в надежде найти своих детенышей.

Нашлись свидетели, которые видели это. После этого многие просто возненавидели Жоомарта, посылая на его голову проклятия.

 

3.

А потом пришла засуха. Больше месяца не было ни одного дождя. И речка совсем обмелела, превратившись в узкий ручей. Южное солнце нежадно сжигало сады и посевы.

Затем начались дожди. Они шли больше двух недель, почти не прекращаясь. Река разлилась, и затопила ближайшие строения.

И наконец, пошел град с куриное яйцо, который добил то, что не смогла уничтожить засуха.

Аксакалы, скорбно качая головами, говорили:

– Не иначе Аллах разгневался на наше село.

При этом все понимали, в чей огород был брошен камень.

Поэтому, когда Жоомарт пропал, многие вздохнули с облегчением. Через день позвонили участковому в соседнее село. Он организовал поиск, который ничего не дал.

Только бабушка подростка была безутешна. Видели, как она, опираясь на палку, бродила в окрестностях села. Поднималась на ближайшие горки и вглядывалась вдаль.

Через три дня Жоомарта нашли. Его привезли в районную больницу всего поцарапанного, с сильным сотрясением мозга и обезвоживанием, с вывихом ступни и многочисленными гематомами.

Его нашел егерь. Он же рассказал странную историю.

Ночью его разбудил какой-то шум. Как будто кто-то скребся в его дверь. Своих собак он закрывал на ночь в будку – чтобы не убежали в лес и не достались волкам на обед.

Сначала, он посветил фонариком в окно, но ничего не мог рассмотреть. Прислушался. Из-за двери раздалось негромкое поскуливание, а затем собачий лай. Приоткрыв узкую щель, он увидел рыжую собачью морду. Испугавшись, что она может оказаться бешенной, он закрыл дверь.

Когда он утром вышел из дома, собака лежала на пригорке и не сводила с него глаз. Она поднялась и завиляла хвостом.

Потом с лаем побежала в сторону гор, но вскоре вернулась.

Егерь на всякий случай держал в руке черенок от лопаты.

Собака его явно куда-то звала. Может с кем-то случилась беда?

Взяв рацию и небольшой запас воды и продуктов, мужчина взобрался на коня. Собака все поняла. Радостно лая, она побежала вперед.

Выгоревшие поля, сменили кусты шиповника и дикой смородины, а затем пошли заросли арчи. Продираясь сквозь них, егерь въехал в ущелье. Собака остановилась.

Всадник прислушался. Послышался стон. Мужчина спустился с коня и стал осторожно пробираться вперед.

На дне глубокого оврага он увидел тело подростка. Егерь сразу догадался, что это тот самый ребенок, о котором ему говорил участковый.

Одежда на нем была порвана. Волосы на голове слиплись от крови. Привязав к толстой сосне крепкую веревку, егерь спустился в расщелину.

Подросток с трудом открыл глаза. Его клонило в сон. Обтерев его лицо влажным платком, мужчина спросил:

– Ты можешь встать?

Придерживая его за плечи, он помог ему сесть. Тот вскрикнул от боли:

– Нога… Больно.

Потом жадно припал в фляжке с водой. Постепенно он стал приходить в себя. Егерь позвонил напарнику и попросил подмогу.

Вот так Жоомарт и оказался в районной больнице. Домой его не отпустили, так как он был слаб, и требовалось дополнительное обследование.

 

4.

В тот день Жоомарт решил поохотиться на перепелов. Никого не предупредив, он отправился в горы. Расставил силки и разложил приманку, а сам прилег отдохнуть  под высокой сосной.

Проснувшись, он пошел проверить силки. В одном из них, уже бился молодой перепел. Довольный Жоомарт вытащил его и связал ему лапки тонкой прочной веревкой.

Но перепел не собирался так просто прощаться с жизнью. Он отчаянно забил крыльями и с их помощью попытался скрыться в зарослях шиповника. Мальчишка погнался за ним.

Он не заметил за кустами резкий обрыв. Несколько секунд подросток балансировал на его краю, а затем сорвался вниз.

Когда Жоомарт очнулся, солнце уже начало заходить за горизонт. У него сильно болела голова. Дотронувшись до нее рукой, он почувствовал что-то мокрое. И хотя, все плыло перед его глазами, он разглядел, что рука у него в крови.

Жоомарт с трудом сел, затем осмотрелся. И сразу понял – выбраться отсюда самому не получится. В этой ловушке он провел три дня. Еще сильнее боли, его мучила жажда, а по ночам сильный холод. Он пробовал кричать, но его не услышали.

Когда уже третьи сутки подходили к концу и начало темнеть, он стал прощаться с жизнью. Он физически ощущал, как последние силы оставляют его. Ему вдруг стало все безразлично, и он закрыл глаза.

Его окружал странный свет. Силуэт женщины в светящихся одеждах приближался к нему. Ее лица не видно, но он знает, что она его любит. Ее любовь окутывает его со всех сторон, словно теплое одеяло. В бреду он шепчет:

– Мама. Я же знаю, что это ты. Я хочу к тебе.

– Еще рано.

– Я не хочу обратно. Здесь хорошо. Там меня никто не любит.

– Теперь будет все по-другому. И ты сам будешь другой.

Женщина удаляется, а он тянет к ней руки, но не может сдвинуться с места.

Жоомарта разбудил какой-то шорох. Со всех сторон его окружал плотный сумрак. Даже звезд на небе было не видно.

А вдруг это волки? А он не сможет даже защитить себя.

Слышится поскуливание, а затем потявкивание.

Лиса? Собака?  Слишком далеко он ушел от жилья.

Наконец, сумрак и утренний туман начинает рассеиваться.  На краю обрыва появилась рыжая собачья морда.

Жоомарт не мог поверить своим глазам. Неужели собака пришла для того, чтобы увидеть его конец? Неужели его короткая и такая никчемная жизнь закончится на дне этого грязного оврага?

Но ведь он ничего хорошего не видел и ничего хорошего еще не сделал. Он умрет, и никто не вспомнит его добрым словом, никто не пожалеет.

Волна отчаянья и раскаяния накрыла его с головой. Если бы можно было открутить время назад.

– О, Аллах! Мама! Ангелы! Если вы есть. Простите меня за все зло, которое я причинил. Клянусь, если меня спасут, я больше никому не причиню боль. И если я нарушу клятву, пусть силы небесные меня покарают, и я буду вечно гореть в аду.

Слезы, градом покатились по лицу Жоомарта, оставляя на нем грязные разводы.

 

5.

Празднично одетый Жоомат нес на металлическом подносе большой кусок баранины. Его бабушка едва успевала за ним. Старик, пасший баранов на склоне ближайшей горы, с удивлением наблюдал за странной делегацией.

Подойдя к заброшенному дому, они вошли в незапертую калитку. Оглядевшись по сторонам, Жоомарт начал негромко звать:

– Вильма! Вильма! Ты где?

Никто не отозвался и не вышел. Тогда подросток поставил поднос с мясом на землю в центре двора. А сам отошел на несколько шагов. Прошло минут десять-пятнадцать.

Его бабушка подошла к нему сзади и положила свою руку ему на плечо:

– Боится. Или не может простить. Пойдем. Она потом заберет.

Когда они уже подходили к калитке, послышался какой-то шорох. Собака осторожно приближалась к мясу, готовая в любой момент убежать. Обнюхав кусок баранины, она захватила его зубами и поволокла в угол двора, заросший огромными листьями лопуха.

Жоомарт подпрыгнул от радости:

– Бабушка! Она его взяла! Простила, простила меня!

Мальчишка схватил старушку на руки и стал кружить ее по двору. У той закружилась голова:

– Поставь на землю. Уронишь – костей не соберешь.

Счастливые, они возвращались домой. Недалеко от дома они встретили двух аксакалов, едущих на небольшой телеге, запряженной ослом. Жоомарт с улыбкой их поприветствовал:

Саламатсызбы, байке! Как ваши дела? Как здоровье?

— Жакшы-жакшы.

Когда они отъехали уже довольно далеко, один старик сказал другому:

– Жоомарта как будто подменили. Хорошо видно башкой долбанулся. Бабка-то теперь не нарадуется.

– Ну, дай Бог. Дай Бог.

Камера показывает красивый панорамный вид. Звучит комуз.

Акын поет старинную песню.

 

 

© Дмитрий Хроменков, 2016

 


Количество просмотров: 1297