Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Художественная проза, Малая проза (рассказы, новеллы, очерки, эссе) / — в том числе по жанрам, Фантастика, фэнтэзи; психоделика
© Бондаренко В.О., 2015. Все права защищены
Произведение публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 19 октября 2015 года

Владимир Олегович БОНДАРЕНКО

Превращение

(Фантазии на тему Франца Кафки)

 

Я всегда хотел стать директором нашей компании. Когда именно мне в голову пришла эта мысль, я точно не помню, возможно, когда меня повысили до старшего менеджера и я впервые пришел к нему в кабинет, но я был полностью уверен в своём желании. Честно говоря, я не совсем точно помнил своё собственное повышение до старшего менеджера. Нет, не то, чтобы не помнил, просто как-то всё смутно и в общих чертах. Помню, как устроился на должность менеджера в нашу большую и известную компанию, помню, как усердно проработал несколько лет и как меня наконец-то повысили до старшего менеджера, но все воспоминания всплывают какими-то отрывками. Как будто смотрю старую черно-белую, да к тому же сильно испорченную пленку. И жизнь моя была какой-то другой, как будто и вовсе не моя. А настоящая началась после повышения. Такая яркая и отчетливая. Странно, что я задумался об этом только сейчас.

– Владимир? – голос нашей секретарши Виктории отвлек меня от мыслей. – Владимир, Вас Пётр Аркадьевич к себе вызывает.

– А, хорошо, уже иду.

Эх, как же хороша собой была Виктория. Как говорится, настоящая секретарша. Все при ней, да к тому же еще и не замужем. Помню, как пытался к ней подкатить на корпоративе и как получил отказ. Ну ничего – вот когда стану директором, тоже буду иметь такую же, а может быть, и двух. Шучу.

Тем временем я добрался до кабинета главного директора, который располагался на самом верхнем этаже нашего здания. Слегка откашлявшись, я открыл дверь:

– Вызывали, Пётр Аркадьевич?..

Пётр Аркадьевич стоял в своем большущем кабинете (и почему у директоров они такие безразмерные?), у огромного витражного окна, заложив руки за спину, прямо как в тех сценах из голливудских фильмов, где кто-то заходит к большому боссу, а тот всегда стоит и смотрит в окно, обязательно заложив руки за спину. Что они, боссы, высматривают там и почему вообще этим занимаются в ожидании героя, неясно.

– Да-да, Владимир. Проходите, садитесь, – не отрывая взгляда от окна, сказал Пётр Аркадьевич.

Выглядел он, как и положено выглядеть самому главному директору – большой живот, лоснящаяся кожа, лысина, дорогой костюм с золотыми часами. Все отражало его важность как человека и руководителя. Никогда не понимал, почему большие шишки зачастую выглядят все как-то одинаково. Ну, может быть, когда стану директором, пойму.

– Итак, Владимир, – промолвил Пётр Аркадьевич, наконец оторвавшись от созерцания заоконных видов и повернувшись ко мне, – Я Вас вызвал не просто так. Видите ли, я уже долгое время наблюдаю за Вами и сделал кое-какие выводы касательно Вас.

По его интонации трудно было определить, будет ли он меня хвалить или же, наоборот, ругать. Голос директора был прямо-таки «директорским». Манера выражаться, стиль речи, произношение – все говорило о том, что перед тобой Он – Директор Пётр Аркадьевич. Я замер в кресле, моё сердце забилось сильнее, в горле пересохло. Тем временем Пётр Аркадьевич продолжал:

– Утешительные для Вас эти выводы или нет, я Вам пока не скажу. Всё узнаете в нужное время. Но будьте готовы как морально, так и психически. В Вашей жизни грядут бо-ольшие перемены, – многозначительно протянул он.

Перемены? Какие именно?! О Господи, эта недосказанность вкупе со странной интонацией нагнали на меня ужас. Уволят?! Или, наоборот, повысят? Или, может быть, сократят и предложат взамен новую должность уборщика наших многочисленных туалетов?? Я не хочу быть уборщиком туалетов! Я же так прилежно работал все эти годы!..

– Да что Вы так побледнели? – вдруг сказал Пётр Аркадьевич. – Все, что ни делается, всё к лучшему! Так что не переживайте. Все документы уже подписаны. Можете уйти сегодня домой пораньше, отдохнуть. Вам сейчас это необходимо… Так что всего доброго! Можете идти. В следующий раз мы увидимся уже совсем при других обстоятельствах.

Я поднялся на негнущихся ногах. Сердце билось, как после стометровки. Выходя из кабинета, я еще раз бросил взгляд на директора – он сидел за резным столом из красного дерева и разглядывал свои руки.

– Всего доброго, – пролепетал я. Видимо, он этого не услышал, задумчиво потирая пальцами одной руки ладонь другой. Я закрыл дверь и немного постоял перед ней.

– Всё нормально? – спросила Вика

– Да, всё хорошо. Просто душно у Вас здесь, вот и поплохело мне… Сейчас выйду, свежим воздухом подышу, и всё будет нормально, – ответил я.

Вика смотрела на меня с дежурным интересом. Видимо, она всем выходящим из кабинета задает этот вопрос. Услышав мой ответ, она перевела взгляд на монитор и продолжила что-то быстро набирать на клавиатуре. Наверное, очередной отчет, а может быть, сообщение кому-нибудь в соцсетях, что более вероятно. Вот когда стану директором, уволю её к чертовой матери и найму кого-нибудь более профессионального, а лучше двух. А то развелось таких – сидят, ничего не делают, а людей тут до уборщиков понижают… Интересно, а что её если сделать её уборщицей? Она же в жизни тряпки в руках не держала, это видно по ухоженным ручкам и красивому маникюру. Вот как стану…

С этими мыслями я спустился на первый этаж и вышел на улицу. Эх, забыл зайти на рабочее место и выключить компьютер, да и сумку на стуле оставил с телефоном и ключами от автомобиля… Ну, да ладно, все равно их никто до завтра не тронет. Проедусь до дома на общественном транспорте, иногда это даже полезно.

Я прошел мимо корпоративной парковки, на которой стояли автомобили разных марок. Вот стоит старенький автомобиль нашего кладовщика. Сколько лет он уже у нас работает, а так ни на что лучше и не накопил. Вот модный спорткар главбуха (странно – дама в возрасте, а её авто больше подходит какой-нибудь молоденькой девице). А вот и мой автомобиль, вполне себе обычный автомобиль офисного работника, не новый и не старый, стоит прямо возле огромного черного бронированного внедорожника нашего директора. Это я специально так паркуюсь, все боятся парковаться возле него, а я нет. Каждое утро я приезжаю на работу немного раньше, чем наш директор, чтобы иметь возможность его поприветствовать. Ну, что ж, судя по всему, недолго мне осталось находиться на этом месте. А может, и машину я уже не смогу себе позволить… Сколько там сейчас подсобные рабочие получают? М-да.

В этот вечер я решил напиться. Ну, как напиться, просто выпить немного. Все же завтра на работу и машины нет, придется встать пораньше, чтобы не опоздать. Налив себе стакан виски и положив туда лёд, я уселся в своё любимое кресло. За окном уже темнело. Мне стало как-то тоскливо, ничего не хотелось. Даже включать свою огромную «плазму», которую я не так давно купил, чтобы наслаждаться новинками киноиндустрии и смотреть цифровое телевидение… Я поднес стакан к губам. И сделал глоток.

Что-то изменилось во мне. Я ощутил некую тяжесть во всем теле, будто разом прибавил килограмм эдак пять-десять. И тут я заметил очень странную вещь – непонятные светлые пятна на коже. Может быть, это просто игра света? Я побежал в ванную и принялся разглядывать свои руки. Они действительно отличались от тех рук, которыми я брился сегодня утром. Сейчас они были покрыты бледными пятнами… Что это может быть? Я разделся и стал разглядывать себя в зеркало. Пятна оказались не только на руках, они покрывали всё тело. Очень странные бледные отметины разных размеров и форм, и кожа в тех местах отличалась повышенной чувствительностью. Я выглядел кошмарно. Но самым непонятным было для меня – это внезапно выросший животик. Небольшой, но четко вырисовывающийся.

– Отравился, – огорчённо произнес я. Надо бы вызывать скорую. Ведь не просто же так у меня живот распух и пятна появились?

Я набрал с домашнего телефона 03.

– Алло, скорая? Добрый вечер. Проблемка такая, весь пятнами покрылся и живот вздулся. Да, только сегодня заметил, после того, как домой пришел. Нет, днём чувствовал себя вполне нормально. Сейчас вроде тоже нормально, только тяжесть в теле появилась. Да, записывайте адрес…

Приехала скорая на удивление быстро. Я всегда считал, что скорая прибывает на место, только чтобы зафиксировать смерть пациента, который этой скорой так и не дождался. Оказывается, я был неправ.

– Та-а-ак, что у Вас здесь? – спросил доктор, зайдя в квартиру. – Показывайте, что случилось.

Я снял футболку и показал пятна и живот, который, к моему удивлению, вырос еще немного (хотя, наверное, это моя фантазия, вызванная отравлением). Доктор внимательно посмотрел на пятна, потом на меня.

– Ну что же вы беспокоитесь? Работаете?

Я кивнул.

– Давно?

Снова кивок.

– И вам что, никто ничего не сказал?..

Я отрицательно покачал головой.

– Ну, тогда всё ясно… Не переживайте, скоро всё пройдет. Да, будет немного непривычно, но так уж всё устроено, и изменить ничего нельзя. Вы, наверное, в первый раз? Я вот тоже недавно заместителем главврача был, и тут – это, я аж испугался, думал проказу подхватил, а оказалось – всё куда хуже… Долбанное министерство! Всё мало им с этими оптимизациями… Столько крови выпили… Ну, да Бог с ними! Так что еще раз говорю – не беспокойтесь, голубчик, всё с вами в порядке. Лягте поспите. В ближайшие дни вас ждут большие перемены. А пока что, пожалуйста, заплатите за ложный вызов…

Я был потрясен услышанным. В порядке?! То есть пятна по всему телу и вздутие живота, который, судя по всему, перешел в отек, – это нормально?! Я не знал, что ответить врачу… Механически протянул ему деньги, расписался в квитанции и закрыл за ним дверь. Всё будет в порядке… Ха-ха! Ну что же, надеюсь, мой хладный труп будет на его совести… Купаться я сегодня не стал, а принял решение лечь спать пораньше, прямо как порекомендовал чудо-доктор.

Всю ночь меня преследовали кошмары – я вылезал из каких-то кожаных мешков, в общественных туалетах, которые больше походили на огромные желудки, и Пётр Аркадьевич и Виктория заставляли меня драить кишкообразные унитазы, очищать их от слизи, несмотря на то, что я распухал на глазах и мне трудно было держать вантуз и ёршик… Несколько раз я просыпался от ощущения, будто на мне лежало мерзкое и липкое покрывало. Сквозь сон я сдирал его с себя и отбрасывал.

Проснувшись в четвертом часу совершенно разбитым, я побрел в ванную. Чувствовал я себя отвратительно. Всё тело заплыло и отекло, я стал похож на какую-то распухшую лягушку. И где же нормально-то, а, доктор?! На кровати и возле неё лежали странные ошметки, и в потёмках я не сразу понял, что это…

Зайдя в ванную я посмотрел на себя в зеркало. Лицо изменилось, оно стало толстым, обрюзгшим, появился второй подбородок и – о ужас! – выпали волосы. На голове красовалась большая залысина. Я с изумлением смотрел на безобразное чудовище, в которое я превратился всего за одну ночь. На валики жира на боках, на свой безразмерный живот, на свои обвисшие щеки… Я был отвратителен! Из глаз потекли слезы.

– Почему?! За что?! – кричал я не своим, а каким-то масленым, чужим голосом. – Неужто мало мне проблем на работе?? За что мне такая кара???

Я уселся на пол и зарыдал…

Очнулся я через несколько часов. Всё тело затекло. Спать на полу в маленькой ванной было не самым лучшим решением. На удивление я был спокоен. Вымыв лицо, которое почему-то больше не вызывало никаких отрицательных эмоций, и почистив зубы, я стал собираться на работу. Вещи стали меньше, я еле влез в свои брюки, а про рубашку даже не стал думать, ограничившись футболкой. Всё равно. Ведь меня ждут какие-то изменения на работе! Какая разница, в чем я буду одет?..

На улице меня ждал автомобиль. Тот самый, на котором ездил Он. Он? Так, стоп, кто Он?.. Мысли в голове путались… Я не мог понять, с каких это пор за мной заезжал Он лично, но кто Он, кто конкретно, я вспомнить не мог.

– Добрый день, – почтительно приветствовал меня водитель, ничуть не удивившись моему виду, и распахнул передо мной дверь.

Я сел на заднее сиденье, справа, и попытался понять, что происходит.

…На работу мы добрались быстро, что ни говори, а водитель очень опытный. Видимо, проработал уже не один год в этой должности. Надо будет его чем-то отблагодарить.

Мой автомобиль был припаркован там же, где я его вчера и оставил. Надеюсь, он сможет вместить нового меня… Рядом с автомобилем стоял сотрудник нашей фирмы и приветливо улыбался. Когда я вышел из машины, он поприветствовал меня и поспешно удалился.

Войдя в здание, я направился к лифту. Первым делом поднялся на самый верхний этаж, в кабинет к Нему. Уж Он-то должен мне всё объяснить – правда, что именно объяснить, я не мог догадаться.

Вика приветливо улыбнулась мне:

– Доброе утро, Вас уже все ждут. Ваши вещи в шкафу, Вы можете переодеться.

Я прошел в небольшую комнатку со шкафом. Внутри оказались хорошие деловые костюмы и добротная обувь. Я надел первый же попавшийся костюм и натянул новые ботинки, так как старые довольно сильно жали.

Улыбнувшись Виктории, я, по её приглашению, проследовал в конференц-зал. Было очень неуютно увидеть сразу столько незнакомых и, по виду, важных людей. Ей-Богу, вот тот мужчина в строгом костюме, сидящий в начале стола, был как минимум президентом компании, уж очень величественно он выглядел даже на фоне роскошной обстановки комнаты. Здесь же, за длинным столом восседали также главный бухгалтер и начальники отделов со своими заместителями, какие-то ассистенты и прочие неизвестные мне сотрудники, которых я ни разу не видел. Все замолчали и обратили свои взоры на меня.

– Доброе утро, прошу, присаживайтесь, – дружелюбно произнёс мужчина в строгом костюме. – Меня зовут Аристарх Иннокентьевич, я являюсь президентом компании и сегодня специально приехал сюда, чтобы поздравить Вас с новым назначением. Я лично просматривал Ваше дело и вполне согласен с выбором. Все документы подписаны, перечень Ваших обязанностей руководителя у Вас на столе. А сейчас, пользуясь случаем, мы перейдем к обсуждению имеющихся проблем нашей компании… Да, ближе к вечеру жду всех присутствующих на банкет – и в первую очередь, конечно же, Вас.

Началось рабочее совещание, на котором выступили начальники подразделений и прочие специалисты со своими отчетами и предложениями. Я мало что понимал из услышанного, разве что уяснил – дела у фирмы идут хорошо, несмотря на ряд небольших трудностей. Преодолеть их предлагали различными способами, в том числе путём перевода части начальников на должности уборщиков, но остановились на том, что сократили число заместителей и секретарей, которым предложили другие вакансии.

После совещания я вошел в свой директорский кабинет. Подошел к столу из красного дерева и взял пачку документов. Первым было письмо на бланке с заголовком «Поздравляем с повышением» за подписью Петра Аркадьевича, а также приказы о назначении меня директором и прочие документы о повышении или увольнении тех или иных сотрудников. Я взял телефон:

– Алло, Вика? Сделай мне, пожалуйста, кофе, как я люблю.

– Хорошо, Владимир Владимирович, сейчас всё будет готово, – ответила Вика приятным голосом.

Итак, я стал директором, как и хотел. Вот только эта мысль меня как-то не особо и радовала. Наверное, из-за шока… А может быть, мне стать президентом нашей компании? А?.. Хорошая мысль, мне нравится. Я повернулся к окну, заложив руки за спину, и стал любоваться видом города, который открывался с самого верхнего этажа нашей высотки.

 

© Бондаренко В.О., 2015

 


Количество просмотров: 1327