Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Художественная проза, Малая проза (рассказы, новеллы, очерки, эссе) / — в том числе по жанрам, Внутренний мир женщины; женская доля; «женский роман» / — в том числе по жанрам, Юмор, ирония; трагикомедия / Главный редактор сайта рекомендует
© Шагапова Нурия, 2013. Все права защищены
Произведение публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 5 января 2014 года

Нурия Абдрахмановна ШАГАПОВА

Сватовство

Различные житейские истории – записки из дневника автора. Публиковались в бишкекской газете «Для Вас» в 2013 году.

Первоисточник: http://dv.kg/?p=4522

 

Обычно спать я ложусь далеко за полночь. Но сегодня решила лечь пораньше. Мне снился уже десятый по счету сон, когда зазвонил телефон. Машинально я глянула на часы: светящийся циферблат четко высвечивал 01:00.

– Ну, кому вздумалось звонить так поздно? – возмутилась я, снимая трубку назойливо треньдящего телефона.

– Привет! – откликнулась она веселым голосом моей закадычной подруги Лиры. – Не спишь?

– Если бодрствуешь ты, это не значит, что все не спят…

– Извини. Ты всегда поздно ложишься, поэтому не смогла удержаться, чтобы не позвонить тебе и не сообщить потрясающую новость. – Виталик сделал предложение Юле.

Мой сон как рукой сняло.

– Да ты что? Когда?

– С полчаса назад.

– С этого места поподробнее. Как он ей сделал предложение?

– Дети были дома, смотрели кино по DVD, потом Виталик пошел провожать Юлю. Я в окно смотрю, они в беседку вошли. Тут Виталькины друзья подъехали с цветами и шарами. О чем говорили, не знаю, только Юля стала шары лопать, а потом как кинется на шею Виталику. Все закричали «Ура!». Оставшиеся шары выпустили. Так романтично! Потом они домой вернулись, счастливые такие. Виталик прямо с порога заявил:

– Мама, мы решили пожениться. Я сделал Юле предложение.

– Бедная девушка, наверное, уже надежду потеряла, а тут стоит, вся аж светится от счастья. Поздравила я их, прослезилась и тебе позвонила. Так что завтра в 12 поедем сватать Юлю. Ты у меня главная сваха.

– Почему я? Что, больше никого нет?

– Это не обсуждается. Ты моя лучшая подруга, тебе и быть свахой. До завтра.

И она отключилась.

Вот так всегда. Позвонила, сон перебила, теперь, небось, со спокойной совестью легла спать, а у меня началась бессонница.

Мы с Лирой часто говорили о Виталике и Юле.

– Почему сын не делает ей предложения? Университет уже окончили. Она из хорошей семьи. Возраст самый подходящий и любят они друг друга, – удивлялась Лира.

И вот наконец-то свершилось то, чего мы с ней так долго ждали – сын сделал предложение девушке. Но я никогда не была свахой и не знаю, что говорить и как себя вести. Единственная сваха, которую я знаю, так это Роза Сабитова из телепрограммы «Давай поженимся», но мне лично она абсолютно не нравится. На мой взгляд, это базарная, меркантильная бабенция с тупыми вопросами о приданом и всем таком. Ну, Лирка и задала мне задачку! Раз на меня возложена особая миссия, значит, я должна основательно к ней подготовиться. Какой тут сон? Сватовство, предсвадебные хлопоты, свадьба – довольно волнительные и дорогостоящие события. Но через это проходят все, поэтому я искренне радовалась за подругу и ее сына. Свадьба – это одно из самых ярчайших событий в жизни каждого человека. Но здесь важны не только свадебные наряды, букеты, подарки и застолья, но и традиции, ритуалы подчеркивают значимость этого действа. В настоящее время сватовство – это чисто формальный ритуал. Молодежь давно решила все сама, а вот чтобы сыграть свадьб
у – денег у них нет, для этого нужны спонсоры. В данном случае спонсорами выступают родители, и сватовство определяет их статус. Обе стороны вкладывают инвестиции в своих детей. Кто же будет приоритетным инвестором, родители жениха или невесты, определяет свадьба.

Я включила «комп» и решила поискать подсказку в Интернете. Не могу же я ударить лицом в грязь перед родителями Юли и подвести свою подругу. Вот что я вычитала:

«Во все времена ритуал сватовства имел огромное значение и был первой ступенью начала семейной жизни, оно происходило в строго определенные дни – либо во вторник, четверг или в выходные. Роль свахи заключалась в подборе жены. День сватовства, как и путь к дому невесты, главная устроительница ритуала держала в большом секрете. И основная фишка сватовства заключалась в том, чем быстрее проходила сваха двор, тем быстрее состоялась свадьба. Она знала все не только о невесте, ее семье, но и о нраве, привычках избранницы. Долгая пауза во время переговоров могла расстроить сватовство. Вобщем, там было немало заморочек, которые я посчитала неприемлемыми для наших условий, в частности обсуждение приданого невесты.

Что же я знала о Юле? Она встречается с Виталиком с первого курса. Добрая, интеллигентная девушка. Воспитанная. И еще у нее красный диплом. Значит, умная. Виталика я знаю с самого рождения. Из роддома сама его на руках несла. На моих глазах мальчишка вырос. Хороший мальчик. Воспитанный, начитанный, работа у него с перспективой роста, чего еще надо? Жених завидный.

Спонсорство и назначения дня свадьбы я взяла за основу. Надеялась также устроить смотрины и завершить мероприятие веселым застольем. Короче все сделать так, чтобы и день сватовства запомнился детям. Недаром же Лирка записала меня в главные свахи. Если родители Юли с чувством юмора и не закомплексованные люди, то данная формальность превратится в настоящий праздник. Основательно подковавшись полученными знаниями, я накидала небольшой сценарий, который завтра перед поездкой собиралась обсудить с подругой, и легла спать. На востоке алела светлая полоска рассвета.

 

Спасительница

Меня снова разбудила Лира, но теперь она трясла меня за плечо.

– Вставай, соня! Давно пора в путь!

Я глянула на часы. Одиннадцать часов дня.

– Лира, ты, видимо, решила вообще лишить меня сна? Я на рассвете еле заснула, – выразила я свое недовольство.

– Я тоже не спала, поэтому приехала к тебе пораньше. Давай обсудим, как будет проходить сватовство.

Отдав ей сценарий, я пошла принять ванну, а когда вернулась, то увидела довольное лицо подруги. Ей все понравилось.

– Кто еще едет с нами?

– Баба Нюра, Алексей Петрович – отчим Виталия и ты. Виталий не в счет. Ему как жениху там быть положено.

– Ты что это надела? – Увидев меня в длинном платье и платке, спросила Лира. – Мы что в церковь собрались? Мы же современные люди. Видишь, я в джинсах. Баба Нюра не в счет, потому что старушка…

– Постой, я же сваха. Оделась соответственно.

– Сваха свахе рознь. Родителям Юли столько же лет, сколько и нам. Так что голову не морочь. Сейчас же переодевайся.

Я была благодарна подруге, потому что в своей привычной одежде – джинсах и футболке – я чувствовала себя более комфортно и уверенно. Заехали за бабой Нюрой. Она уже ждала нас. В парадно-выходном платье из лилового муслина она была больше похожа на сваху. Украсив машину живыми цветами, мы поехали к Юле. Дорогу показывал Виталик. Разногласия с моим сценарием начались сразу же, как только мы остановились у подъезда новой многоэтажки. Где двор, который мы должны были пересекать рысью? Что делать?

– На каком этаже она живет? – обратилась Лира к сыну.

– На четвертом, – ответил Виталик.

– Придется взбегать по лестнице.

– Вы может быть и побигите, а как же мы с Алексеем Петровичем? – сказала баба Нюра. Действительно, ни бабулька, ни грузный Лиркин муж не могли скакать по лестнице.

– Давай я тебя сзади подталкивать буду? – предложила бабке Лира.

– Еще чего! – Возмутилась бабулька. – Вы там всякую ерунду понаписали, а мне потом вместо свадьбы на больничной койке валяться? Нет уж, увольте! Пойду, как пойду. Да и Петрович со мной согласится. Бегите сами.

Делиться на команды нам вовсе не хотелось, поэтому мы в обычном ритме стали подниматься по лестнице. Лифт в доме пока не работал. Нам оставался всего один пролет… Это было невероятно. От Юлиной квартиры до третьего этажа была выстлана красная ковровая дорожка.

– Ух, ты! Как будто на кинофестиваль в Канны попали! – удивилась наша продвинутая баба Нюра. Впервые голос подал отчим Виталия:

– Как им не терпится дочку-то сплавить. Видите, как нас встречают…

– Оставь свое мнение при себе, – шикнула на него Лира и широко улыбнулась. В проеме распахнутой двери стояли разодетые родители Юли. На маме было вечернее платье, а папа – в смокинге. В руках они держали большое блюдо. На расшитом рушнике красовался каравай с солонкой.

– Добро пожаловать, дорогие гости. Как доехали? Не трудной ли была дорога? Отведайте хлеба-соли и проходите в дом, – приветствовали они нас.

В моем сценарии этого тоже не было. Видимо, родители Юли, так же как и я, изрядно покопались в Инете. Лира растерялась. Пришлось мне срочно импровизировать. Я выступила вперед, отломила кусочек хлеба и, макнув в соль, сказала:

– Дорога была неблизкой. Конь наш подустал. Ехали мимо, решили заглянуть на огонек. У вас товар, у нас купец. Коли такой прием, отчего же не зайти?

Шутку поддержали все. Контакт был налажен. Ритуал с караваем повторился, и все вошли в квартиру. В зале был уже накрыт стол, который ломился от всяческих изысков. Виталик шмыгнул в комнату Юли.

Мы перезнакомились, а потом, не дожидаясь приглашения, баба Нюра уселась во главе стола. Ее лиловый наряд произвел впечатление на хозяев, и они решили, что именно она и есть главная сваха. Да и возраст подходящий, поэтому ей первой они преподнесли подарок – отрез ткани. Позже подарки получили все. Баба Нюра подарок взяла, но при этом съязвила:

– Подарки знатные, спасибо. Только зря задариваете нас. Вдруг невеста не понравится? Вдруг она косая, хромая или еще хуже – неряха? Нам бы на нее посмотреть.

– Да, да, конечно. Сейчас позовем, – сказали папа с мамой и быстро вышли из комнаты.

– Я же говорил, что они хотят быстрее сплавить дочь. Сейчас Юлька появится в белом платье. Они уже готовы сегодня свадьбу сыграть, боятся, как бы жених не раздумал, – опять шепнул Алексей Петрович.

На этот раз Лира не возражала. Вошло все семейство и вместе с ними Виталик. Петрович ошибся. Юля была в шортиках, едва прикрывающих попочку, и в топике. Все чинно уселись за стол. Наступило неловкое молчание, которое опять же нарушила баба Нюра. Как и Розу Сабитову, ее интересовало все: умеет ли невеста шить, готовить, как относится к детям, каково ее приданое… Вобщем, я поняла, что бразды правления у бабули, и почувствовала легкое облегчение. Родители начали перечислять достоинства своей дочери: мол, умница, помощница… Пусть не умеет шить и вышивать, это и ни к чему, зато кулинарка отличная.

– Кушайте, гости дорогие, – потчевали они нас, – перец фаршированный Юлечка сама собственноручно готовила, да и торт сама пекла.

– И когда успела? – удивлялась неугомонная баба Нюра. – Вчера поздно ушла, мне Лира сказала. Сегодня рано встала, выглядит отдохнувшей, как будто и не трудилась вовсе. У меня вон огород в соток 15, да хозяйство какое-никакое: курочки, уточки, барашки, поросята, коли такая шустрая, коли все успевает делать – нам она подходит. Берем!

– Баба Нюра, ты забыла про своего ишака Яшку. Его ведь пасти надо и вычесывать время от времени, – добавила Лира.

– Ой, спасибо, что напомнила. Яшка у меня упрямый. За ним глаз да глаз нужен. Вечно убегает из дома, а я его по всему селу ищу. Теперь пусть молодая сноха за Яшкой побегает. Забираем невесту сегодня же.

От такой перспективы для своей дочери у родителей Юли челюсти отвисли, а мы с Лирой, едва сдерживаясь, чтобы не расхохотаться, потому что у бабы Нюры кроме огорода ничего не было. Выдумала бабка, невесту так проверяла.

– Знаете, а мы Юле квартиру купили. Конечно, помогать нужно, они будут к вам приезжать, но жить все-таки должны молодые отдельно, – неуверенно произнес отец семейства. Мама Юли молчала. Но было видно, что она шокирована бабкиным хозяйством. Обстановка явно накалялась, но вмешался Виталик.

– Хватит шутить, бабуля, а то и впрямь сейчас раздумает Юлька за меня замуж идти.

– Нет, нет. Я на все готова, – быстро ответила девушка. – Я на все согласная, только бы быть с тобой, потому что я люблю тебя. – Юля прижалась к Виталику.

– Во Франции невесты плачут, убегают, их ловят и якобы заставляют дать согласие, – опять подал голос отчим. – А тут сразу – берите меня, я согласная…

– Мы в Азии живем, – заступилась за дочь мама. – Тут за невест калым платят, может быть, мы и об этом поговорим?

Лира не выдержала, встала и поцеловала Юлю.

– О лучшей снохе я и мечтать не могла. Давай, сват, наливай, выпьем за жениха и невесту да поговорим о свадебке.

День и дату свадьбы назначили на начало осени. Позже решили определиться со списком гостей. Обсуждалось и платье невесты. Юля принесла гламурный журнал и показала платье.

– Хочу такое, – заявила она. – Хочу быть самой красивой и неповторимой. Стоимость платья была аховая, четыре цифры в долларовом эквиваленте. Но сумма, видимо, не смущала девушку. Договорились, что платье покупает жених. Но прагматичная баба Нюра отреагировала иначе.

– Ты, девонька, вот что, – заметила она, – в Кении или какой-то другой африканской стране невесты шьют себе платья из древесной коры. Уж коли ты хочешь выделиться, то может быть последуешь их примеру? Будешь самая что ни на есть неповторимая. Дешевле обойдется, да и мне на растопку останется…

Деревянное платье Юлю и ее родителей не устраивало, поэтому решили купить свадебное платье в складчину. Вот так проходило сватовство, и нашей спасительницей, отстаивающей интересы жениха, была баба Нюра. Наконец молодежи надоело сидеть с нами и они ушли гулять. Наше застолье продолжилось, а меня одолевали думы: если моя дочь соберется замуж выходить, то мне придется брать кредит в банке.

 

© Шагапова Нурия, 2013

 


Количество просмотров: 1690