Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Публицистика
© Каныкей Манасова, 2013
© ИА «24.kg», 2013

Каныкей МАНАСОВА

Книга-2013: плюс-минус 19

Источник: Информационное агентство «24.kg», Бишкек

Размещено на сайте 12 декабря 2013 года

http://www.24.kg/perekrestok/167617-kniga-2013-plyus-minus-19.html

 

На ноябрьском заседании парламента КР министр культуры, информации и туризма Султан Раев посетовал, ссылаясь на мировые рейтинги, составленные международными организациями, что каждый житель республики в среднем читает в год не более 19 страниц. На эти данные кыргызстанцы отреагировали по-разному: улыбнулись, огорчились, удивились, не поверили и даже возмутились. Одним словом, без ответной реакции заявление не осталось.

В День национальной литературы Кыргызстана, отмечаемый сегодня, ИА «24.kg» решило поинтересоваться у жителей, какой прочитанной книгой им запомнился уходящий 2013-й и почему. Вдруг министр культуры ошибался?

Чингиз Шамшиев, ректор АГУП КР:

— Прочитал за год много технической экономической литературы. Из книг другой сферы запомнилась «Структуральная антропология» Клода Леви-Стросса, известного французского ученого. Она дает объяснение связям в примитивных обществах между семейными и языковыми структурами. Мне важна эта работа с точки зрения моделирования социальных структур и работы с ними. Вопрос метода и его применимости в экономике здесь очень интересен.

Также осталась в памяти книга Эриха Марии Ремарка «Жизнь взаймы». Запомнилась трактовка автором темы места понятий жизни и смерти в бытии человека. Человек рождается и умирает в одиночестве, а жизнь прожигает так, будто она ему дана навечно. Только поняв скоротечность бытия, человек начинает по-настоящему ценить его, учится дорожить каждым прожитым днем, радоваться мелочам, словом, поступать так, будто жизнь ему дана взаймы.

Зоя Данилова, учитель:

— Думаю, что все-таки министр прав. Уже лет 15 мы воспитываем поколения, которые читают лишь «по большой нужде». Сегодня они выросли и никак не могут сосредоточиться на чем-то серьезном, потому что их с детства учили только тому, как срубить бабки и расслабиться. Помните знаменитое «сникерсни»?

Я принадлежу к старшему поколению. Среди нас читали многие, не побоюсь сказать, что большинство. Это были не только жители города, знала много и сельских интеллектуалов. Такие люди по-прежнему испытывают читательский голод. В Союзе книг не хватало, теперь не хватает денег, чтобы их купить. Урезаем себя в чем-то, передаем книги друг другу.

Из последних понравившихся, безусловно, на первом месте книга Архимандрита Тихона «Несвятые святые». Умный, честный разговор о человеке и его идеалах. О том, почему лучшие мальчики своего времени из МГУ, из ВГИКа, из спецназа уходили в монахи и обретали счастье. Книга о том, как выстраивать себя как личность, и не только в юности.

Из тех, что заставили посмеяться, давно написанная книга Г.Маркеса «24 миллиона километров без рекламы кока-колы». Взгляд иностранца на советскую жизнь в хрущевские времена. Какие, однако, мы были искренние и нелепые в своих чувствах.

Недавно перечитала рассказ «Старик» нашего замечательного писателя Талипа Ибраимова. Точно, пронзительно, безжалостно.

Олег Бондаренко, главный редактор электронной библиотеки «Новая литература Кыргызстана»:

— Есть такая книга! А может быть, даже две одного автора. Я говорю о беспрецедентном романе «Русский садизм», который принадлежит перу бишкекчанина Владимира Михайлова (творит под псевдонимом Лидский). Эта книга появилась в продаже в наших книжных магазинах в 2013 году, и в этом же году я ее прочитал.

Книга — шок. История насилия на Руси с давних лет по наши дни, и в великолепном художественном изложении. Волосы встают дыбом, когда читаешь ее, и сердце болит. Но книга вовсе не «ужастик». Это — книга-покаяние, она написана в абсолютно новой манере, какой не было доселе в мировой литературе. Не зря роман сразу же вошел в число лауреатов российских литературных премий «Национальный бестселлер», «Нос» и имени Андрея Белого. Михайлов-Лидский, в недавнем прошлом кинокритик (его статьи хорошо знают читатели журнала «Советский экран»), буквально ворвался в современную русскую литературу, ошеломив и озадачив всех. До сих пор литературоведы Москвы пребывают в оцепенении, не зная, как им реагировать на «явление Лидского».

Прочел я месяц назад и второй роман этого автора — «Избиение младенцев». В рукописи, мне автор прислал по моей просьбе из Европы, где он сейчас вынужден некоторое время жить и творить. И этот роман тоже меня потряс. Это жестокая и вместе с тем удивительно нежная, тонкая история любви и одной семьи на протяжении всей жизни Советского Союза. Причем сделано все в жанре «магического реализма», который почти не практикуется в нашей отечественной литературе, но очень популярен и желанен в мире.

Невольно приходит мысль: у нас в Кыргызстане появился не просто «еще один автор», но — гигант масштаба Айтматова. С трибун слышишь: пройдет время, и в стране появятся новые Айтматовы. Не надо ждать. Не нужно времени. Писатель айтматовского уровня у нас уже есть. Ну, или набоковского уровня, если угодно. Вы думаете, что его кто-то теперь в Кыргызстане заметил? Щас! Не может быть в стране, где нет ни одного русского народного писателя, официального внимания к человеку с фамилией Михайлов-Лидский. Поэтому не стоит ждать официальных почестей, не стоит надеяться на «раскрутку» этого автора на отечественном книжном горизонте. Просто берите его сами и читайте. Уверяю вас, не прогадаете.

Алтынай Джуманазарова, руководитель PR-агентства «Ноосфера»:

— В 2013 году самые яркие впечатления мне подарила книга Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня». Это антиутопия об обществе, в котором выращивают клонов-доноров для постепенной выемки органов. Группа людей воспитывала группу клонов в закрытом интернате как настоящих детей, и ставила эксперименты, имеющие целью показать, что они равны людям. Дети рисовали, играли, учились, участвовали в выставках и не имели представления о том, что их ждет. До второй половины книги и вовсе непонятно, что речь идет не об обычной закрытой школе и не об обычных детях. Эксперимент гуманистов провалился из-за политических событий, и больше никто не относился к клонам, как к людям — их, как и прежде, стали выращивать как скот на убой.

В произведении нет морализаторства о том, насколько этично клонирование — поскольку в данном обществе оно давно стало нормой. Мне книга симпатична тем, что она ненавязчиво показывает, насколько пассивным и принимающим может быть человеческое существо, если оно изначально не имеет альтернатив и не видит их вероятности.

Для меня 2013 год был во многом знаковым и требовал решительных мер, зачастую рискованных и непопулярных. Наше общество, в котором культивируется покорность, соблюдение иерархии/ритуалов и некое полумифическое универсальное благо, близко по настроению к «Не отпускай меня». Эта книга — полный антагонист «Атланта» Айн Рэнд, и не призывает к активным действиям. Она лишь показывает и напоминает — у тебя вырежут твои органы один за другим, а ты будешь думать, что так и надо во благо общества. Не надо ждать первой выемки.

Игорь Мордвинцев, руководитель молодежной инициативной группы «Соотечественникъ»:

— Думаю, человек, который привык задаваться серьезными вопросами, глубоко их обдумывать, стремящийся отыскать даже в самой незначительной теме истину, не может не иметь настольную книгу. Книгу, к которой раз за разом возвращаешься, чтобы лишний раз подтвердить или опровергнуть свои сиюминутные размышления. Так случилось, что практически каждый год, моя настольная книга меняет обложку. В этом году место на рабочем столе заняла документальная книга из четырех томов «Проект Россия».

Книга практически перевернула мое мировоззрение, структурировала уже известные события и факты в достаточно устойчивую картинку. Особенно приятно, когда, обсуждая с друзьями те или иные вопросы, невольно цитируешь то, что особенно точно отображает твои мысли и понимание происходящего, а в ответ нередко можешь услышать цитаты друзей из прочитанных ими книг. Верю, что читающий всегда идет на шаг впереди. СССР был самой читающей страной. Думаю, никуда это не ушло. Мы, как часть большой цивилизации, стали наследниками любви к книгам.

Валерия Аслаповская, психолог:

— Всегда обожала читать. В юности взахлеб зачитывалась классикой, современной прозой и поэзией, носила с собой книги в сумочке, читала в транспорте, очередях, на остановках. Потом перешла на профессиональную литературу, которую читаю почти каждый день. Ну и, конечно, детская литература пышно разрослась на полках с появлением детей. А недавно обнаружила, что тоскую по литературе художественной, взрослой.

И книгой уходящего года для меня, пожалуй, стал роман «Дэнс, дэнс, дэнс» Харуки Мураками. Спасибо моей замечательной подруге! Как-то пропустила я его в период Мураками-мании. Сильно и современно. Парадоксальное сочетание чувства одиночества, однобокости, посредственности жизни и одновременно ее глубины, простоты, разнообразия вкусов, звуков, запахов и настоящих чувств и отношений. Ух, вкусно было! Хочу еще!

Эркин Джаманбаев, гендиректор Центра тренинга и консалтинга:

— Книга «I am a writer» от Jeff Goins. Почему? Потому, что я пишу и люблю писать. В разных форматах. Книга дает пищу для размышления. А также книга «Who» автора Geoff Smart. Просто потому, что проблема поиска персонала — это проблема №1 в любом бизнесе...

Елена Воронина, независимый эксперт:

— 2013-й запомнится книгами Умберто Эко. Прочитала два его потрясающих произведения — «Таинственное пламя царицы Лоаны» и «Искусство и красота в средневековой эстетике». Каждый раз, обнаруживая в продаже новую книгу Умберто Эко, не могу сдержать «хватательный» рефлекс. А все потому, что у моих родителей я обнаружила первое издание «Имени розы» на русском языке, если не ошибаюсь, 1988 года. Отличное издание, надо сказать. Пусть качество бумаги и печати не на высоте, зато там было целых два предисловия — переводчика Елены Костюкович и Юрия Лотмана. Так вот этот самый рефлекс мне подарил возможность приобрести на английском в Штатах «Искусство и красоту» Эко, а уже в Бишкеке я купила «Таинственное пламя царицы Лоаны».

Долго читала роман, и тому есть обоснование: для меня главная прелесть «Таинственного пламени...» в сюжете, в той жемчужине, которая объясняет, почему герой потерял память, к чему он стремился всю жизнь и от чего убегал, ради чего он, собственно, жил. После этого сразу стал понятен язык романа, его стиль и все остальное. И захотелось перечитать книгу снова. Так что 2013 год я читала и перечитывала Умберто. Он дал мне своеобразный мастер-класс, как работать со словом, как писать эссе.

 

Каныкей МАНАСОВА  

 


Количество просмотров: 994