Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Научные публикации, История / Научные публикации, Этнография, этнология
© Аскар Мамбеталиев, 2014. Все права защищены
Произведение публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 3 марта 2014 года

Аскарбек Эркинович МАМБЕТАЛИЕВ

Несторианство в Центральной Азии

 

Задолго до появления мусульман, Центральная Азия была одним из центров несторианства, с многочисленными общинами и даже митрополитенами*. Об этом свидетельствуют арабоязычные ученые Ат-Табари, Ибн-Хуакаль, Аль-Бируни и другие. В своем труде «Сведения древних народов», Аль-Бируни указывал, что до арабского завоевания в Самарканде находился влиятельный несторианский епископат «насоро, возглавляемый мобад-дастуром Настори». Он считал несториан одним из самых цивилизованных религиозных течений (1). По Аль-Бируни, несториане были в г. Мерв (Мары, Туркмения) уже после 200 лет нашей эры (2). По свидетельству Махмуда Кашгари, в юго-восточном Дешти Кыпчаке, Узгенском царстве и Уйгурском каганате процветали общины Мсиха** с центром в Согде (3). Монголы знали уйгуров как христиан, поэтому Кубулай хан приказал двум уйгурам-несторианам отправиться в Иерусалим для поклонения Мсиху.

(*Митрополитен – административные центры общин)
    (**Древнее произношение Мессии в ЦА, т.е. Христа)

Православные источники относят возникновение христианства в Центральной Азии к I веку, подтверждая данные имеющихся источников западных исследователей, о миссионерском путешествии Фомы в Индию через Центральную Азию. Уже в середине I века евангелисты проникли на территории Кыргызстана, которые в IV веке основали мощную Центральноазиатскую Общину (www.eparchy.kg). Бартольд тоже предполагает, что христианство распространилось в Средней Азии с III в. н.э. (4). Позже несторианство стало государственным и оставалось главенствующей религией империи Чингизхана.
Существуют легенды о том, что останки тела одного из первых учеников Иисуса, покоятся на побережье озера Иссык-Куль. Православные источники добавляют информацию о другом ученике Иисуса – об Андреасе, который побывал на территориях современного Казахстана и Узбекистана (5). Есть мнение, что Идрис является искаженной формой греческого имени Эндреас и если это действительно так, то гумбез Идриса в Чаткале несет память об Апостоле. Идрис также относят к Еноху, который, согласно Ветхому Завету, был взят в небо живым.

По Шелковому Пути караваны с товарами постоянно перемещались между Китаем, Индией, Центральной Азией, Ближним Востоком и Европой. В Центральной Азии согдийцы были основными торговцами и их поселения располагались по всему региону (6). Из всех народов Средней Азии именно согдийцы приняли самое активное участие в распространении христианского учения (7 стр. 62). К началу III века во многих частях Персидской Империи, включая место обитания различных тюркских племен — Медию, Парфию, Гилан и Бактрию – жили христиане. Источники подчеркивают, что христиане создали административный центр имеющий влияние на огромную территорию, включающую Уйгурстан, Китай, Казахстан и далее до Монголии, а на западе до Венгрии. В 334 г. Мерв был главным окружным административным центром христианских общин. Как пишет Российский исследователь религии Бахромхан Махдумзода, обосновавшись в Самарканде, Несторий создал мощный епископат, простиравший свое влияние на Дешти Кыпчак (от Монголии до Венгрии), Уйгурский каганат и далее в Китай (3).

По данным Марка Диккенса, имеются ранние документы, относящиеся к 250 году, в которых написано о деятельности некого миссионера Акая, который распространил христианство среди племен на юго-востоке Каспийского моря в 120-140 гг. (8). А христианские манускрипты, сохраненные с V века в Шуйпанге и Дунхуане (Китай), включают книги Библии, христианские апокрифы, толкования библейских текстов и медицинские книги. Упоминание Дунхуане важно потому, что оттуда дороги вели к Центральной Азии, а также в города, где к XII веку жили разные тюркские племена (6). И вообще, многие тексты относящиеся к Восточному Туркестану отражают образовательность и уверенность христианских общин того времени.

Распространению христианства также способствовало гонение огнепоклонников в Персии на несториан в конце IV века. Около 153,000 несториан были убиты близ современного города Киркук в 448 году. Бежавшие от гонения несториане несли с собой свою веру в другие части Востока (9). А в 498 году сам Шах Кавад I бежал из Персии в Среднюю Азию, которая называлась землей белых гуннов*. Его сопровождали несторианские священники, которые донесли Евангелие до туземцев (8). Этот факт также подтверждается Филипп Оомен, профессором теологического колледжа в Индии, членом Церкви Мар Фомы, который отмечает, что вместе с верой, эти миссионеры принесли грамоту, достижения медицины, древнегреческую философию и т.д. (10).

(*Белые гунны или эфталиты – народ живший в IV-VI вв. в ЦА)

Таким образом, в конце V века персидские миссионеры широко распространили Евангелие среди гуннов и тюрков. Герат (Афганистан) и Мерв (Туркмения) стали центром миссионерства к 424 году. В течение последующих столетий до появления ислама, многие тюрки и гунны, а также другие народы, населяющие верховья Аму Дарьи, приняли несторианизм (9). В империи эфталитов, охватывавшей в V-VI веках всю Центральную Азию, христианство было объявлено государственной религией (11).

В Центральной Азии несторианство продолжало соседствовать с буддизмом, огнепоклонничеством, родовыми культами в качестве одного из главных религий региона. Существовали также целые города с преобладающим несторианским населением. Например, на восточной части Бишкека располагался город Тарсакент, название которого переводится как «город христиан». Под таким же названием найдены остатки найманского города в Жетисуйском Алатау Казахстана. Вблизи Самарканда располагалось христианское селение Вазкерд, со своим монастырем. Две монашеские обители находились в Восточном Туркестане. В горах Кыргызстана был построен монастырь Таш-Рабат (11). До VII века город Мерв оставался важной миссионерской базой, которая передала эстафету лидерства Бухаре и Самарканду. Там они обосновали целые христианские селения. Эти общины сохранились до середины XIII века, пережив арабскую, тюркскую и монгольскую империи (10).

Усилиями несторианских миссионеров и торговцев, к христианству продолжали обращаться как оседлые, так и кочевые тюркские племена Центральной Азии. Так, в 644 г. митрополит Мерва Илияс говорил о великом количестве христиан живущих над устьями реки Оксус (Аму Дарья). Сохранилось письмо того времени, где автор описывает этих тюрков следующим образом:

«Эти христиане-тюрки едят мясо и пьют молоко... Все их привычки чистые, их вера ортодоксальная и истинная как наша... Они верят в единую славную природу Троицы…и исповедуют, что Божественное Слово, одно из трех Личностей Святой Троицы, пострадал, умер и был пригвожден ко кресту, и Его смертью и Его воскресеньем Он спас нас... В их собраниях они переводят вышеуказанные Книги [Ветхий и Новый Заветы] на их тюркский язык… Они настоящие верующие и богобоязненные люди, и они обитают в шатрах, и у них нет ни городов, ни сел, и ни домов... Эти христиане тюрки обитают под шатрами и юртами, и у них свои священники, дьяконы, и монахи. У них много мест поклонения в их юртах, и они бьют в колокола и читают Книги на нашем Ассирийском языке» (9).

Православные источники пишут, что в VIII веке началось завоевание ЦА мусульманами, которые переделывали христианские храмы в мечети. Тем не менее, в Халифате оставались работать несторианские ученые, врачи и высокопоставленные чиновники (11). Несмотря на строгие запреты, несториане занимались активной миссионерской работой и смогли обратить многих зороастрийцев в свою веру. До арабских завоеваний, среди тюркских и гуннских племен христианство было так широко распространено, что даже после военных успехов арабов, оно оставалось популярной религией. В начале возникновения Халифата, мусульмане относились к несторианам мягче, чем остальные религии. С приходом к власти арабов, несториане с облегчением вздохнули от гнета зороастрийцев. Кроме подушевого налога, арабы особо не занимались гонениями на христиан, если не считать, что иногда оказывалось давление на них, а также разрушались церковные здания во время войны с Византией. Христианам также запрещалось возведение новых церковных зданий и открытое использование креста в сооружениях. Многие несториане работали на высоких должностях, а некоторые даже были освобождены от подушевого налога (12). Не случайно, наверное, что один из кыргызскоязычных политологов в своей статье упоминает о религиозной терпимости между мусульманами и несторианами (13). Есть даже мнение, что ислам произрос из несторианства (3).

В Туркестане крупные региональные административные центры для управления общинами располагались в Бухаре (VIII век), Герате (628-643 гг.), Кашгаре (1176-1190 гг.), Хотане, Мерве (399-410 гг.), Навекате (X век) и Самарканде (628-643 гг.). Кроме того, в Туркестане также функционировали епископаты в Алмалыке, Балхе, Жамбалуке, Кара-Ходже, Кумуле и Турфане (14).

В книге «Надолго потерянные христиане» упоминается о назначении митрополита для тюрков в 780 году (15). На юге Семиречья центры христианства располагались на главных торговых узлах, каковыми являлись Узген, Кашгар, Ташкурган и Яркент. В Кашгаре потомки несториан сохранились до сегодняшнего дня. Кроме несториан, армянские торговцы всегда свободно передвигались по всей Средней Азии, это доказывается повсеместно найденными в раскопках элементами арменианского христианства (6).
В течение X-XI веков несколько тюрко-монгольских племен, включая керейитов, уйгуров, найманов и меркитов были в большинстве своем христианами (10). Интересно заметить, что в фильме «Тайна Чингизхана» снятый по мотивам романа Николая Лугинова «По велению Чингис хана» глава найманов представлен в калпаке. Об обращении этих народов к несторианству циркулируют разные легенды. Однако, тот факт, что в окружении Чингизхана и его воспитании участвовали несториане-керейиты, является важной информацией о положении несторианства в орде. Автор книги «История кыргызов», К. Садыков пишет, что «в период 1137-1218 гг. в Тянь-Шане были распространены несторианизм, шаманизм и ислам» (16 стр. 441). Бартольд уверен, что в XII веке в низовьях Сыр-Дарьи было не мусульманское тюркское владение со столицей Саганак, что ясно по развалинам. Достоверные источники подтверждают, что в X веке там еще жили христиане (17).

Ко времени прихода Чингисхана в 1219 г., в попечении несторианского патриарха в Самарканде находилось 25 митрополитов и 130 епископов, разноплеменные епархии которых были разбросаны на огромной территории (3). Позже, во время своего путешествия по Средней Азии в 1271-1299 гг. Марко Поло видел очень много несториан в Самарканде, а также здание церкви построенное Чагатаем в честь Иоанна Крестителя. Чагатай хан, правивший над всей Центральной Азией, включая Шиңжаң, сам был несторианином. Прибыв на территорию Тендук, которая располагалась на юго-востоке современной Монголии, Марко Поло также обнаружил, что владеющие этой землей онгуты тоже, по большей части, были христианами. Также он заметил, как Кубулай хан целовал Библию на празднике Пасхи и повелел всем своим нукерам последовать его примеру. Кубулай относился либерально ко всем религиям. Встретив отца и дядю Марко Поло, Кубулай передал через них письмо Римскому Папе и другим правителям на Западе, в котором просил их отправить сто самых образованных и профессиональных миссионеров, чтобы они доказали его народу превосходство христианской религии над другими религиями (18). Это доказывает вес и авторитет несторианства в регионе. Поэтому, в начале XIII века в Семиречье была учреждена митрополия «Кашгара и Невакета» (19).

К XIV веку в Семиречье, включая территорию современного Кыргызстана, христианство сильно распространилось и стало разнообразным. Как свидетельствуют несторианские могилы XII-XIV вв. вблизи Токмока, тут были мелькиты (православные), яковиты, арменианцы, католики и несториане. В своих книгах «О христианстве в Средней Азии», «О христианстве в Туркестане в до монгольский период» и в других трудах, Бартольд много раз об этом писал. Он указал, что до монгольского периода какая-то часть кипчаков исповедовала даже православие (7 стр. 63).

Бесспорное доказательство того, что значительная часть кыпчаков исповедовали христианство подтвердило также недавнее исследование, которое, базируясь на многочисленных материальных и письменных источниках опубликовано под редакцией Александра Гаркавца. Об огромных письменных памятниках, о христианстве в ряде тюркских племен, которые в прошлом были частью кыргызов или сегодня продолжают оставаться в генеалогии современных кыргызов, можно прочитать на специальном сайте UNESCO по адресу: www.qypchaq.unesco.kz. Там приводится молитва Иисуса на кыпчакском языке:

«Атамыз бизим ки көктасен, ари болсун атың сениң, келсин ханлигиң сениң, болсун еркиң сениң нечик көкта алай йерда, өтмакимизни бизим күндалик бер бизга бүгүн, бошат бизга бочумузну бизим, нечик ки биз бошатирбиз бизим борчуларимизга, бермагин бизни сынамахлыхка, йокса хуткар бизни йамандан, зера сениңдир ханлых да хуват, да саңа хайбат меңилик. Амен.»

Дословный перевод на кыргызский язык:
    (осуществлен автором)

«Атабыз биздин сен көктөсүң, аруу болсун атың сенин, келсин хандыгың сенин, болсун эркиң сенин көктө болгондой жерде да, наныбызды биздин күндөлүк бер бизге бүгүн, бошот бизди карыздарыбыздан биздин, биз бошотуп жатабыз бизден карыз болгондорду, бербе бизди сыноого, бирок куткар бизди жамандан, себеби сеники хандык да, кубат да, сага даңк түбөлүк. Омин.»

Если промежуток между X-XIII веками характеризуется расцветом тюркомонгольского христианства, то последующие семь лет относятся к темному периоду центральноазиатского христианства. Многие народы, некогда могущественные, среди которых процветало несторианство, по мере отхода от несторианства, постепенно становились частью других государств и народов. Тяжелые времена наступили и для кыргызских племен, особенно в период противостояния с джунгарами* в XV-XVIII веках. Уйгуры, которыe в свое время ассоциировались с несторианизмом, полностью потеряли самостоятельность, а найманы, керейиты, меркиты, каракытайи и кыпчаки исчезли как народность и стали племенами.

(*Жунгары или калмаки, одна из племен монголов)

Впрочем, XIV-XV века характеризуются спадом христианства не только в Азии, но также в Европе. Переход от обрядовости к реформации, т.е. к жизни по вере в Европе начинается лишь с начала XVI века. А между тем, к середине XIV века среди правящих кланов Золотой Орды появились приверженцы ислама, которые усиливали свою позицию среди тюркских и персоязычных народов. И наконец, преемник Золотой Орды Узбек хан объявил ислам государственной религией (20). По мнению редактора Кыргызской национальной энциклопедии Э. Турганбаева, информации о кыргызах, которые жили в Средней Азии в XI-XIII вв, почти нет, так как «в связи с усилением ислама кыргызы и другие народы постепенно начали переселяться в сторону Алтая» (21).

 

Источники: 

1. Ratliff, W. Piligrims on the Silk Road: A Muslim-Christian Encounter in Khiva. Eugene, OR : Wiph & Stock, 2010.
2. Федько, В. Христианство в Средней Азии. Портал интересных статей. [Онлайн] 2012 ж. http://ynik.info/2012/02/09/khristianstvo_v_srednejj_azii.html.
3. Махдумзода, Б. Неистовые несториане. Центральный Ассирийский ресурс. [Онлайн] May 2000 ж. [Дәйексөз келтірілген күні: 12 June 2011 ж.] http://www.assyria.narod.ru/bahromhan.html.
4. Бартольд, В. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. Москва : "Восточная литература" РАН, 2002.
5. Русская Православная Церковь. Бишкекская и Среднеазиатская Епархия. История Православия в Киргизии. [Онлайн] 2012 ж. http://www.eparchy.kg/site/history.html.
6. England, J. The Hidden History of Christianity in Asia. Delhi&Hong Kong : Cambridge Press, Delhi, 2002.
7. Табышалиева, А. Вера в Туркестане. Бишкек : Коммерческо-издательская фирма "Аз-Мак", 1993.
8. Dickens, M. Nestorian Christianity in Central Asia. [Онлайн] 2001 ж. http://www.oxuscom.com/Nestorian_Christianity_in_CA.pdf.
9. —. The Church of the East. [Онлайн] 1999 ж. [Дәйексөз келтірілген күні: 12 12 2011 ж.] http://www.oxuscom.com/ch-of-east.htm.
10. Oomen, P. East of the Euphrates: Early Christianity in Asia. [Онлайн] 1998 ж. [Дәйексөз келтірілген күні: 22 12 2011 ж.] http://www.religion-online.org/showchapter.asp?title=1553&C=1362.
11. Официальный сайт Ташкентской и Узбекистанской епархии. История Христианства в Средней Азии. [В Интернете] 2011 г. [Цитировано: 8 12 2011 г.] http://www.pravoslavie.uz/histor.htm.
12. Latourette, K. A History of Christianity. New York : Harper & Brothers, 1953.
13. Акеров, Т. Вернись к истокам. Вечерний Бишкек. 11 Апрель 2011 ж., беттер 1-2.
14. Namato, L. Unofficial Web Site of the Church of the East. [Онлайн] http://www.nestorian.org/nestorian_grave_stone.html.
15. Long-lost Christians. Jenkins, P. 22, 11 4, 2008, Christian Century, Vol. 125.
16. Сыдыкова, К. Кыргыз тарыхы. Бишкек : Бийиктик, 2007.
17. Еще о христианстве в Средней Азии. Бартольд, В. Москва: Наука, 1964 г., Т. 2.
18. Shan, M. The Kingdom of God in Yurts: Christianity among Mongols in the Thirteenth and Fourteenth Centuries. The Chistian Post. [Online] 2012. http://m.blogs.christianpost.com/upper-room/the-kingdom-of-god-in-yurts-christianity-among-mongols-in-the-thirteenth-and-fourteenth-centuries-9277/.
19. Рахманалиев, Р. Империя тюрков. Великая цивилизация. Москва: РИПОЛ класси, 2009.
20. Alternativa Hist. Христианская Орда. [Онлайн] [Дәйексөз келтірілген күні: 8 12 2011 ж.] http://wap.alternativahist.borda.ru/?1-9-30-00000194-000-0-0-1267813552.
21. Турганбаев, Э. VI-VIII кылымдардагы Талас-Сыр-Дарыя аймагындагы кыргыздар жана алардын этногенези. Биздин.kg. [Онлайн] http://bizdin.kg/elib/makala/turganbaev-syrdayra-kyrgyzdary.pdf.

 

© Аскар Мамбеталиев, 2014

 


Количество просмотров: 2912