Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Художественная проза, Малая проза (рассказы, новеллы, очерки, эссе) / — в том числе по жанрам, Драматические
© Сатиева Б.К., 2002. Все права защищены
Произведение публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 27 ноября 2014 года

Бурулуш Казаковна САТИЕВА

Три дня до Апокалипсиса

(рассказ)

 

– Что ж, значит, три дня всего осталось?

 Да, получается так, а ты что, боишься?

 Да, боюсь, ещё как боюсь, кому охота умирать, а ведь так недавно хотела умереть и не встать.

 Что ты говоришь? Неужели и такое было?

– Да, было, я совсем недавно хотела умереть, и вполне серьёзно, а теперь такой курьёз получается, умереть уже не хочется а придётся. Как жаль!

– А ты уверена, что будет конец света?

– Ну а как же, говорят, что «календарь майя» ещё ни разу не ошибся до сих пор.

– Значит, получается, майя как боги, знали всё наперёд?

– А чёрт их знает, но так все говорят. Говорят, будто бы майя предсказали все войны, все катаклизмы, в общем, все значительные события в эпохе человечества аж на пять тысяч лет вперёд! Значит, получается, что они почти как боги, а может они и были богами? Ведь бога то до сих пор никто в глаза не видел?

– Да, никто бога в глаза не видел, но боги то бессмертны, а майя уже вымерли, и причём давно.

– Значит, они были очень сильными предсказателями. Ну да ладно, бог с ними, что же делать то теперь? Неужели нет никакого способа остаться в живых?

– Я не знаю, может быть и есть способ спастись, но я тоже не знаю как.

– Жаль, жаль, что ты не знаешь об этом, я вот тоже не знаю, но мне хотя бы детей спасти, ведь жаль, что они умрут так и не успев начать жить. А может всё– таки скажешь, как спастись?

– Нет, я не знаю, как спастись от конца света. Конец света это конец света, значит конец всему живому, но я знаю способ, как спасти свою душу. Ведь душа человека бессмертна, и на том свете придётся держать ответ.

– Что ты говоришь? Ты знаешь, как спасти душу? Ну и как же нам спасти свою душу?

 Для этого много чего не надо. И это совсем не трудно, надо лишь покаяться, покаяться в своих земных грехах, но только надо каяться чистосердечно и не лгать.

– Но, извини, я не хожу в мечеть, тогда перед кем мне каяться?

– Для чистосердечного покаяния не надо идти в мечеть, надо покаяться только перед своей совестью, ведь совесть человека всё помнит, и совесть не даст тебе солгать, если конечно оно у тебя есть.

– Что? Ты хочешь сказать, что у меня возможно нет совести?

– Я этого не говорил, но и обратное не могу утверждать.

– Значит, ты сомневаешься в моей совести?

– А ты сама скажи. Есть ли у тебя совесть? Скажи чистосердечно, это и будет началом твоего покаяния.

– Если честно, я не знаю, есть ли у меня совесть, иногда мне кажется, что я способна на всё.

– Да, ты действительно на многое способна. Но ты также и не способна на многое, ты порой ленива до беспредела, и это в твои– то лучшие годы, порой ты отказываешься оттого, от чего не отказался бы любой другой человек только потому, что ты не способна на это.

– Какие мои лучшие годы, я уже прожила мои лучшие годы, я уже полжизни прожила, а теперь вот видишь, через три дня будет конец света! Ох! Конечно ты прав, я порой ленива до беспредела, порой не делаю того, чего не хочу, хотя это нужно делать, но сейчас это всё уже не имеет значения.

– Нет, ты ошибаешься, сейчас всё это имеет значение. Да, кстати, а ты скажи мне, почему это ты так недавно хотела умереть?

– А, да так, просто хотелось умереть и всё.

– Нет, просто так человек не может хотеть умереть. И у тебя тоже была на то причина.

– Конечно, была, но совсем недавно я поняла, что жизнь и так коротка, и поэтому не стоит торопиться умирать.

– Ты правильно подумала, но всё-таки скажи, почему ты хотела умереть?

– От безвыходности. А мне тогда казалось, что я зашла в тупик, откуда нет выхода. Я была очень одинока.

– Да, я знаю, что тебе было трудно, ты не хотела никого видеть, ты стала многих ненавидеть, хотя некоторых просто так, ни за что, ты стала отдаляться от людей, решив, что все они предатели и недостойные люди.

– Ты прав, так оно и было.

– А ещё, в твоей груди жила жажда, жажда мести, ты очень хотела отомстить, отомстить всем кто отравляет тебе жизнь.

– Да, не отрицаю, это тоже было. Я хотела отомстить многим, у меня даже был план, кому как мстить. Сначала это было очень жгучее желание, но со временем оно стало притупляться, а потом и вовсе исчезло, но когда оно исчезло, мне стало ещё трудней, потому что вместо этого у меня в груди поселилась– пустота. Однажды я даже поняла, что чувство мести так сладок! Но оказалось, что я на это не способна! Вот почему я хотела умереть. Я предала саму себя, и мне страшно не хотелось жить! Может быть теперь, я не такая решительная как в свои молодые годы, мне почему то кажется, что я прожила впустую лет двадцать, а то и больше. Боже мой, сколько я наделала ошибок!

– Нет, тут ты не права, ты не могла жить впустую, ты работала как могла, воспитывала детей, это тоже многое значит, ты знаешь, порой чтобы понять саму себя и двадцати лет мало, порой на это уходит целая жизнь! А порой и жизни не хватает, многие так и умирают не познав себя. А то, что ты не смогла мстить это как раз и есть твоя натура.

– А что, ты считаешь, что я познала себя?

-Да, в некоторой степени.

– Значит, я ещё не до конца поняла саму себя?

— Да, но ты поняла многое о себе, если признала свои ошибки. Тебе предстоит узнать о себе ещё многое.

– А когда? Ведь уже через три дня конец света, ой, как не хочется умирать!

– Подожди, может конца и не будет, а будет начало!

– Да! Как хорошо было бы!

– Вот ты говоришь, что никто, никогда не видел бога, значит, никто не знает, когда наступит конец света, она может и наступить, а может и не наступить, никто ничего не может гарантировать.

— Да, лучше бы она не наступила, кому это нужно, ведь у человека и так короткая жизнь.

– Поэтому надо надеяться, надо верить в лучшее, надо просить бога, но и постараться очистить свою душу тоже надо, ведь конец света может и наступить!

– Ты играешь что ли со мной, то вселяешь надежду, то убиваешь?

– Нет, я не играю с тобой, а просто говорю правду. Как ты не можешь понять, человек, каким бы он не был сверхчувствительным, не может наверняка знать что будет, он может только предполагать, а располагает бог!

– А есть ли на самом деле бог? Если его никто никогда не видел, может и бога нет?

– Ты понимаешь, некоторые воспринимают бога как материального существа, а я думаю, что бог это только духовное, поэтому его никак нельзя увидеть, ты видела когда-нибудь чью-нибудь душу? Душу человеческую можно только почувствовать! Но если ты поверишь в бога и в трудную минуту попросишь о помощи, он обязательно услышит и поможет тебе. Помнишь, тогда в 2001 году, перед концертом, ты проснулась среди ночи и от души просила бога чтобы он тебе помог выздороветь до утра, у тебя болело горло, потому что накануне ты напившись во весь голос пела на улице, а это было ранней весной, и если ты до утра не выздоровеешь то не сможешь петь, а это для тебя было бы великим позором. Бог помог тебе. Утром ты была совершенно здорова, и насколько я знаю, после того, ты стала верить в бога, порой конечно ты забывала о нём, но вера в бога всё-таки поселилась в тебя именно после того случая. Бог помог тебе, и ваша команда победила. Да, кстати, ты тогда думала и переживала только за концерт, ты не думала о материальном положении дела, этим заботились другие. Может быть, бог помог тебе потому, что твои намерения были чистыми. Ведь бог помогает только тем, у кого чистые намерения.

– Да, в этом ты тоже прав, меня тогда действительно не интересовали деньги, я так хотела, чтобы наша команда победила и больше ничего. Я жаждала победы! О, если бы ты знал какое это сильное чувство– жажда победы! Боже мой, какие были золотые времена! Но нет, ты немного ошибаешься, потом, после победы, мы ещё как отвоевывали свой денежный приз. Да, нашлись такие которые заграбастали наш заработанный приз, и мы долгих два месяца боролись с ними и наконец забрали то что заработали, устроили пир и гуляли целый день! Так что к деньгам мы тоже были неравнодушны.

– Нет, тут ошибаешься ты, а не я. Ведь вы требовали только свои честно заработанные деньги, а это не корысть, если бы вы не стали требовать то, что заработали командой, то это было бы большой глупостью. А вот те, кто заграбастали ваши деньги действительно были ну, по меньшей мере негодяями, потому что они тоже были в вашей команде, а значит из-за денег они предали команду.

– Да, не скажи, а ведь и не очень-то большой был приз. Но они всё равно позарились на него.

– Это усугубляет их вину.

– Да, уж если грешить, то хотя бы за большие деньги. Ну да ладно, бог с ними, всё это давно прошло.

– Но прошлое надо всегда помнить! Ты не юли, ведь было время, когда ты тоже хотела согрешить ради маленьких денег, помнишь, когда нашла кошелёк с деньгами?

– А, ты и про это знаешь. Ну да, было такое. Но ведь я тогда этот кошелёк нашла, я ведь не украла, не отняла.

– Да, но деньги в кошельке не принадлежали владельцу кошелька, деньги были от кассы магазина, которые она должна была сдать, и даже после того, как ты узнала об этом, ты долго не хотела отдавать кошелёк.

– Ну да ладно, давай не будем об этом, я же всё-таки отдала кошелёк.

– Эх ты, а про себя-то плохого не хочешь слышать. Кошелёк ты отдала, но только потому, что это была твоя родственница. Ты была прижата к стене, у тебя не было другого выхода, вот потому то и отдала.

– Да ладно, что уж теперь говорить об этом, ведь я тогда была ещё совсем молода, я училась в десятом классе что ли.

– А для добра и зла нет срока давности, и ты пожалуйста помни об этом всегда, сколько бы ты не прожила на этом свете всё твоё прошлое будет с тобой всегда, ты не отделима от неё, твоё прошлое и есть твоя жизнь!

– Да, в этом ты прав на все сто, от прошлого никак не отделаться, как мне теперь держать ответ перед богом, солгать ему нельзя, он всё знает.

-Тогда говори правду, ведь было время когда ты не умела вообще лгать.

– О, когда это было? Разве что в детстве, я уже не помню когда я изменилась, научилась врать, лицемерить, обманывать. Во всём виновата эта проклятая жизнь. Знаешь, когда развалили Союз изменилось всё, тогда и я начала меняться, потихоньку. Надо было жить и выживать. Все начали друг другу врать. Обманывать, лишь бы что-нибудь приобрести для жизни, дошло до того, что некоторые даже начали убивать ради наживы.

– Послушай, а может быть бог для того и допустил развал Союза, чтобы посмотреть кто как себя поведёт?

– Может быть. Но, при Союзе же тоже были воры и хапуги. Конечно, простой народ жил просто, но были и убийцы и воры и лицемеры и наглецы, в общем, всё было. Дело было лишь в соотношении. Если раньше добрых, честных людей было больше половины, теперь всё наоборот. А как говориться; из двух зол выбирают меньшее. Мне лично раньше жилось хорошо.

– Да, бесспорно, раньше жилось легче, но если человек подстраивается под жизнь, то он будет меняться в зависимости от жизни, а если человек умеет подстроить жизнь под себя, то этого человека не так то легко подмять. Помнишь, у Макаревича песня была; «пусть лучше этот мир прогнётся под нас». Значит, если ты стала меняться от жизни, тебя легко сломать, научись подстраивать жизнь под себя, тогда возможно тебе никогда не захочется умереть преждевременно.

– Ты говоришь истинные вещи, я это сама тоже поняла недавно. Не надо прогибаться под жизнь. Но, видишь ли, пока я поняла истину, наступает конец света. Как же долго я шла к истине, аж до конца жизни.

– А ты не теряй надежду, может быть конца света и не будет.

– Но а если всё-таки будет?

– Тогда постарайся прожить хотя бы эти короткие три дня по-новому. Тогда ты уйдёшь на тот свет хотя бы чуточку просветлённой.

– Странно, за одну короткую ночь я поняла многое, чего не могла понять за всю жизнь.

— Это потому, что ты сегодня ночью впервые в жизни говоришь со мной, и говоришь откровенно, честно.

– А кто ты такой? И почему это я так разоткровенничалась с тобой?

– А ты неужели не догадалась?

— Нет, я не догадалась, но говорю уже с тобой целую ночь, сама не понимаю почему, ты выворачиваешь меня наизнанку, так скажи же кто ты?

– Всё очень даже просто, я, совесть твоя!

– Ах, совесть! Так вот почему я не могу тебе соврать?

– Ну да, никто и никогда не смог солгать перед собственной совестью, так что и ты не исключение.

– А я даже вдруг подумала, что ты Бог. Но если ты знаешь обо мне всё, то не можешь ли ты сказать мне, будет ли всё-таки конец света или нет?

– Я не знаю наверняка будет ли конец света, потому что не бог, но я точно знаю, что конец света для каждого человека в отдельности когда-нибудь обязательно наступит.

– Я что-то не пойму, как это для каждого отдельно наступит конец света?

– Тоже очень просто, вы люди смертны.

– Так вот ты о чём! Да, ты прав тогда. Это неизбежно!

– Хорошо, что ты это поняла, и если через три дня, обещанное майя, конец света не наступит, ты должна всегда помнит об этом, тогда ты не будешь много ошибаться. Сейчас ты разговариваешь со мной так потому, что думаешь, что наступит конец света, выворачиваешь душу наизнанку, но если через три дня всё будет благополучно, ты можешь забыть обо мне.

– Да, я не могу обещать, что буду помнить тебя всегда, да и невозможно это наверное, если честно сказать.

– Вот и я о том же, меня всё время помнить невозможно, жизненная суета порой выше меня, но совсем забывать обо мне тоже не стоит. Потому что когда всё-таки наступит твой конец света, тебе будет легче, поверь мне, каким бы не был человек при жизни, перед смертью все равны. И перед смертью я очень нужен.

— Скажи, а почему всё– таки дана смерть? Если человеку неизбежно суждено умереть, то зачем тогда дана жизнь? И разделима ли душа человека с телом или они неотделимы?

– Я не могу сказать, почему человеку дана смерть или жизнь. Но я могу сказать тебе что душа и тело человека отделимы, потому что после смерти живёт душа человека и живёт она до тех пор пока живые помнят о нём.

— Странно, значит память человеческая и души умерших имеют связь?

— Да, непременно. Может это поняли уже за пять-шесть тысяч лет до нас. Может быть именно поэтому люди старались сделать при жизни великие дела для того, чтобы о них помнили потом спустя тысячелетия, ведь пока жива память, живёт и душа!

— Да, это логично. Значит, Чынгысхан и Клеопатра, Македонский и Гиппократ, Архимед и Сократ и тем подобные великие люди пеклись о своей душе, нежели о теле?

— Да, возможно, и так. А возможно, они ничего не подозревали о душе после смерти, возможно у них всё вышло так само по себе и они не ведая о том, просто сделали великие дела и оставили о себе память на века.

– Да, задал ты мне задачу, теперь я тоже начинаю беспокоиться о своей душе, нежели о теле. Если смерть неизбежна, то наше тело непременно сгниёт под землей а душа останется жить. И чтобы мне такое сделать чтобы душа моя жила тысячелетия?

– Тут я уж не советчик, я могу лишь быть с тобой во времена великих твоих свершений!

– Ты смеёшься надо мной? Какие такие великие дела? Ведь до конца света осталось всего три дня! Что можно успеть сделать за три дня?

— О, иногда за три минуты можно сделать такое!

– Я окончательно запуталась, давай я подожду три дня, если не наступит конец света то тогда и буду думать о великих делах, хотя какие великие дела могу сотворить я, я ведь не царь и не Архимед. Но спасибо тебе за то, что обещаешь быть со мной во времена моих будущих великих дел, если они всё таки будут когда-нибудь.

– А ты надейся, надейся на лучшее, проси бога чтобы он отсрочил конец света. Но а пока, я не хочу омрачать твою жизнь, я не буду всё время лезть в твою душу, всему должна быть мера, но ты обещай мне сегодня, что не будешь часто забывать обо мне, раз уж мы с тобой говорим откровенно.

– Ну да, конечно, я обещаю, но если только не наступит конец света через три дня, а если она всё-таки наступит, то не обессудь, и прости меня, что так долго не говорила с тобой, эти майя так взбудоражили меня!

– А ты так сильно не переживай заранее, может всё-таки конец света и не наступит.

– Я каждую ночь молюсь об этом, ведь ты же знаешь. Но что будет если конец света не наступит?

– Понимаешь, если конца света не будет, то для многих начнётся другая жизнь. А эти майя в чём-то правы, они вроде сказали, что будет другая эпоха. За эту ночь ты многое осмыслила, о чём прежде не думала, и значит, для тебя начнётся другая эпоха, теперь ты будешь жить по-другому, и к смерти и к жизни у тебя будет другое отношение. Тогда, когда ты хотела умереть, ты не оценила смерть, теперь же ты стоишь лицом к лицу с ней, потому что конец света всё-таки может и наступить! Сейчас ты как никогда понимаешь, что такое-смерть. Но ты также глубоко оценила жизнь, потому что теперь тебе как никогда хочется жить!

– Боже мой, как же сложно устроен этот мир!

– Для того, кто не может определиться, зачем он живёт, мир действительно очень сложен, но для того, кто знает, зачем живёт, мир очень прост.

— Значит, я до сих пор не знаю, зачем живу?

— Может быть, потому то так и маешься, что не можешь понять смысла жизни.

– Ну так в чём же смысл жизни?

– Нет, этого я тебе сказать не могу, если тебе подскажут смысл твоей жизни, то жизнь уже не будет иметь никакого смысла.

– Что-то больно запутал ты меня. Ну да ладно, если не хочешь подсказать мне о смысле жизни, то побудь со мной хотя бы эти короткие три дня. И если конец света не наступит, то я сама попытаюсь понять смысл жизни. А потом ты же сам сказал, что с тобой мне будет легче умереть, если конец света всё же наступит.

– А это уж от тебя самой зависит, буду ли я эти три дня с тобой!

– Боже мой, как же трудно удержать свою собственную совесть при себе хотя бы три дня!

 – Да, ты права, это очень трудно, но возможно!

– Наверное, было бы намного легче, если тебя не было совсем?

– Да, и в этом ты права, без меня было бы намного легче жить. Но умереть без меня очень трудно, особенно если ты знаешь, что через три дня наступит конец света и ты должна непременно умереть, хочешь ты этого или нет.

– Нет, я так больше не могу, пусть будет то что будет, мне очень хочется спать. Не могу же я не спать три ночи подряд, а может быть во сне легче будет умереть, и ты отдохни, замучила я тебя своими расспросами, будем живы посмотрим, наступит ли конец света.

– Вот это верное решение, живи как жила и не мучай меня, я тоже устал, так что просто живи! Успокойся и усни! В конце концов, какая разница когда наступит конец света, через три дня или через миллионы лет, ведь человеческая жизнь всё равно ограничена, для каждого человека отдельно она наступит всё равно!

– О боже, если ты есть на свете, сделай так, чтобы конца света не было! Ведь ты же всемогущий! Дай нам пожить и умереть своей собственной смертью, ведь наша жизнь и так одно мгновение, а наш Земной шар всего лишь одна пылинка в бесконечной вселенной! Возможности твои безграничны! Будь милосердным, спаси нас и сохрани, не дай остановиться жизни на Земле, ведь ты же сам создал этот мир, так не уничтожай своё творение, пусть жизнь продолжится до бесконечности! Боже, я поверю в твоё бытие безоговорочно, если через три дня не наступит апокалипсис и жизнь на Земле продолжится!

 

Декабрь 2012 года

 

© Сатиева Б.К.

 


Количество просмотров: 1400