Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Книгоиздание / Публицистика
© Каныкей Манасова, 2013
© ИА «24.kg», 2013
Дата размещения на сайте: 27 мая 2013 года

Каныкей МАНАСОВА

Жылдыз Бакашова: Библиотека должна стать центром досуга

Опубликовано на сайте ИА «24.kg» 

Первоисточник: http://www.24.kg/culture/155112-zhyldyz-bakashova-biblioteka-dolzhna-stat-centrom.html

 

Сегодня в Кыргызстане отмечается День библиотек. Праздник этот молодой — постановление о дате принято правительством 17 июня 2008 года. А впервые свой профессиональный праздник в 2009-м отметили более 2,5 тысячи библиотечных работников, из них 88 процентов — женщины. Вообще же 27 мая выбрано не случайно: в 1902 году в этот день в республике открылась первая общедоступная библиотека.

На сегодня Национальная библиотека КР обслуживает около 200 тысяч читателей в год и за это же время выдает приблизительно 100 тысяч различных информационных справок. Так уж получилось, что на связь со СМИ чаще всего выходит именно это учреждение, сообщая о своей деятельности, изменениях в ней, новых поступлениях книг, акциях и прочем. ИА «24.kg» предлагает вниманию читателей беседу с директором НБ Жылдыз Бакашовой, полагая, что вопросы и ответы, озвученные в ней, вполне касаются и остальных библиотек республики.

— Не так давно коллектив вашего учреждения впервые провел социально-культурную акцию «Библионочь-2013». Что изменилось после ее проведения?

— Акция прошла 17 мая. Это новый формат популяризации библиотек в наше время. Наши сотрудники творчески подошли к данному мероприятию — они проявили фантазию, выдумку и впервые в Кыргызстане организовали новое событие, созвучное ожиданию молодежной аудитории. Акция встретила большую поддержку со стороны жителей Бишкека. Библиотеку посетили более 2 тысяч человек.

Что изменилось после «Библионочи»? Увеличилось количество посещений и число вновь записавшихся читателей; сократилось число задолжников; повысился престиж учреждения и его работников. Библиотека раздвинула свои границы, стала более «прозрачной», нашла новые эффективные формы сотрудничества и взаимодействия с обществом, особенно с молодежью.

— Не так давно, в апреле, вы сетовали, что государство не выделяет средства на комплектование фонда. Тем не менее в 2012 году НБ приобрела на собственные средства 790 экземпляров книг на сумму более 337 тысяч сомов. Как это стало возможно, как удалось скопить эти средства?

— Привлекаем спонсорские средства, проводим благотворительные марафоны, «День дарителя», ищем меценатов, участвуем в проектах и программах. Кроме своей главной миссии — бесплатного обслуживания читателей, библиотека оказывает платные услуги. За счет этого, конечно, небольшого спецсчета, библиотека приобретает отечественные издания, осуществляет хозяйственную деятельность. Надеемся, что в Закон «О библиотечном деле» в скором времени будет внесена поправка, где гарантийное комплектование библиотек в бюджете будет закреплено отдельной защищенной статьей.

— Только ли отсутствием финансирования объясняется снижение посещаемости?

— Конечно, нет. Есть и другие, например, отсутствие времени у людей. Это главная причина, по которой наши сограждане редко или практически никогда не бывают в библиотеках, некоторые не любят читать, кто-то предпочитает книги покупать. В качестве других аргументов можно привести неудовлетворенность библиотечными фондами, отсутствие в них интересной литературы, а также наличие домашней библиотеки, использование более современных источников информации (например, Интернета) или отсутствие библиотеки в месте проживания.

Я также думаю, что люди с разным уровнем образования по разным причинам не посещают библиотеки. Но в основном посетителями чаще оказываются представители молодого поколения. Особо хочу отметить, что глобализация изменила качественный состав читателей библиотеки, значительно увеличивается и число виртуальных.

— А с районными библиотеками как быть? В центральные, по крайней мере, ходят студенты, научные сотрудники. А на периферии людям, кажется, вообще не нужно такое учреждение...

— Время настоятельно требует создания новой модели деятельности библиотек. В настоящее время в республике 1 тысяча 55 учреждений, которые объединены в 54 централизованные библиотечные системы (ЦБС) в 14 городах и 40 районах.

Главным ориентиром в их деятельности должна стать эффективность работы, доступность для населения. Этим критериям вполне могут соответствовать передвижные учреждения, библиотечные пункты. При этом условия обслуживания жителей села нам нужно максимально приблизить к уровню городского в плане развития сети и улучшения состава библиотечных фондов.

Сегодня региональные, особенно сельские библиотеки являются чуть ли единственным очагом культуры. Вся их работа строится на энтузиазме, они вносят неоценимый вклад в сохранение и развитие национальной культуры на селе. Проводят многочисленные массовые мероприятия, выставки, встречи, обзоры литературы, диспуты, викторины, литературные вечера и многое другое.

— Не пришло ли время заняться разработкой электронной базы библиотеки? Какая работа ведется в этом направлении?

— Для этого нужна поддержка не только государства, но и бизнес-сообщества. В целом сейчас назрела острая необходимость рассмотрения на государственном уровне предоставления льготных кредитов и грантов международных финансовых организаций для строительства, реконструкции, оснащения и ремонта библиотек. Нужны государственные гарантии деятельности библиотечной системы. Об этом мы постоянно говорим на всех встречах в госструктурах.

Информационное обеспечение науки, образования и культуры должно основываться на госстандартах. Если мы хотим сохранить нашу страну как единое культурное и информационное пространство, то государство непременно должно включить в проект «Стратегии развития сферы культуры КР до 2020 года» телефонизацию и информационное сетевое обеспечение местных библиотек.

На сегодня нами подготовлен проект «Национальная электронная библиотека» (НЭБИС).

Базовой может стать Национальная библиотека, которая внедряет виртуальную справочную службу («Спроси библиотекаря» или «Скорая библиографическая помощь»), электронную доставку документов.

— Кстати, о комплектовании фонда. Могут ли рядовые граждане участвовать в этом процессе или в дар книги могут приносить только меценаты и только новые и в нескольких десятках экземпляров?

— Конечно, и рядовые граждане могут приносить в дар книги библиотекам. Традиция дарения книг была и сохранилась и сегодня.

— Согласны ли вы с мнением, что надо законодательно раскрепостить библиотеки, чтобы появился стимул к поиску новых форм работы с читателями? Если да, можете развить дальше эту мысль. Что бы вы предложили на законодательном уровне?

— Законодательно закрепить за библиотекой помимо функции образовательной, просветительной, культурной и информационной досуговую функцию. Библиотека может стать центром социализации личности, подрастающего поколения.

— Назовите три причины, из-за которых в библиотеку следует ходить.

— Назову в два раза больше. Первая: в библиотеке более качественная литература, чем в Интернете, она — гарант интеллектуальной свободы, где можно почитать любую книгу. Вторая: в библиотеке вы можете найти уникальные книги, источники для своих научных работ. Третья: библиотека — это «экологическая ниша», которая способна защитить человека от напряженной окружающей жизни, там можно просто отдохнуть от шума и побыть в тишине. Четвертая: в библиотеке можно бесплатно почитать журналы на разные темы, включая молодежные. Пятая: комфортные условия (бесплатный Интернет, расширенная электронная база данных, сканирование и другое). Шестая: библиотека — это дискуссионный клуб, где можно культурно отдыхать и развиваться.

 

© Каныкей Манасова, 2013
    © ИА «24.kg», 2013

 


Количество просмотров: 2593