Новая литература Кыргызстана

Кыргызстандын жаңы адабияты

Посвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова
Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов
Представлены произведения, созданные за годы независимости

Главная / Искусствоведческие работы, Изобразительное искусство
© Валерий Руппель, 2010. Все права защищены
Статья публикуется с разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата публикации на сайте: 7 мая 2011 года

Валерий Федорович РУППЕЛЬ

Эффект «плацебо»

Статья посвящена инсталляции «Зеленка – лучшее лекарство». Автор, как обычно, сохраняет серьезность и при этом полон тонкой иронии. С иллюстрацией. Первая публикация.

 

Термин «плацебо» от латинского placeo – нравиться, быть довольным. В классическом понимании этого слова «плацебо» – имитация лекарства. Обычно это безвредные таблетки из молочного сахара, расфасованные и упакованные, как настоящие. Долгое время медики пренебрегали «плацебо», именуя их шарлатанскими штучками и псевдолечением. Считалось, что «плацебо» – палочка-выручалочка для врачей, не утруждающих себя поиском истинных причин болезни. Однако в наши дни «плацебо» стало объектом серьезного внимания. 

Оказалось, что «плацебо» – пустышка, по сути, во многих случаях действует не хуже подлинных препаратов. Есть примеры, когда с его помощью излечивали неизлечимое. «Плацебо» – безобидное вещество, действующее исключительно благодаря ожиданиям больного пациента. Объективно оно никак не воздействует на причины, вызвавшие заболевание. И действует это лекарство примерно так. Больному говорят: «Вот новейшее и самое эффективное лекарство от болей в желудке. Испытания этого препарата имели 100% успех! Уже через три дня вы будете совершенно здоровы», и при этом вручают больному порошок, сильно напоминающий измельченные листья брусники или крапивы. Через три дня больной чувствует заметное улучшение и начинает быстро выздоравливать.

Это не обман, а часть медицинской практики, которую называют дважды слепым испытанием лекарства. Как проверяют эффективность нового препарата? Берут две группы пациентов, одним дают настоящее лекарство, другим – инертное вещество «плацебо». При этом ни сами пациенты, ни врачи, не знают, кто получит лекарство, а кто «плацебо». Потом сравнивают эффективность… «Плацебо» оказывается эффективным в большинстве случаев! Оно, конечно, уступает в эффективности настоящим лекарствам, но ведь оно вообще не должно действовать.

Например, эффективность «плацебо» при лечении депрессии составляет 59% эффективности психотропных препаратов. При испытании морфия было выявлено, что для 35% пациентов польза от морфия и от «плацебо» была одинаковой. В целом же эффективность «плацебо» по сравнению с морфием достигла 55%. Эффект «плацебо» переводит наши убеждения о лечении непосредственно и порой каким-то удивительным образом в материальную действительность. Он демонстрирует нашу природную способность восстанавливать здоровье.

Все это касается медицинского аспекта действия «плацебо». В инсталляции «Зеленка – лучшее лекарство» предпринята попытка визуализировать трудноуловимый эффект суггестивного в объекте. Работа носит явно концептуальный характер по двум представленным позициям – текст и аптечные пузырьки с лекарством (проверка на практике тех вещей, которые удерживают силовое поле квазиритуального пространства). Рекламный оптимизм текста, трагическая поза «Умирающего раба» Микеланджело, шрифт, имитирующий арабскую вязь, открывают зрителю широкое поле для собственных интерпретаций. Например, такую: зеленка – лучшее лекарство для умирающего в плену раба. И при чем здесь плацебо и пространная энциклопедическая справка?

Но пристальный интерес современного искусства ко многим областям общественной жизни и тотальная всеядность как стратегия большинства художников, работающих в области современного искусства, многое объясняет. И в частности показывает, насколько привлекательной оказывается сама мысль визуальными средствами оказать на «пациента-зрителя» воздействие, родственное эффекту «плацебо».

Август 2010 года

 

 

 

© Валерий Руппель, 2010. Все права защищены
    Статья публикуется с разрешения автора

 


Количество просмотров: 1314