Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Публицистика / Главный редактор сайта рекомендует
© Юлия Эфф, 2016. Все права защищены
Произведение публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 23 апреля 2016 года

Юлия Эфф

Ала-качуу по-российски, или Как Первый канал украл киргизскую «Золушку»

23 апреля – всемирный день книг и авторского права. Считается, что авторское право начинается с момента публикации произведения в Интернете или бумажном издании. Если в случае с художественными произведениями дело обстоит более-менее, так как писателей и поэтов нынче множится число, то с киноиндустрией всё гораздо хуже. Общаясь на самом известном российском сайте киносценаристов, я узнала, что история с обработкой чужого сюжета – обычное дело. В 2000 году доверчиво я подарила Свердловской киностудии идею, точнее, сюжет рассказа к тому времени уже опубликованного, а спустя год вдруг увидела знакомых до боли персонажей (даже имя главному герою сохранили) на экране.

Сегодня мне хотелось бы рассказать о недавнем случае, как однажды была украдена моя идея сериала (50 серий), и по ней снят четырёхсерийный фильм «Манекенщица».

В 2010 году выпала мне удача поехать в Москву. Удача вдвойне: поездку оплатило Российское Посольство в Кыргызстане – раз (я выиграла конкурс на Пушкинскую премию), плюс к тому моменту у меня была рукопись, которую я собиралась предложить Первому каналу и, в частности, Константину Эрнсту, но не знала, как можно это устроить, поскольку почтовая пересылка не гарантировала того, что адресат возьмет в руки эту увесистую самиздатовскую книгу. Почему именно Эрнст и Первый? Как-то всё случайно получилось. Весной 2010 я вдруг заболела идеей, а поскольку до этого не писала лет десять, то окунулась в океан вдохновения, и за лето история была завершена.

«Золушка a la russė» в сентябре того же 2010 года была опубликована (частями) на одном из известных форумов Кыргызстана и сразу получила положительные оценки любителей чтива. Попутно отмечу, что это был первый в истории Кырнета литературный сериал: «выходил» он несколько раз в неделю. Идея настолько понравилась авторам, что сразу за «Золушкой» последовали «Паучьи прятки» Юлии Кулешовой, затем «Искра» и «Северянка» Адели Гайфуллиной и, наконец, «Ангелы Стакоры» Анны Шерон. Замечательно время, считаю, было. Первым делом после работы мы включали компьютеры, чтобы прочитать очередную «серию». Особенностью всех перечисленных историй, как мне кажется, была именно кинематографичность: по этим книгам хоть сериалы снимай, настолько они визуально были яркими.

Сюжет «Золушки» на первый взгляд прост, как и персонажи: молодая девушка приезжает в Москву на танцевальный кастинг, а вместо танцевального проекта попадает в другой, на котором выбирают Золушку № 1, попутно создатели проекта ищут невесту непутёвому сыну спонсора. Всё предсказуемо: положительный финал, свадьба (сказка как-никак), хорошие и плохие персонажи – всё, что стабильно угадывали читатели «Золушки». А кроме этой предсказуемости – непредсказуемые персонажи, морализаторская часть, в которой главная героиня становится лакмусовой бумажкой для общества, в которое попадает, и меняет не только все планы организаторов проекта «Десять Золушек», но и представление самих участниц, зрителей о том, какой должна быть современная идеальная Золушка и просто девушка. Впрочем, о нюансах истории я ещё буду говорить, в сравнении с сериалом, который был снят по украденному  сценарию. Единственно, уточню, при чём тут Первый канал и его директор. Специально не задумывая, однако посчитав это забавным, я приписала проект «Десять Золушек» Первому каналу и сделала проходными персонажами самых известных на то время ведущих передач на Первом, от кулинарных до танцевальных. Когда история была закончена, я оценила сделанное и посчитала, что Первый заинтересуется готовым сценарием, в котором хватило бы места и юмору, и романтике, и драме.

Вернусь к сентябрю 2010. Мне так же было важно своими глазами увидеть те места, по которым гуляли мои персонажи: улицы, прогулка на катере по Москве-реке, церквушка, возле которой была дана клятва, и прочее. Верю, что Слово обладает магической силой, а цельное произведение — своей магией. Я успела побывать везде, причём вместе с экскурсиями, которые устроили нам организаторы. И ещё в первый вечер, совершенно не зная города, помчалась к Шереметьевскому прудику возле здания Первого Канала, туда, где начиналась моя история…

Увидеть Константина Эрнста и даже просто передать ему рукопись оказалось сложным делом: на проходной меня слушать не стали, а относительно рукописи сказали, что они принимаются только по почте. По почте, так по почте. Я оформила бандерольку в одном из почтовых отделений, спрятала квитанцию, на которой значилось имя получателя – Константин Эрнст – и отправилась домой, мысленно перекрестившись. В записке, приложенной к рукописи, я просила дать ответ, в противном случае обещала опубликовать работу в Интернете, чтобы подстраховать свои авторские права.

Прошло несколько лет. Ответа от Первого канала я так и не получила, квитанция об отправлении рукописи на имя Константина Эрнста отправилась в мусорку как ненужный хлам по иронии судьбы незадолго до выхода «Манекенщицы», того самого четырёх-серийного сериала (простите за тавтологию), в котором я вдруг узнала и своих персонажей, и их особенности, и тем более сюжет.

На сценарном сайте писали в ответах: «Киностудии невыгодно воровать сценарии, им проще заплатить сценаристу 20-30 тысяч рублей, чем потом разбираться в скандалах». Конечно, конечно. Не смотря на отчётливо прописанные номера телефонов, адрес и почтовый ящик, которым я пользуюсь по сегодняшний день, со мной никто не стал связываться, ведь я была каким-то неизвестным автором из далёкой Киргизии. Ну а перед обработкой сценария вору стоило хотя бы вбить в поиск «Золушка à la russe», чтобы узнать, что за несколько лет сюжет успел засветиться на нескольких сайтах. Таким образом, все совпадения по сюжету человеку, читавшему мою «Золушку» и смотревшему их «Манекенщицу», будут казаться более чем странными.

Немного о создателях «Манекенщицы». Режиссёр – Елена Николаева, сценаристы – Нина Якаб и Алексей Рудаков, муж Николаевой и человек, работающий на Первом канале. Год назад в рвении детектива, пытающегося докопаться до истины, я  нашла на фейсбуке Нину Якаб и связалась с ней, представившись корреспондентом, пишущим о том, как работают сценаристы. К моему великому сожалению, Нина отказалась мне дать почитать первоначальную версию «Манекенщицы», поскольку это было «коммерческой тайной», только сказала, что её сценарий Рудаков переработал так, что Нина осталась недовольна: её задумка и персонажи потеряли свою заложенную идею и стали кем-то другими.

На форуме Первого канала в обсуждении сериала можно (если не удалили) прочитать следующие высказывания зрителей. Орфография и пунктуация сохранены.

«Чёт я не поняла, тётя Клава, вахтёрша, что ли, мать Мирской?! Ну накрутили-навертели в 3-4 сериях!..»

«В огороде бузина, в Киева (не к ночи будь помянут) – дядька, вреднючая модель Лилька – примерная мать и жена, «лучшая подруга» Римма – злодейка и стукачка, а главгад Ким – благородный, любящий и работящий… а ещё вдруг откуда ни возьмись появился художник, и ещё усыновленный ребёнок, и французские булки, и велосипед, и ура – счастливое воссоединение семьи! Уффф…. Голова кругом!..»

«У меня тоже сложилось впечатление, что сценарий заканчивал не тот, кто начинал :)…»

И под занавес цитата из статьи «Гэбисты плакали, багеты сохли» («Комсомальская правда», статья на данный момент удалена на сайте Первого канала):

«Манекенщица пообещала хорошую мелодраму на фоне определенной эпохи (сперва). А дала она сладкую вату… Давно не попадался мне сериал, где было так жалко упущенных возможностей. И – если хоть один мужчина добрался до этих строчек – просто представьте себе. Смотрите вы матч «Реал – Ювентус». И вдруг в какой-то момент игроки начинают собирать гербарий».

От себя лишь скажу. Так всегда получается, когда начинают смешивать две готовые идеи. Шов от того, как сшивают бальное и вечернее платье, будет заметен всегда, хотя бы по переходу от одной детали к другой.

А теперь предлагаю рассмотреть сходства в «Золушке» и «Манекенщице». Возможно, некоторые из них критик посчитает притянутыми за уши, однако, на общем фоне количества сходств даже мельчайшие начинают казаться подозрительными.

Поехали.

Пирожки и пряники на вокзале. Всё начинается с вокзала, привычный такой шаблон для фильмов о золушках-провинциалках, которые «любят» приезжать в город, чтобы его покорить. Саша Линькова («Манекенщица») так и настроена, ибо собралась поступать на переводчика. Ольга Николаева («Золушка») едет на танцевальный кастинг. Обеих позже ждёт разочарование: на «экзаменах» случайность их подставляет, и все мечты идут прахом. Ну, это чуть позже. А пока – вокзал. В отличие от создателей «Манекенщицы» я намеренно использовала этот шаблон, чтобы его разрушить: Ольга больше похожа на девицу из кабаре, к тому же беременную. Саша Линькова – чиста и безупречна, как и полагается стандартным золушкам.

О мелочи. В «Манекенщице» Саша покупает пряники на вокзале, в «Золушке» Ольга – пирожки с капустой. Разница лишь в том, что пряники там же, на вокзале, и «заканчиваются», а Ольга во «второй серии» делится пирожками с Максом, тем самым устанавливая знакомство.

Первое знакомство. Я бы сказала, что воды налито здесь немало. В «Манекенщице» Иван случайно, засмотревшись, обливает водой из шланга проходящую мимо Сашу, в «Золушке» в первые минуты Макс и Ольга сидят возле фонтанчика и пьют колу. И в первые секунды знакомства и там, и там девушки испытывают раздражение и гнев. Мелочь, а неприятно, как говорится.

Добрые и злые родственники. Поскольку Золушка просто обязана быть несчастной в плане родственных уз, создатели «Манекенщицы» ничтоже сумняшеся  определили Сашу в детдом (мать отказалась по очень грустным причинам), чтобы зритель, очевидно, сильнее сопереживал. Приехав в Москву, Саша отправляется на поклон к тётке, сестре матери, и остаётся у неё жить.

С Ольгой всё сложнее, поскольку по сказочному канону должна быть мачеха, а обыграть шаблоны было моей целью, — мать Ольги умерла сравнительно недавно, отец привел мачеху и собутыльников (замена сказочных дочерей). И Ольга уходит к Крёстной (у которой есть сын, талантливый подросток, прикованный с детства к инвалидной коляске). Читатель познакомится с отцом Ольги позже, когда дело будет подходить к развязке, и ситуация с плохими родственниками останется на прежнем уровне.

Кстати, о мальчиках. Если сын Саши Линьковой, по замечанию телезрителей, оказался вообще странной деталью, почти ничего не значащей и вызывающей больше вопросы, то сын крёстной в «Золушке» оказал на развитие сюжета большое влияние: под впечатлением от его книги с пророчащими хайку Ольга принимает несколько раз решение.

Пятёрки, навыки и косички.

Саша Линькова училась на «отлично», Ольга так же закончила школу с золотой медалью и уже успешно училась на втором курсе медицинского вуза. Обе рукодельницы и умелицы. Вот только в «Манекенщице» телезритель только уловит этот навык. Тётя спрашивает у Саши: «Сама кофточку связала?» — и потом просит себе связать наряд. В «Золушке» во время анкетирования Ольга отвечает, что умеет шить, вязать, готовить. И в течение всего «сериала» танцует в самолично сшитых нарядах, готовит вкусные обеды и даже учит других, как это делать.

Косички в обоих случаях оказывают насколько возможно большое влияние на карьерный рост золушек. Африканские мелкие косички Ольги быстро становятся брендом на проекте. К слову, на этот образ меня вдохновила Юлия Савичева, самая юная участница «Фабрики звёзд», пришедшая на проект с очаровательными косичками и поставившая танец для участников (у меня то же самое делает Ольга). Сашу Линькову приглашают выступить в качестве модели тоже благодаря косе, которая «как у Васильковой», капризной дамы, отказавшейся одевать не понравившееся ей платье.

Что-то я всё про девочек да девочек… А давайте о мальчиках?

Мальчик точно был!

Макс из «Золушки» учится на адвоката по решению отца, но мечтает делать собственные мультфильмы и заниматься творчеством. Отец Макса («Золушка»), как и отец Ивана («Манекенщица»), – в прошлом военные люди, ныне в отставке и финансово состоявшиеся. Они пытаются управлять своими сыновьями, указывая профессии, лучшую страну для проживания и даже активно выбирают невест, вернее, запрещают встречаться с «не теми» возлюбленными.

Что касается матерей наших принцев, то отмечу, они просто одинаково, под копирку, стоят горой за прихоти своих сыновей и всеми силами пытаются помочь за спиной своих суровых супругов.

Когда я начала убеждаться, что сценарий «Манекенщицы» мне как родной, подосадовала сначала: «Эх, и почему не сделали Ивана заикающимся?» — мой Макс заикался очень мило, поскольку, раскрою секрет, прообраз у Макса делал то же самое. И облегчение наступило (аллилуйя!): я вскоре уловила лёгкое заикание у Ивана. Заикался Иван не по сценарию, так как это было природной особенностью актёра, Риналя Мухаметова. Моя авторская паранойя шепнула мне, что этот речевой дефект вполне мог стать решающим при выборе актёра. Как бы то ни было, факт остаётся фактом – принцы заикаются, а как часто вы встречали заикающихся принцев?

Теперь о творческом начале принцев. Макс учится на адвоката, но мечтает снимать собственные мультфильмы. В финале, однако, благодаря Ольге, сумел найти золотую середину, продолжив получать юридическое образование и выпустив собственный мультфильм. Иван в «Манекенщице» — художник, очень талантливый и поэтому творящий подпольно (время такое, да-да).

 

Удачный фатум.

Саша Линькова, завалив экзамен, поступает на работу в модельное агентство в качестве уборщицы. Манекенщицей становится только потому что у неё а)  коса, б) подходящая фигура и вообще, её берут только на один раз, пока взбесившаяся звезда подиума не придёт в себя. Саша поначалу отказывается: «Не собираюсь быть никакой манекенщицей!», но под давлением Виолетты, помощницы модельера Сержа, и своей тщеславной тётки соглашается. Во всяком случае, после первого показа Линькову собираются выгнать, но она так хорошо себя показывает на показе, что её замечают и делают чуть ли не примой.

Ольга Николаева так же попадает с корабля на бал – на проект, где ей предлагают мыть полы, готовить и ухаживать за закреплённой Золушкой, вместо не появившейся на проекте тёзки. Стрэн, продюсер, тоже говорит сразу помощнице: «При первом же удобном случае выгоним». Но Ольга оказывается настолько интересным персонажем, который в состоянии сделать рейтинг шоу, что её оставляют позже не смотря на все выходки и хулиганства девушки.

Клубничка, есь же.

Он целует Её первым, Она возмущается. Потом, подумав, возвращается и целует сама да ещё как! Ведь для Неё это первый поцелуй. По этой схеме и я, и создатели неудачного сериала решили обыграть отношения. После этого «клубничка» расходится. Отношения моих героев до предела целомудренны и дальше поцелуев (почти до самой свадьбы) не идут. Телевизионщики, считающие секс неотъемлемой частью романтичных отношений, уже во второй серии «переспали» главных героев, устроив на заброшенном чердаке романтичные сцены с переплетением ног и разметавшимися кудрями. Очевидно, постельные сцены и стали ключевыми в сериале, поскольку это было единственный не вызывающий вопросов у телезрителей момент.

Серпентарий, подставные подруги и пылкие любовники.

Татьяна Догилева превосходно справилась с ролью вахтёрши и, попутно, «Крёстной» Саши Линьковой, помогая ей устроиться в агентстве. Среди манекенщиц внезапно оказалась капризная Лилия, дочь  вахтёрши, чьи родственные узы тщательно скрывались во избежание скандала. А любовник Лилии, Вадим, влюбляется в Сашу Линькову и даже женится на ней, потом, правда, бросая. Лучшая подруга Римма в финале оказывается шпионкой кардинала (простите), КГБ, и предает подругу.

В «Золушке» Ника Миюсова оказывается дочерью Веры, продюсерской помощницы  и феи по совместительству, подставной фигурой, которая должна по возможности разжигать конфликты среди золушкиных помощниц и пакостит Ольге в меру своих способностей. Что касается  стервы на проекте, то аналогом Лилии у меня является Татьяна Маслова, чья цель – провокации среди обеих групп девушек, оказавшихся на проекте. Относительно любовников, Игорь, близкий друг Ники, так же бросает свою любовницу и переключает внимание на Ольгу, предлагая руку и сердце.

Чуть не забыла. В «Золушке» девушки тоже участвуют в показах мод от известного кутюрье, но это совпадение, я бы сказала, слишком неприличное по сходству. Поэтому не будем о нём.

Про Кощеев Бессмертных и смертных принцев.

Куда ж без них в сказке? Ким Олегович из «Манекенщицы» — неподкупный кагэбист и куратор, – постоянно испытывает Сашу и старается всеми силами разрушить отношения её и Ивана. Уже даже скучно писать, но Константин Стрэн делает то же самое на протяжении всего проекта в «Золушке». Ким предлагает Саше стать его женой, Стрэн, испытывая Ольгу на прочность, предлагает стать любовницей. В обоих случаях девушки отказываются.

Дойдя до этого пункта, я поняла, что мне ещё долго придётся испытывать терпение дотошного читателя, поэтому только перечислю оставшиеся пункты, как-то: попытка «убить» главного Принца, драка между ухажёрами главных героинь, попытка побега, откровения подруг-предательниц и попытка помочь после результатов предательства, это совпадения в некоторых фразах, как будто слегка изменённых для сериала от Первого канала.

Подводя итог, хочу поблагодарить Первый канал и создателей «Манекенщицы» за неподдельный интерес к моей идее и повести. Наверное, нет ничего случайного.

И вместе с тем хочу сказать: воровство, пусть даже просто идей, до добра не доводит. Из двух полноценных и самодостаточных историй вы слепили одну, годную к просмотру один раз и обладающую яркой обложкой, но практически бессмысленным и запутанным содержанием.

По словам опытных и не очень сценаристов, подобное воровство сюжетов у неизвестных авторов происходит постоянно. Я так думаю, что это только от бездарности воров и их настолько низкой самооценки, что им выгоднее чужую идею выдать за свою, чтобы сорвать аплодисменты или заработать денег. Мне вас жаль, правда.

С уважением, автор украденной идеи, Юлия Эфф. 

 

P.S. Когда данная статья уже была написана, я решила погуглить «Золушку» на предмет наличия в Интернете. И была шокирована, поскольку лично везде удаляла произведения, оставляя отрывки. Вы сами можете убедиться в этом, набрав в строке поиска «Юлия Фертес Золушка à la russe». На одном из сайтов написано: «Публикуется с разрешения автора», — хотя никакого разрешения данный сайт и не получал.

 


Количество просмотров: 1939