Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Художественная проза, Малая проза (рассказы, новеллы, очерки, эссе) / — в том числе по жанрам, Художественные очерки и воспоминания
© Кадыров В.В., 2007. Все права защищены
© Издательство «Раритет», 2007. Все права защищены
Произведение публикуется с письменного разрешения автора и издателя
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Опубликовано: 18 ноября 2008 года

Виктор Вагапович КАДЫРОВ

Саша Ефимов

Рассказ о друге, о грустных годах «дикого рынка» после развала СССР, и о себе самом – как становилась судьба автора. Из сборника «Коровы пустыни»

Из книги: Кадыров Виктор. Коровы пустыни. — Бишкек: Раритет, 2007. — 280 с., илл.
УДК 82/821
ББК 84 Р7 ‒ 4
  К 13
ISBN 978‒9967‒424‒55‒5
К 4702010201‒07

Когда еще я занимался альпинизмом, пару раз в горах я попадал в такой сплошной туман, что полностью терял ориентацию. Однажды мы делали траверс двух вершин пика имени Лысенко в цирке ледника Адыгене на Киргизском хребте. Погода во время восхождения была солнечная, и мы легко продвигались по маршруту. Но после полудня набежали тучки, и мы попали в туман. В это время наша группа была на вершине и готовилась к спуску. Видимости не было никакой, но мы решили спускаться, так как в базовом лагере нас ждали. Идти вниз надо было по гребню, и мы были уверены, что не заблудимся.

Когда мы опустились ниже уровня облаков и смогли осмотреться, то с удивлением обнаружили, что спускаемся совершенно в другом направлении, в соседнее ущелье. Адыгене – боковое ответвление более мощного ущелья Ала-Арча, вот в него-то мы и попали. Как-то обойти и попасть обратно в Адыгене, не было никакой возможности – это многие километры пути. Пришлось нам возвращаться на вершину.

Там мы, опять находясь в тумане, попытались сориентироваться. Выбрав, как нам казалось, правильное направление, мы пошли вниз. Результат оказался тем же. Просто мы перебрались на очередную складку горы. Пришлось снова идти вверх.

Еще три раза мы делали попытку найти нужный нам гребень и терпели фиаско. Между блужданиями мы пытались переждать туман на вершине. Но, не выдержав, начинали новый спуск. От усталости мы еле держались на ногах. Лишь к концу дня туман рассеялся и мы пришли в лагерь.

Другой случай показал мне, насколько обманчива бывает перспектива в тумане.

В тот раз команда, что ходила на пик Лысенко: я, Люба Карнаухова, Володя Некрасов и Александр Федоскин, поднималась на Шестую башню пика Корона. По плану у нас была ночевка на небольшой полочке на стене.

Мы благополучно шли по маршруту. Проходили скалы, вбивали крючья, навешивали веревки и к концу дня были на нужной полочке.

Поставили палатку, поужинали. Мы с Володей высунулись наружу. Там был сплошной туман. Палатка стояла на краю полочки, и под нами была бездна. Мы пытались различить очертания близлежащих хребтов. И действительно, через какое-то время нам удалось засечь неясные темные пятна. Мы строили догадки относительно того или иного гребня, на которых были расположены эти пятна. Без сомнения, это были выходы скал.

Налетевший ветерок разогнал на секунду окружающий нас белесый кисель, и нашему взору предстали молоток, крючья, веревка, скрученная в кольца. Оказывается, все это было у нас под носом! А мы с Володей были уверены, что нас отделяют от темных пятен сотни и сотни метров. Вот что значит отсутствие ориентиров!

Я уже рассказывал, как занялся книжным делом. У меня не было ни малейшего представления ни о том, как ведется бизнес, ни о том, что существуют такие понятия, как маркетинг или менеджмент. Было лишь страстное желание удержаться на плаву. Не существовало какого-то видения, как принято сейчас говорить, что будет с нами через пять-десять лет. Только сиюминутные проблемы и их преодоление. Мой друг и бывший однокашник Володя Шестопалов, который в то время работал со мной, так говорил о методах моего руководства: «У меня такое чувство, что мы несемся по лесу словно партизаны. То в одну сторону, то в другую. Потому что карты нет и дороги не знаем. А кругом болота и небезопасно нестись без оглядки. Нет бы на дерево залезть да оглядеться, куда бежим, но у нас все времени нет, чтобы остановиться и подумать». На это замечание я отвечал: «Зато я всегда уверен, что бежим правильно. В какую бы сторону ни бежали. Это придает бодрости духа и уверенности в своих силах. Многие безнадежные ситуации нам удается решить в свою пользу. Если бы мы знали, что дело швах, то и не пытались бы!» Хотя, честно говоря, мне это тоже напоминало блуждания в тумане.

Я постепенно становился фаталистом. Не в том, конечно, смысле, что ничего не надо предпринимать, потому что все и так предопределено. А в том, что любые встречи, любые события, совершенно случайные с виду, внезапно обретают смысл и выстраиваются в логическую цепочку. Если ты начинаешь какое-то дело, то судьба дает тебе шанс. Происходят неожиданные встречи именно с теми людьми, которые могут помочь тебе в решении твоих проблем. Так случилось с Лопатко, о котором я уже рассказывал.

После провала со Славянским фондом я некоторое время работал под флагом другого предприятия, у одного моего знакомого. Александр Александрович Кузнецов, или просто Сан Саныч, выпускал объемные обои «изоплен». Многие предприятия брали его продукцию, но расплачиваться за нее не спешили. То денег еще нет, то другие какие проблемы одолевали. Сан Саныч всем отпускал обои в долг.

Он обладал особым нюхом на ситуацию и, видимо, заранее почувствовал грядущие экономические проблемы Кыргызстана. Поэтому еще в 1992 году сумел перетащить все свое производство, вместе с людьми и станками, в Москву. Знать, сильные люди покровительствовали Сан Санычу.

Уехать-то он уехал, а долги ему остались. Вот Сан Саныч и поручил мне выбивать с должников деньги. Походил я по предприятиям. Вижу, дохлое это дело получить с них деньги. Стал с ними говорить о бартере. То есть забрать долг товаром.

Был у меня еще один друг Александр Ефимов. Мы с ним в институте учились в одной группе. Последнее время, до «Раритета», я с Сашей долго работал в наладке электроустановок и автоматики. Дружили с ним, на горных лыжах катались. Мне нравилась его открытость и детское восприятие мира. Особенно восхищала меня в Саше способность остро воспринимать значение слов. Он все воспринимал буквально, как слышал. Притчей во языцех был случай с ним, когда он полетел в командировку в Москву. Кассир, продавая билеты, спросила его: «Вам как, гражданин, с посадкой или без?» На что Саша, не задумываясь, возмущенно ответил: «Конечно, с посадкой!» И проторчал потом в Свердловске три часа, дожидаясь вылета. «А я подумал, они, что мне парашют дадут!» – оправдывался после Саша. Таких случаев было множество. Двух своих сынишек он, шутя, называл иродами. «Ведь родила их моя жена Ира!» – смеялся Саша.

У Ефимова была азартная натура. Он постоянно что-то предпринимал, чтобы заработать денег. То скупал акции компании типа МММ, то продавал шубы в Сибирь, то китайские вещи в Москву. При временном успехе, который окрылял Сашу, он неизменно терпел сокрушительный крах в финале.

Едва я начал свое собственное дело, заявился Ефимов. Он предложил мне вложить деньги под большие проценты в разные организации. Напрасно Саша расписывал мне свою «методу» вкладывать минимум в три фирмы. «Все сразу не разорятся!» – убеждал он. Я наотрез отказался. Во-первых, уже тогда понимал что все это дурилка и финансовая пирамида, а во-вторых, деньги не мои, а людей, и я не буду рисковать.

Когда я разбирался с Кузнецовскими долгами, вот тут-то я и вспомнил о Ефимове. В то время он занимался шубами. Кое-как согласовав с Сан Санычем и с должниками, я организовал цепочку бартера, в конце которой оказался Саша с выписанными с меховой фабрики шубами. Через некоторое время он объявился назад с вырученными деньгами. Хватило и Сан Санычу, и нам с Сашей.

Потом были шерстяные кофточки и кожаные сумочки, которыми торговали все наши родственники и знакомые и в родном городе, и в далекой Москве, и Белгороде. Часть непроданных вещей до сих пор валяется по кладовкам, напоминая о бурных временах дикого рынка. Были поездки на границу с Китаем и в заполярный Сургут в надежде сбыть остатки товара. Были стояния на морозе на рынке Новокузнецка, где рынок меховых шуб держали цыгане. Были рейды бритоголовых рэкетиров и местной милиции. Вся бывшая Империя пыталась выжить в новых условиях. Все, кто мог, стали челноками и бизнесменами, как они гордо себя называли. Невзирая на звания и специальность.

Рядом на рынке стояли цыгане и бывшие ученые. Потому что наука уже не кормила. Конечно, это были темные времена. Времена дикого рынка. Но они еще не прошли. Светлое будущее еще не наступило.

Я говорил о своем фатализме. Оглядываясь назад, я могу точно сказать, что в жизни нет ничего случайного. Все, что происходит с нами, закономерно. Это звенья одной цепи, смысл которой нам пока не ясен. Любая встреча двигала меня вперед, потому что я всегда знал куда иду. Даже если казалось, что иду в разные стороны. Цель была всегда одна – стать нужным людям. И во всех перипетиях, при любой удаче я старался выполнить взятые «Раритетом» обязательства перед людьми – привезти им книги.

Судьба не ровно делит успех между людьми. Лопнули все фирмы, в которые вложил свои и чужие деньги Саша Ефимов, и ему пришлось лишиться квартиры, чтобы рассчитаться с долгами. Да и сам он сейчас далеко – в Питере. Сан Саныч погорел на каких-то махинациях и бесследно пропал на просторах необъятной России. Многие мои одноклассники кто в Америке, кто в Канаде, кто в России. Бывший конкурент по книжному бизнесу Миша Кондратьев живет в Израиле. Мои сотоварищи альпинисты Володя Некрасов в Нью-Йорке, Саша Федоскин в Германии, как и друг Жуканин. И еще много других – кто в Лондоне, кто в Стокгольме. Хорошо, конечно, что мир стал ближе из-за того, что кругом живут твои друзья. А с другой стороны, их нет со мною рядом. И там они одни. Кто же виноват в этом, опять дикий рынок?

Скачать текст книги «Коровы пустыни»