Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Художественная проза, Малая проза (рассказы, новеллы, очерки, эссе) / — в том числе по жанрам, Драматические
© Орозоева Томирис (Орозоев Умар), 2013. Все права защищены
Произведение публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте: 11 марта 2013 года

Умар ОРОЗОЕВ

Рассказ про Азима

 

Пока мы маленькие, мы ужасно впечатлительные. История, услышанная мною летом 2000 года, оставила неизгладимый след в душе на всю жизнь. Отчасти это повлияло на мое формирование как человека. Без длинных предисловий хотелось бы поделиться тем, как неизвестный человек стал моим кумиром и являлся авторитетом в принятии важных решений больше, чем близкие люди.

Удивительная жизнь на джайлоо. Вдали от цивилизации, на кажущихся бескрайних просторах девственной природы, где вода из далеко находящегося родника, где хворост таскаешь из леса, и нужно спускаться налегке, а подниматься с грузом, где деревья служат скамейками, а лошади средством передвижения в лучшем случае, можно частично ощутить, как жили наши предки. Каждый день вставать и ложиться спать вместе с солнцем, жить в юрте, смотреть за скотом, пить кымыз и другие молочные продукты – это типичная жизнь на джайлоо. Но самый главный элемент, конечно же, беседы. Долгие беседы в жаркие летние дни под тенью деревьев, когда нечего делать или же по дороге к роднику или в лес. Мы могли часами болтать с ровесниками-родственниками обо всем и ни о чем, но самое интересное могла рассказать только бабушка. Один разговор с ней запомнился очень хорошо. Тогда я была расстроена тем, что все забыли про мое день рождение, и бабушка, увидев кислую мину на моем лице, предложила послушать историю об одном ее старом знакомом.

— Знаешь ли ты, Айдина, кто такой идеальный человек? – спросила она, загадочно улыбаясь.

— Наверное, это тот, кто дарит на день рождение маленьких детей большие подарки.

— Нет, солнышко, это Дед Мороз на Новый год.

— Ба, а кто такой идеальный человек? – требовательно спросила я, ожидая услышать в ответ «твой дедушка».

— Не знаю. Но у меня есть один знакомый, и многие люди почему-то считают его идеальным.

— Почему? – еще требовательнее спросила я.

— Говорят, его жизнь служит тому подтверждением.

— Ба, расскажи про его жизнь, — произнесла я, в предвкушении очередной поучительной истории, основанной на реальных событиях.

Бабушка перестала вязать и погрузилась в воспоминания. Мне показалось, что даже ее улыбка от этих воспоминаний немного изменилась, стала какой-то детской.

— Мы были соседями с самого начала и учились в одном классе в местной деревенской школе, — повела нить повествования бабушка.

— Жили прямо напротив друг друга и, может, поэтому очень много времени проводили вместе. Утром он стучался в наши ворота, и мы вместе шли в школу. Он всегда носил мой портфель и однажды, чтоб поиздеваться над ним, я положила туда кирпичи. Помню, он даже не разозлился тогда, а просто сказал: «Если от такой тяжести у тебя порвется портфель, поедем в город за новым?» И всегда он так по-доброму отвечал на мои издевки, что иногда я представляла себя монстром. А в классе сидели за одной партой и на контрольных помогали друг другу, то есть я списывала у него все задания и домашние в том числе. Но он это называл взаимной помощью.

— Бабушка! – в потрясении воскликнула я.

— Не перебивай бабушку, — отмахнулась она и продолжила рассказывать дальше.

— Среди всех знакомых он был известен тем, что никому и никогда не отказывал в помощи. Когда мне нужно было что-то и я заходила к ним и спрашивала: «Где Азим?», его вечно не было дома: то одноклассники просили объяснить сложную тему по физике или алгебре, то взрослым нужен был помощник в каком-нибудь деле вроде поколоть дрова или сходить на почту отнести письмо. Волшебным образом он успевал все и вечно ходил с улыбкой на лице. Когда он стал старше многие девчонки поняли что влюблены в него – кто из-за улыбки, кто из-за доброты и юмора, некоторые из-за внешности, некоторые просто потому что он всем нравится. Мы продолжали проводить много времени вместе, я все издевалась над ним, пользуясь его добротой и однажды поняла, что он не просто так терпит мой наглый и вздорный характер. Это было в 10 классе, когда я первый раз влюбилась. К нам в класс пришел новый мальчик и не откуда-нибудь, а с города. Он очень был недоволен, что его родители уехали на заработки в Россию, а его отправили в село и каждый раз бурчал свою любимую фразу: «что я забыл в этой глухомани». Этот мальчик пригласил меня на новогоднюю школьную дискотеку, утвердив мою мысль, что не зря меня считают первой красавицей школы. Знаешь внученька, что выдает чувства людей? Это безразличие. Азим в то время упорно делал вид, что ему все равно с кем я иду на дискотеку. Я витала в облаках и представляла нашу пышную свадьбу и себя в белом мамином платье, а Азим все так же хорошо учился и собирался уехать за границу.

— Ты вышла замуж так рано? – удивилась я.

— Нет, глупенькая. Мои воздушные замки распались именно тогда, когда даже мои родители начали подготовку к свадьбе. Он уехал.

— Вот это облом! – слетело у меня с губ. Бабушка поняла жаргон по контексту.

— Да, он уехал. Мы уже встречались два года, и я думала, что его любовь настоящая. Но стоило его родителям вернуться из России и позвать его обратно в Бишкек, он в ту же секунду умчался, даже не попрощавшись. Сейчас я не жалею об этом, потому что в то время мы были так молоды и можно было совершать ошибки, и я ужасаюсь при мысли, что могла выйти замуж за такого ненадежного человека. Но тогда, — и бабушка вздохнула.

— Тогда моя репутация была запятнана, и хотя, все признавали, что он некрасиво поступил, слухи продолжали беспокоить мои уши. Азим, всегда предупреждавший меня что рано или поздно я разочаруюсь в этом человеке и холодно общавшийся со мной на момент моей «любви», снова возобновил старые отношения. Это был переломный момент жизни. Мы только окончили школу, и в это ответственное время нужно было определяться с будущим. Азим, конечно же, прошел в зарубежный университет, но я видела, как он колеблется насчет отъезда. Азим никогда не говорил о любви, не делал никаких признаний – он просто был рядом, разговаривал и помогал во всем, ну и я относилась к нему как к брату. Я никогда не ценила его, мне казалось, что все так и должно быть. И вот однажды когда мы возвращались со школы забрав аттестаты немного счастливые от пережитых одиннадцать лет с одноклассниками, немного грустные от того что ничего этого больше не повторится, он заявил: «Мне так не хочется уезжать Айжамал». Тут мне стало страшно, потому что о его чувствах знало все село, и иногда многие намекали «мол, хватит играть с бедным мальчиком», и только он не догадывался что все в курсе. Ему казалось, что он делает открытие, когда признавался в любви. Самое ужасное было даже не признание, а надежда, прозвучавшая в его голосе и отразившаяся в глазах, когда он сказал: «Если бы ты только намекнула, я остался».

— Ба, но ведь дедушку зовут не Азим. Значит, ты не попросила его остаться?

— Да-а, я сказала, что он идиот, если упустит такой шанс.

— Какая ты жестокая! – упрекнула я бабушку.

— Нет, внучка, ты не права. Просто я не была влюблена как он. На тот момент.

— А когда ты была влюблена?! – вскрикнула я.

— Давай по порядку. Итак, он уехал в Китай, а я поступила в университет в Бишкеке. Я жила настоящей студенческой жизнью: общежитие заменило нам дом, соседка по комнате – семью, а учеба и университетские мероприятия так поглотили меня, что думать об Азиме у меня не было времени. Я приезжала на выходные в родное село и узнавала, как менялась или не менялась жизнь моих одноклассников. Когда я проводила время в селе, я вспоминала Азима, и мне становилось грустно: все напоминало его, наши приключения и разговоры. От домашних я узнала, что он хорошо прижился в Китае, завел новых друзей (с его харизмой ему это не стоило никакого труда), хорошо учился и даже устроился на работу и присылал деньги своей семье, а когда приехал однажды на каникулы чуть ли не всем жителям села привез подарки. Оказывается, он даже мне оставил подарок – браслет, на котором была выгравирована фраза: «Ничего не вечно». Позже когда мы встретились, он объяснил, что это касалось моих чувств, а не его.

— Вы встретились! Ты поехала за ним в Китай? – обрадовалась я.

— Нет, мы просто случайно столкнулись в Бишкеке. Он приехал по какому-то проекту и, в общем, тогда он опять сказал, что продолжает любить меня. Я к тому времени осознала, что испытываю то же самое, и целый год мы жили мечтой о воссоединении, когда его учеба закончится и он вернется с Китая. Азим был человеком, которого я знаю лучше всех, но мы оба ошиблись во мне. Как-то он начал не успевать с учебой и работой и стал уделять мне меньше времени, а я к тому времени уже устала ждать его. В общем, меня угораздило влюбиться в другого человека, и, когда Азим приехал, мы с твоим дедушкой уже планировали кого позвать на свадьбу.

— Ба, ты обманула его!

— Да, Айдинка, это плохо. Никогда так не делай. Я обманула не кого-нибудь, а самого доброго и светлого человека и всю жизнь жалею об этом.

— Ты его не любила?

— Неет.. Любила. Но я немного запуталась в себе, когда твой дедушка начал ухаживать за мной. Мне показалось, что с Азимом все было не по-настоящему, что я просто соскучилась по его присутствию и поддержке. Я знаю, что прощение – это великое благородство души, но я не считаю Азима плохим человеком только потому, что он не простил меня, хотя я просила.

— Ба, — сказала я в раздумье, — но это не идеальный человек, это влюбленный человек.

— Может быть ты и права, но он относился великодушно не только ко мне.

— Ты вышла замуж за дедушку тогда? – Она не ответила, только кивнула головой.

— А что случилось потом с этим Азимом? – забыв про все на свете, спросила я.

— Внуки, — улыбнулась бабушка. – Любопытные и любимые.

— Сразу? Откуда? – наивно воскликнула я.

— Нет, не сразу. – Бабушка явно загрустила от нахлынувших воспоминаний, но я как пиявка не отлипала от нее и настаивала на продолжении истории.

— А когда? – спросила я.

— После моего обмана он надолго исчез. Потом я узнала, что он живет в Бишкеке, у него русская жена и четверо детей. А русская жена с Санкт-Петербурга, где он жил и работал после завершения учебы.

По правде говоря, он не добился славы, не заработал миллионы и он не тот, кто на устах у людей или кто останется в памяти последующих поколений. Все село предсказывало, что когда-нибудь он станет великим ученым или президентом нашей страны или добьется еще чего-нибудь такого значительного. Азим не оправдал их надежд. Он остался тем же улыбчивым, добрым, отзывчивым человеком. Любой, кто знаком с ним лично, глубоко уважает его и ставит в авторитет. У него любящая жена, прекрасные дети, обожаемые внуки, маленький бизнес в компании с лучшим другом, дом, где его любят и ждут и знакомые, которые ценят.

Духовная сила определяется количеством жизненных испытаний, которые человек преодолел. Так вот он пережил потерю родного ребенка, умерли его родители от старости, и многое другое случалось в его жизни, что ломает людей, но он не потерял веру в жизнь и людей и свою вечную искреннюю улыбку. Потому что он любит людей он даже не обижался, когда его использовали. По сути, он и не достиг ничего значительного, потому был слишком добрый и тратил слишком много своего времени, чтобы помочь окружающим. Мне кажется, если бы он родился в военные годы, то обязательно погиб героем. А сейчас? Ведь это и есть геройство — прожить такую жизнь. Доброта в сочетании внутренней духовной силы и безмерной любви к людям – редкое явление в людях. Я не встречала таких больше и, на мой взгляд, это самый удивительный и в то же время самый простой человек. Люди и должны быть такими, только это уже была бы другая мифическая планета с неунывающими обитателями, которые помогают друг другу и искренне и с любовью относятся друг к другу. Не знаю, какое нужно воспитание, чтоб вырасти таким человеком, но надеюсь, ты, Айдинка, усвоила из этого что-то полезное для себя.

— А теперь сюрприз! – вдруг воскликнула она, и в юрту зашли родственники с тортом. Как выяснилось позже, они должны были, когда я проснусь (а я очень поздно просыпалась в особые дни) поздравить меня с тортом и исполнить, все что полагается на дне рождении. Но с тортом были проблемы, так как на джайлоо нет электричества и духовки; им пришлось отправляться в ближайшую деревню, чтобы испечь его. Они пели песню, говорили поздравления, смеялись и радовались, будто день рождение у них, а не у меня. А я все думала об Азиме и представляла, как он сидит тоже где-нибудь и рассказывает своим внукам о моей бабушке и о том, что настоящая любовь бывает только один раз в жизни и то если повезет.

 

© Орозоева Томирис (Орозоев Умар), 2013

 


Количество просмотров: 2313