Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Художественная проза, Малая проза (рассказы, новеллы, очерки, эссе) / — в том числе по жанрам, Легенды, мифы, притчи, сказки для взрослых / Литературный конкурс "Золотая табуретка"
© Чыңгыз Исмаилов, 2012. Все права защищены
Произведение представлено на конкурс литературного творчества молодежи, организованный в 2012 году литературным клубом "Золотая Табуретка" АУЦА и электронной библиотекой "Новая литература Кыргызстана".
Публикуется с разрешения оргкомитета, в соответствии с условиями конкурса.
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования.
Дата размещения на сайте: 17 августа 2012 года

Чыңгыз ИСМАИЛОВ

Айжан

(легенда)

Произведение представлено на конкурс литературного творчества молодежи Кыргызстана и стран СНГ, проводившийся в 2012 году под девизом "Много языков – один мир". Вошло в сборник изданных работ – альманах.

Публикуется по книге: Много языков – один мир: Литературный альманах. Составитель Н.Шульгин. – Бишкек: Турар, 2012. – 196 с. Тираж 3000 экз.

УДК 82/821
    ББК 84 (2) 7
    М 73
    ISBN 978-9967-15-146-8
    М 4702000000-12

 

Когда-то давно, когда еще по морям не бороздили пароходы, а земля не стонала под ревом машин; когда еще люди писали письма с помощью пера и чернил и отправляли эти послания в тридевятое государство с помощью гонцов; кода еще люди жили в тесном взаимодействии с природой и понимали ее знаки; когда звезды сияли в три раза ярче, чем сейчас; когда на Земле еще жили причудливые существа и прекрасные феи, жили старик со старухой. 

Они жили в небольшом домике у реки, что собирая воды в горах, текла у опушки леса, за лесом возвышались синеватые вершины величественных гор. Все было у старика со старухой: и скота, и еды вдоволь, и золотых монет в сундуке, но не было лишь детей.

Старик ухаживал за небольшим стадом овец, удил рыбу в журчащей реке, собирал хворост в лесу. Старуха присматривала за хозяйством, готовила еду, доила двух коров, из молока получала сметану, из сметаны топила масло, а масло затем большими бочками старик отвозил к купцам. Так жили старик со старухой из года в год. Весной, летом и осенью, время пролетало незаметно в ежедневном труде, но зимой они тосковали, так как в доме не было непоседливых детей, которые могли бы весельем и задором поддерживать угасающий огонь в их сердцах.

Вот еще одна зима позади. Старик со старухой пережили эту зиму с большим трудом, а при мысли, что нужно пережить еще несколько зим, сердце обеих ныло щемящей грустью.

Но они старались не думать об этом, будь что будет, ведь настала весна, природа ожила и кто знает, что она им принесет.

Снег растаял, набухшие почки раскрывались и из них начинали вырастать листочки. Черная земля постепенно покрывалась зеленью, будто надевала великолепное зеленое платьице.

Старик, кряхтя, вышел из дома и поднял глаза в небо. Оно было ясным, как утренняя роса. Воздух веял свежестью. Старик решил немного побродить вдоль берега реки, налюбоваться бликами журчащей воды.

Вода, перекатываясь с камня на камень, игриво смеялась, и от этого в душе старика становилось теплее. Он присел на большой камень, поверхность которого уже успела нагреться на солнышке. Он смотрел на воду и, как бы тяжело ни было, старался думать только о хорошем, чтобы эта вода стала свидетельницей его светлых раздумий.

Вдруг он уловил, доносимые ветерком, звуки, похожие на детский плач. Старик мечтал именно о ребенке, и он подумал, что это ему пригрезилось, но звук стал более отчетливым, и стрик уже не мог спутать столь желанный звук ни с чем. Вскочив, он поспешил на доносимый плач, звук становился все отчетливей и отчетливей. Так он дошел до большущей арчи, внизу ствола которой имелось небольшое отверстие, наподобие дупла. Да, плач исходил именно оттуда. Старик осторожно просунул руку и, нащупав теплый сверточек, так же осторожно извлек его. Это был милый ребенок, свернутый в шелковую простыню, который тут же перестал плакать и удивленно хлопал прекрасными глазами.

Старик, чуть не теряя сознание, прибежал домой и уже со двора кричал: «Старуха! Какое счастье нам дал Великий Бог, Он услышал наши молитвы! Посмотри же, что я принес!» Старуха выскочила из дома и, увидев чудного младенца в руках старика, чуть не упала от нахлынувшей радости. «О Тенир! Слава Тебе, спасибо Тебе, какое счастье! Не оставил нас на старости лет!» — плакала она от счастья, прижимая ребенка к груди.

Они вошли в дом, и решили дать ребенку имя. Это была девочка, а так как ее лик был прекрасен, подобно луне, ее решили назвать Айжан, что означает Лунная душа.

 

Старик со старухой не могли нарадоваться дитятей, холили и лелеяли ее, а она была неземным созданием, росла по лунному календарю. Наступит новолуние, она вырастает на год. Так она становилась все взрослее и с каждым годом все красивее. От нее исходило лунное сияние, и когда она выходила погулять, ее окружали лесные олени и ласкались к ней, вокруг нее щебетали птицы. Иногда в доме появлялись гости, редкие прохожие, увидев прелестную девушку, они поражались ее красотой. Скоро ее красота разнеслась по всем уголкам Земли. Со всего света приходили к ней свататься, но она даже думать не хотела разлучаться с любимыми родителями. Старик желал только счастья дочери и не мог противиться ни одному ее желанию. И хотя старик знал, что ей пора выходить замуж, он был рад, что она не оставляет их. Но женихи были настырными, и только от того, что их было много, никто не смел похитить ее самолично, потому что тот, кто посмел бы это сделать был бы тут же растерзан другими женихами. Так они, потеряв голову от любви, бродили около дома Айжан, добиваясь ее руки. Девушка заперлась в своей светлице и загрустила. 

Молва о ее красоте дошла до хана, и он решил, что она станет его женой. Хан собрал несметное войско и двинулся к хижине старика. Но дойдя до заветного дома, он увидел, что там собралось более пятисот красавцев женихов с той же целью, что и хан. Там были и принцы, и короли, и знатные вельможи. Никто и не думал уступать хану. Тогда хан сказал:

― Вижу, вы уже давно добиваетесь ее руки, неужели она даже ни на кого из вас не взглянула?

― Да, она вышла лишь раз, в новолуние, увидев ее, неземную красавицу, мы еще больше влюбились в нее. Теперь мы решили не уходить отсюда, пока она не выберет одного из нас, даже если нам придется ждать до самой смерти, — сказал один из женихов.

Услышал эти слова старик и, войдя в светлицу дочери, сказал:

― Дочь моя, с тех пор как я нашел тебя, взошло двадцать лун. Мы со старухой познали истинное счастье, воспитывая тебя. Но мы начинаем чувствовать, что нам осталось совсем немного пребывать в этом мире. Выходи замуж за одного из них, и мы еще успеем наглядеться на своих внучат.

― Отец, это я познала истинное счастье, живя с вами, я узнала, что такое жизнь. Я неземная, я пришла к вам из Луны. Скоро я вернусь туда обратно. Да, там снаружи ждет множество достойных женихов, но я не могу быть с кем-нибудь из них, потому что у меня есть возлюбленный. Да, он там, на Луне, и скоро он придет за мной. Мы, лунные создания, живем вечно, здесь же на Земле, люди рождаются и умирают, но ведь именно в этом вся прелесть жизни…

Пока она говорила эти слова, женихи решили устроить большое состязание, и кто будет ловчее, сильнее и умнее других, заберет Айжан к себе. Так они договорились и состязались вначале в стрельбе из лука. На расстоянии тысячи шагов они поставили седло, на седло они положили яблоко, а на яблоко воткнули иголку. Тот, кто собьет с трех попыток иголку, будет допущен к следующему испытанию, решили женихи. Это состязание отсеяло большую часть женихов, испытание выдержали всего девять молодцов и среди них хан. Об этом поведал дочери старик, который стал свидетелем состязания.

Второе испытание заключалось в следующем: на противоположных берегах реки росли две громадные сосны. На их вершинах растянули аркан. И тот, кто пройдет по канату невредимым, будет допущен к следующему состязанию. Множество женихов попадало в воду, и они чуть не расшиблись насмерть, и осталось всего трое молодцов: принц, лесной разбойник и хан.

Вечером, обо всем что было, старик рассказал старухе и дочери. Айжан очень пожалела всех тех, кто пострадал за нее, и чтобы этого больше не повторилось, она вышла к женихам сказать, чтобы они не рисковали жизнями ради нее.

Ночная темнота озарилась ее сиянием, и все взоры были прикованы к ней.

И вдруг в темном небе появилась яркая звезда, она медленно падала на землю, прямо к дому Айжан, она все увеличивалась, и вскоре все увидели прекрасного юношу на крылатом белоснежном коне. От него так же исходило лунное сияние, как и от Айжан. Все женихи были ослеплены величием этого юноши, они онемели от невероятного чуда и никто даже не посмел поднять на него руку. Он ласково взглянул на Айжан и сошел с коня, девушка бросилась к нему. О, это выглядело прекрасно! Два небесных создания несравненной красоты стояли, обнявшись, от чего их сияние осветило всю округу ярче Солнца. Лунный принц оглянулся на собравшихся и сказал:

― Мы небесные жители, иногда отправляем небесные создания на грешную землю, чтобы хоть немного облегчить ваши страдания. Они сеют добро и привносят что-то светлое в этот мир, когда наступает их время, мы забираем их обратно. Старик, ты жил праведно, но твое горе было в том, что у тебя не было детей, вот мы и отправили ее к тебе. Но мы знаем, что ваше время уже истекает. Она подарила вам счастье на старости лет, и благодаря этому, вы можете уснуть спокойно, — затем он, обратившись к женихам, сказал: — Вы же, храбрые юноши, стали более сильными и благородными из-за вашей любви, вы найдете взаимную любовь и на своем пути покорите еще ни одну вершину.

Айжан взмолилась:

― Не разлучай меня с родителями, я полюбила их и не смогу расстаться с ними, я не хочу жить вечно, когда моих любимых не станет. Я полюбила эту землю, за то, что люди могут любить, страдать, верить, надеяться, ошибаться и умирать, вам небесным созданиям не понять всего этого, вы ведь живете вечно и у вас всегда все прекрасно.

― Счастье земное и небесное в том, чтобы любить. Любовь дает бессмертие. Любить по-настоящему, без всякой крошечной доли корысти или злого умысла. Люди не живут вечно лишь потому, что не умеют любить. Они ссорятся, ругаются, дерутся, устраивают войны, убивают друг друга и им даже некогда любить и творить добро. Именно поэтому они не вечны, иначе они давно истребили бы друг друга. Поэтому хорошо, что даже самый безжалостный тиран рано или поздно умирает. Единственным уравнителем людей стала смерть. Только перед смертью, они вдруг осознают, что жили совсем не так как надо. Дай ему эту жизнь снова, они прожили бы ее совершенно по другому. Они были бы всегда счастливы, любили всех, и в их сердцах не было ни капли злобы, ненависти, зависти и злого умысла. Они понимают это, но у них уже не остается ни времени, ни сил, чтобы сказать другим об этом, и так они умирают. Но бывает среди вас, людей, те редкие исключения, которые знают эту истину, но вы принимаете их за безумцев и не прислушиваетесь к ним. На то вы и люди
…Прощайте, как только мы поднимемся на небо, ваша память об этой встрече будет стерта, вы забудете обо всем, что касается Айжан, и разбредетесь по домам, если только не передеретесь меж собой, — сказал принц и, посадив Айжан на коня, сел сам и собрался взлететь на небо.

― Возьмите нас собой, нам и так уже умирать, лучше нам превратиться в звезды и наблюдать за счастьем нашей дочери, — взмолились старик со старухой.

Старик со старухой превратились в звезды и все еще наблюдают за счастьем дочери. В полнолуние взгляните на Луну, и вы увидите силуэт девушки. Это Айжан, возможно, она иногда грустит о Земле.

 

© Чыңгыз Исмаилов, 2012

Скачать полный текст литературного альманаха

 


Количество просмотров: 2496